Родная литература (крымскотатарская)
Программа разработана на основе Федеральной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарскй)», утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Рабочая программа
по учебному курсу «Родная литература (крымскотатарская)» составлена на основе программы «Крымскотатарская литература» для 5-9
класса, в
соответствии с ФГОС основного общего
образования.
Литература – один из
главных предметов школьного образования, объединяюший гуманитарные дисциплины.
Он содействует становлению национального, патриотического и гражданского самосознания учащегося,
утверждает в нем чувство родного языка, родной истории, родной природы, способствует эмоциональному, интеллектуальному
и эстетическому развитию школьника, без
чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература формирует духовный
облик и нравственные ценности молодого поколения. Специфика литературы как
школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: она
обладает силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим
ценностям нации и человечества.
Программа
составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей
основы литературного образования. На уровне основного общего образования
необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного,
правильного, выразительного и беглого
чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений
читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в
общении с миром художественной литературы.
Основу
содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное
изучение художественных произведений, на крымскотатарском языке. Каждое произведение
всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся
постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к
человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком
культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного
произведения, формирование умения анализировать и толковать художественный
текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции.