РП 5-9 кл. родная литер (крымскотатарская)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель
МО
учителей
социально – гуманитарного цикла
__________/ С.А.Кравченко
подпись
ФИО
Протокол заседания МО
28. 08. 2023 г. №__5___

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Лесновская средняя школа»
_____________ Н.А.Седова
подпись
ФИО
29. 08. 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «___»__________ 2020г. №______
Директор МБОУ «Лесновская средняя школа»
_________________ А.Ю.Орден
подпись
ФИО
Приказ от 30.08.2023 г. № 306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет ______ Родная литература (крымскотатарская) __________
Уровень ________________базовый _________________________
________________Аджимуратова Султание Аблякимовна _____________
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс _______________5 – 9______________________________
Срок реализации:

5 лет

Количество часов:
Всего __34 ч. в каждом классе; в неделю ___1___ ч.
Программа разработана на основе Федеральной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарскй)»,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Лесновка, 2023 г.

Программа разработана на основе Федеральной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарскй)»,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Рабочая программа по учебному курсу «Родная литература (крымскотатарская)» для 5 - 9 класса составлена на основе примерной
программы «Крымскотатарская литература» для 5-9 класса, в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Литература – один из главных предметов школьного образования, объединяюший гуманитарные дисциплины. Он содействует становлению
национального, патриотического и гражданского самосознания учащегося, утверждает в нем чувство родного языка, родной истории, родной
природы, способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию школьника, без чего невозможно духовное развитие
нации в целом. Литература формирует духовный облик и нравственные ценности молодого поколения. Специфика литературы как школьного
предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: она обладает силой воздействия на читателей, приобщая их к
нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На уровне
основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного и
беглого чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и
книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, на
крымскотатарском языке. Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает
категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в
широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и
толковать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанию художественных произведений и теоретиколитературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
-выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
-анализ и интерпретация произведения;
-составление планов и написание отзывов;
написание сочинение на основе прочитанных произведений и на основе жизненных впечатлений;
написание творческих работ
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Крымскотатарская литература» тесно связан с другими учебными предметами: крымскотатарским языком, историей,
географией, обществознанием. Крымскотатарский языки литература формируют коммуникативную компетентность как основу человеческой

деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством,
мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Наряду с историей и
обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм
мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и
формирует у школьника умение разбираться в отношениях между людьми, активное отношение к действительности, к природе, ко всему
окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Умение грамотно, логично, образно изложить на
крымскотатарском языке свою точку зрения (устно или письменно) является главным результатом изучения крымскотатарской литературы.
Творческим работам различных жанров, способствующим развитию аналитического и образного мышления школьника, должно уделяться
особое внимание.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к родной литературе и культуре;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других
искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе изучения предмета закладываются все базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни,
добра, природы, семейные ценности, труд и творчество, искусство и литература, духовность. Предмет способствует формированию у
обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений, этике межнационального общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Личностные результаты:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Крыму, уважительного отношения к
крымскотатарской литературе, к литературе и культурам других народов;

использование
различных
источников
информации
(словари,
энциклопедии,
интернет-ресурсы
и
др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной гипотезы, выделять характерные причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях;
формулировать выводы;
умение самостоятельно организовать собственную деятельность;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
понимание проблематики изученных произведений крымскотатарской литературы;
понимание
связи
литературных
произведений
с
эпохой
их
написания,
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения;
владение элементарными литературными терминами;
приобщение к духовно-нравственным ценностям крымскотатарской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, и их осознанное чтение;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств крымскотатарского языка и цитат
из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
создавать устные монологические высказывания; вести диалог;
написание классных и домашних изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений,
творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы.
Результаты изучения учебного курса «Крымскотатарская литература» приведены в разделе «Предметные результаты освоения программы
учебного предмета», Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного
подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в
повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного
здоровья.
Раздел «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Раздел «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую
позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными
видами пересказа, строить устные и письменные высказывании, диалоги, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою,

писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.Основное содержание учебного
предмета
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (5 класс)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и
литература. Литература и другие виды искусства.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Малые жанры фольклора (Оюн текерлемелери. Считалки. Саюв
текерлемелери. Скороговорки. Загадки.) Народные сказки.
Народные песни. Колыбельные. Частушки (Чынъ ве манелер). Виды песен, их тематика (ознакомление). Отражение в народных песнях
традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях
нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их
популярности.
Считалки. Саюв текерлемелери. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей.
Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговоркахнародной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного
красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Народные сказки. «Мераметли къарынджа», «Торгъайчыкъ», «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки» (одна из каждого вида по выбору);
«Туварджынынъ акъыллы къызы», «Мырзанен ногъай», «Алтыны чокъ, шенълиги ёкъ»; «Къозлагъан къазан», «Тылсымлы таз огълан», «Алим».
Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Народная
мудрость сказок. Воплощение Победа добра и наказание зла – развязка всех сказочных сюжетов.
Народные праздники. Посиделки
Народные праздники (Наврез и Хыдырлез, Ораза и Къурбан). Праздник Нового года по восточному календарю. Праздник весеннего пробуждения
природы и начала полевых работ.
Посиделки. Воспитательное значение народных традиций. Посиделки как распространенный вид народного развлечения. Особенности проведения
посиделок.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Фольклор. Жанры фольклора. Малые жанры фольклора.
Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Пословица. Поговорка. Отличительные особенности. Загадка. Песня.
Частушка. Музыка в произведениях фольклора. Сказка. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои,
яркость языка.

ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Н.Челебиджихан «Ант эткенмен» («Я поклялся…»).
Слово о поэте. Клятва верности родине, готовность помочь своему народу бороться за его свободу и счастье.
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая
нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое
будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Ш.Селим «Ватан недир? деген суалиме джевап берип оламагъан генчлеримизге», «Тувгъан тилим»; Ю.Кандым «Байрагъым»; И.Абдураман
«Меним Ватаным – Къырым», «Ана тилим»; И.Асанин «Бир авуч топракъ»; А.Гирайбай «Меним Къырымым»; Ю.Темиркъая «Тувгъан тиль»;
А.Велиев «Ана тилим»; С.Эмин «Ана тили», «Топрагъым» и другие произведения по выбору учителя.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Эпитет. Интонация. Логическое ударение. Тема и идея произведения. Гимн.
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
Дж.Аметов. «Джедвельге къоюлмагъан дерс». Сложность человеческих судеб в послевоенное время. Забота о детях, пострадавших в годы
войны. Гуманизм рассказа.
И.Паши. «Фындыкъ джыйгъанда», «Чал атнынъ тырнагъы» (отрывок).
Становление характеров юных героев в ходе сложных испытаний. Произведение о дружбе, смелости и находчивости детей, проявленных в
необычных жизненных ситуациях.
Влияние взрослого друга на формирование характера Османа. Воспитание любви к природе, к животным.
А.Осман. «Балалар эви янында». Нравственные проблемы произведения. Герои и сюжет произведения. Внутренний мир героев.
Э.Амит. «Чанта», «Анамнынъ умюти». Становление характера подростка. Влияние мудрых наставлений матери и примера трудолюбивой и
целеустремленной сестры на формирование взглядов главного героя. Трагедия семьи, потерявшей в войне отца. Стойкость матери и сына.
Дж.Гъафар. «Асанчыкънынъ куньлеринден».
Шерьян Али. «Эдиечик ве Эдип», «Экимизге бир чана», «Селямсыз Саре»
Э.Фазыл. «Олсун байрамлар», «Насиат».
Н.Умеров. «Энъ татлы», «Юзюм, «Анамнынъ дуасы».
Р.Муедин. Рассказы «Кабаат кимде?», «Татлы ве аджджы», «Къоркъакъ Къадыр». Нравоучительное содержание произведений. Автор и его
отношение к поступкам героев.
М.Нузет. «Къартбабамен торуны». Глубина особенностей национального характера героев в стихотворении.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о прозе. Рассказ. Сюжет. Композиция сюжета. Понятие о монологе и диалоге. Литературный герой. Портрет.
Связь между внешним обликом и поступками героя.
ПРИРОДА КРЫМА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и
приемы ее раскрытия. Связь человека с окружающим миром. Особенности пейзажа в произведении.Поэтическое восприятие окружающего мира
природы. Образ Родины в стихах о природе.

Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. Отражение красоты
природы. Конкретные пейзажные зарисовки. Фольклорные традиции в рассказе.
Я.Шакир-Али «Йыртыджы» къушлар», «Денъиз иле ель», «Къартал ве йырджыкъушлар», М.Нузет «Озен», «Эчкичик», О.Амит «Озенде»,
Э.Шемьи-заде «Къыш келе», «Гедже», «Акъшам денъиз ялысында», Ю.Болат «Туфанда къалгъан къой сюрюси», Т.Халилов «Акъбардакъ»,
Э.Амит «Денъиз ташчыкълары», «Ягъмур токътады», «Денъизде геми ялдай», М.Дибагъ. «Балкъуртлар» и другие произведения о красоте
родной земли (по выбору).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о пейзаже. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Интонация.
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев
Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны.
Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
С.Эмин. Стихотворения «Гъалебе акъшамы», «Дженктен кельдим», «Окопта», «Джеллятлар»; Дж.Аметов, Энвер Арифов «Абдул Тейфукъ»
(отрывок из повести); Р.Халид Рассказ «Ватан хызметине берильген омюр»; Р.Мурад. Стихотворения «Генералнынъ икяеси», «Биль джеллят»,
«Матрос», «Партизанлар геджеси»; А.Умеров. «Ватан къызы» (отрывок из повести); Р.Фазыл, Л.Софу «Аметханнынъ йылдызы» (отрывок из
повести); А.Велиев. «Байраккъа тамгъан козьяшлар (отрывок из повести).
А.Дерменджи. «Баш эгмегенлер» (отрывок из повести).
ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ДЕПОРТАЦИИ
Черкез-Али Стихотворения «Ювез», «Тапсам да анамны», «Анамнынъ седасы», «Майренинъ икяеси».
Ш. Селим Стихотворения «Яз акъшамы къарагъач тюбюнде», «Къаргъыш».
А. Велиев «Сюргюнлик хатыралар».
А.Осман «Таныш козьлер». Рассказ о трагических страницах истории крымских татар – депортации. Испытания, выпавшие на долю главного
героя.
Э. Умеров Рассказы «Къара поездлар», «Янгъызлыкъ», «Рухсет» (один по выбору).
Р. Фазыл. Стихотворение «Унутмайыкъ».
Шерьян Али «Хатырылар юкю» (очерк).
Ш. Аппазов Стихотворение «Хатыра».
Ш. Рамазанов «Дженэннемден къайткъанлар» (отрывок из романа).
У. Эдемова «Айдын геджеде»(отрывок из романа).
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие об очерке. Автор-повествователь.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Народные песни (по выбору)
Н. Челебиджихан «Я поклялся…».
Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях».
Одно-два произведение из раздела «Родная природа в произведениях писателей и поэтов» (включая отрывок из прозы).

Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Трагедия депортации в литературе» (включая отрывок из прозы)

№

ТЕМАТИК ПЛАНЛАШТЫРУВ
5 сыныф — 34 саат
Болюклернинъ ады
саат
Кириш. Эдебият сёз саннатыдыр.

1.
2.
3.
4.
5.

Халкъ агъыз яратыджылыгъы (НИ)
Халкъ байрамлары.(СТО)
Тувгъан тильнинъ дюльберлиги ве ватан
мевзусы шиирий эсерлерде.
Ахлякъ дерси ( НИ, СТО, К иш)

7.

Шаир ве языджыларнынъ эсерлеринде
табиат мевзусы (СТО, )
Дженк атешинден кечкенлер (2 Н.И., К иш)

8.
6.

Эдебиятта сюргюнлик мевзусы (СТО)
Йыллыкъ текрарлав.

6.

1
4+1
5
3
3
4+1+1+1
7
4+1
5
3+1+2
6
3
1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 6 КЛАССЕ
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства. Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и
жизни общества; человек и литература; книга - необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе,
справочный аппарат)
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки Сказки. Анекдоты. Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Детские анекдоты.
Народные сказки. Сказка и ее художественные особенности. Виды сказок. Сказочные образы. Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и
реальная основа бытовых сказок. Народные представления о добре и зле. Народная мудрость сказок.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного
красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Анекдоты про Ахмета ахая. Анекдоты про Насреддина оджа. Остроумный и находчивый Ахмет ахай – герой смешных, поучительных историй.
Собирательный образ Ахмет ахая как воплощение народного характера.
А. Велиев. Детские анекдоты.
Литературная сказка
Э.Селямет «Алтын балта акъкъында масал»; Б. Мамбетов «Демирджи къарт», «Къатмер гуль», «Бал къая»; Н.Умеров «Бир дели акъкъында
масал»; Ш. Селим «Джумерт йылан, алидженап къарт ве хиянет косе акъкъында масал».
Творческое использование традиционного сказочного сюжета. Необычная развязка и её глубокий смысл.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Жанры фольклора. Углубление понятий о малых жанрах фольклора. Пословица. Поговорка. Углубление понятия о
народной сказке. Персонажи сказок. Понятие о литературной сказке. Аллегория.
ОБРАЗ РОДИНЫ И КРАСОТА РОДНОГО ЯЗЫКА В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Образ Родины и средства его воплощения в лирике. Раздумья поэта о судьбе народа. Красота и выразительность родного языка, его великая
нравственная и духовная сила. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Чувства пламенной любви к Родине, вера в ее счастливое
будущее. Тема патриотизма и Родины в произведениях. Судьба Родины в лирике.
Б.Чобан-заде «Тувгъан тиль», «Догъдым бир эвде», «Бир изинъ беринъиз», «Яз акъшамы эв алдында»; А. Гирайбай «Тувгъан тилиме», «Мектеп»;
Дж. Керменчикли «Озь тилимиз», «Татарым;К. Джаманакълы «Бу меним тилим»;Гъ. Булгъанакълы «Ана тилим»;И. Абдураман «Ана
тилим», «Ольдюрменъиз, иншалла»; М. Ниязий «Татар бармы, деп сорагъанларгъа»; О. Амит «Ватаным меним»; М.Сулейман «Котериль
юртум»; Р.Мурад «Тувгъан тиль», «Сенинъ ичюн», Ватан», «Анам»; Черкез Али «Ана тилинде лаф этмеген аналаргъа»; Р. Бурнаш
«Сакъавланма. эй кадяй»
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о поэзии. Рифма и ритм. Строфа. Эпитет. Интонация. Логическое ударение.
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
Н. Челебиджихан. «Къарылгъачлар дуасы».Драматизм произведения.
Ю.Болат. «Балта». Рассказ о трагической судьбе героя, ставшего жертвой преступления. Осуждение жестокости. Судьба героев.Воспитание
чувства милосердия и сострадания к людям.
И.Эмиров. Рассказы«Алма давасы», «Бостанда».
И. Абдураман. Стихотворение«Огют».
Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Дёрт тальтинке».Нравоучительное содержание произведения
А. Дерменджи. «Таир ве Мурат». Нравственная проблематика рассказа. Жизненные уроки героев, повлиявшие на становление их характера.

Р.Бурнаш. Стихотворения «Тенбельнинъ такъдири», «Хор олмасын аналар». Утверждение нравственных идей в поэзии Бурнаша.
Нравоучительное содержание произведения.
Черкез Али. Рассказ «Отьмекнинъ къадири». Смысл названия рассказа.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Герой и сюжет. Литературный герой. Поступок героя, его характер.Речевая характеристика героев.
РОДНАЯ ПРИРОДА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
Отражение красоты природы. Бережное отношение к живой природе и стремление ее защитить. Тема живописной картины природы и приемы ее
раскрытия. Связь человека с окружающим миром.Особенности пейзажа в произведении.Поэтическое восприятие окружающего мира природы.
Образ Родины в стихах о природе. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.Автор и его отношение к природе в строках
лирических стихов. Отражение красоты природы. Конкретные пейзажные зарисовки.
Б. Чобан-заде «Булутлар», «Узакъ тавлар»; Абляй Шамиль Чонгъарлы «Далгъа»; Эшреф Шемьи-заде «Саба», «Чёльде яз акъшамы»; Р.
Фазыл «Инсан ве табиат» (шиир); Т.Халилов «Меджит агъанынъ сельбилери»; А. Велиев «Къыш левхалары», «Чечек джыйгъанда»,
«Мышыгъым», «Гогерджинлер»; Ю. Темиркъая «Гуль мевсими», «Озенлер», «Мелевше», «Дагъ чокърагъы»; И. Абдураман «Тереклер»; Ю.Болат
«Къойсыз чобан»; И. Асанин «Къарылгъачлар, «Ай ве кунеш»; Б.Мамбет «Фидан», «Али ве кирпи».
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Место и роль пейзажа в художественном произведении.
СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОЙНЫ ПРОШЕДШИЕ
Тема Великой Отечественной войны в крымскотатарской литературе. Отражение Великой Отечественной войны в произведении. Памяти героев
Отечественной войны посвящается. «Жизнь, отданная за Родину» (по произведениям писателей-фронтовиков). Подвиг народа в годы войны.
Поэзия военных лет. Образ девушки (женщины) в произведениях о войне. Женщина-мать в годы войны.
И. Асанов. Рассказ «Биринджи разведка»; Р. Муедин. «Партизанларнен алякъа» (отрывок из романа «Агъыр такъдирлер» романындан парча);
Эмир Усеин Чалбаш. «Йигирми эки йыл кокте» (отрывок); Р.Халид. Стихотворения «Шинелиме бакъкъанда», «Эскадрон оларакъ». «Дженк
ветеранларына»; Дж. Аметов. «Къуршуннен токътатылгъан йыр» (отрывок из повести); А.Велиев. «Ордугъа багъышлангъан омюр» (рассказ о
генерале И. Болатове).
ТРАГЕДИЯ ДЕПОРТАЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ
Э. Шемьи-заде. Стихотворение «Къайгъы».
Ш. Селим. Стихотворения«Яраланъан тюркюлер», «Анам. Сени пек сагъындым», «Тюшюндже».
А. Велиев. Стихотворения «Анама», «Догъгъан эвим», «Умумхалкъ фаджиасы», «Такъдир».
И. Паши. Рассказ «Бельки даа корюширмиз».
С. Эмин. Стихотворения «Кунь келир», «Бир отьмек», «Сен олмасанъ».
И. Асанин. Стихотворения «Кельдилер», «Олар мында», «Савлыкъман къал, севимли Къырым!», «Фырсат тапты», «Меним антым».
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Одно-два стихотворения из раздела «Образ Родины и красота родного языка в поэтических произведениях».
Одно-два произведение из раздела «Родная природа в произведениях писателей и поэтов» (включая отрывок из прозы).
Одно-два стихотворения из раздела «Наше героическое прошлое» (включая отрывок из прозы).

Одно-два стихотворения из раздела «Трагедия депортации в литературе(включая отрывок из прозы).

ТЕМАТИК ПЛАНЛАШТЫРУВ
6 сыныф — 34 саат
№

Болюклернинъ ады

саат

Кириш

1

2.

Халкъ агъыз яратыджылыгъы

7

3.

Эдебий масаллар

2

4.

Тувгъан тильнинъ дюльберлиги ве ватан мевзусы шиирий 5+2+1
эсерлерде (2 Н.И., СТО)
8
Ахлякъ дерси (К иш, Н.И.)
3+1+1
5
Шаирлернинъ ве языджыларнынъ эсерлеринде табиат 2+1+1
мевзусы (СТО, Н.И.)
4

1.

5.
6.

7.

Дженк атешинден кечкенлер (Н.И.)

8.

Эдебиятта сюргюнлик мевзусы (Н.И.)

9.

Йыллыкъ текрарлав.

2+1
3
2+1
3
1

Содержание учебного предмета в 7 классе
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть,
любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль (Ривает).
Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность
народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр
народного творчества – частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.
Бытовые песни.
Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа
народа и его стремления к свободе.
Обрядовые песни.
Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.
Народные приметы.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного
красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и справедливость героя.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА
Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный памятник
«Надписи во славу Куль-тегина» - один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюркской письменности.
Жанровая особенность и идея произведения. Юсуф Баласагуни. «Благодатное знание».Выдающийся литературный памятник (краткие сведения о
поэме). Изложение в поэтической форме нравоучительных истин: о морали, праве, управлении государством и праве. Этико-моралистическая и
философская направленность поэмы.
Махмуд Крымский. «Юсуф ве Зулейха» (краткие сведения о поэме) Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском
Прекрасном Иосифе и его братьях).

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое стихосложение.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА
Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные
направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: Менъли Герай. Къыта; Фейзи Кефеви. Гъазель;
Алдулбакъий и Ашыкъ Умер. Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор торчества. Тематическое богатство, философское содержание
поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.
Джанмухаммед. Поэма «Тогъай бей». История создания поэмы. Образ Тогъай бея.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ»
Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.
И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета «Терджиман». И. Гаспринский и
дети.
У. Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения «Дюньяда не вар?», «Не керек?», «О недир?». Призыв поэта к молодому поколению.
Стихотворение – гимн знаниям. Основной пафос стихотворения - разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу.
Я. Шакир-Али. «Мектеп ве миллий тиль», «Танъ», «Саат», «Денъиз ве ель». Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей.
Философское содержание лирики.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Б. Чобан-заде. Рассказ «Индемез Джемиль». Слово о поэте
А. Гирайбай. Стихотворение «Татар оджасына».Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное
положение в обществе.
А. Ильмий. Рассказ «Чубарым, балам». Слово о писателе.
М.Дибагъ. Пьеса «Гизли нишан». Слово о писателе.
О. Амит. Стихотворение «Ватаным меним». Слово о поэте. Восторженная песнь о любви к Родине, красоте родного края.
У. Ипчи. Рассказ «Куреш». Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и
проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.
Э. Шемьи-заде. Стихотворения «Акъшам денъиз ялысында», « Йырларым». «Шайлы къыз», «Арыкъбаш этегинде»; «Алиме» (отрывок из
поэмы). Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительно-выразительные
средства языка в стихотворениях. Мужество и стойкость девушки-разведчицы
Ш. Алядин. Стихотворения «Танъ бульбули», «Чекюч давушы», «Къара къыз» «Еллернинъ давушы». Слово о писателе.
Э. Селямет. Поэма «Ильки богъдай». Слово о поэте.
Ю. Болат. «Алим» (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров: честности и
благородства.
А.Осман. «Аметнинъ козьяшлары». Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское
отношение к герою. Слово о писателе.

Р. Муедин. «Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ». Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и
гибели мальчика и его собаки.
У. Эдемова.«Гъайып аскернинъ анасы». Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее
художественного произведения.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Народные песни (по выбору)
Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).
У. Ш. Тохтаргъазы. Одно-два стихотворения (по выбору). А. Лятиф –заде.Одно-два стихотворения (по выбору).
Э. Шемьи-заде.Одно-два стихотворения (по выбору).
Ю. Болат «Алим» отрывок из романа «Алим».
ТЕМАТИК ПЛАНЛАШТЫРУВ
7 сыныф — 34 с
№

Болюклернинъ ады

саат

1.
2.

Кириш
Халкъ агъыз яратыджылыгъы (2Н.И.+СТО)

3.

Къадимий девир эдебияты.

1
6+2+1
9
2

4.

Къырым ханлыгъы девир эдебияты.(К.иш+СТО)

5.
6.

Уянув деври (СТО)
XX асыр эдебияты (Н.И.+СТО+К.Иш)

7.

Йыллыкъ текрарлав.

2+1+1
4
2
12+1+1+1
15
1

Содержание учебного предмета.
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть,
любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных
произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки.Легенды.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного
красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз», «Алтын бешик».
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА
Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкъуку – памятник древнетюркской письменности.
Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль-хакъайыкъ». Основная идея произведения – призыв овладевать знаниями.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
Продолжение и углубление изученного. Сейфи Сарайи. Газель
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления
Мехмед Факъри (18 в.). Иляхи; Хурреми Челеби . Стихотворения. (продолжение и углубление изученного).
Гъазайи (16 в.) Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики.
Поэтическая выразительность языка газелей.
Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о восточных системах стихосложения.
ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ
Исметий. Слово о поэте.«Кефе дестаны». Отражении в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная –
основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ»
И. Гаспринский. Рассказы«Иван ве Сулейман», «Арслан къыз».

О. Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси». Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в
изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы. Мужество и стойкость героев,
их верность своей любви.
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной
героини.
А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их
бесправного положения. Трагический образ Эсмы.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэма.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Б.Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал».
А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн».
Н. Челебиджихан. Стихотворения «Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип», «Кобелек».
Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов. Психологическая
глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода.
Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма. Э. Шемьи-заде. «Озьбекстан балладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла.
Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.
Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет» (отрывки).
Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.
Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада.

Литература периода депортации,обобщение
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору). Б. Чобан-заде. Стихи (по выбору). А. Гирайбай Стихи (по выбору).
Н. Челебиджихан Стихи (по выбору). З. Джавтобели Стихи (по выбору).

Тематический план
8 класс — 34 часа в год
№

Разделы

Часы К.р.

1.
2.

Кириш. Введение.
Халкъ агъыз яратыджылыгъы.Устное народное творчество.

1
7

3.

Къадимий девир эдебияты. Литература древнего периода.

4

4.

Алтын Орду деври эдебияты. Литература периода Золотой
Орды.

1

5.

2

6.
7.
8

Къырым ханлыгъы девир эдебияты.
Литература периода Крымского ханства.
XVII асыр къырымтатар шиириетинден нумюнелер.
XVIII-XIX асырнынъ эдебияты. Литература XVIII-XIXвека.
Уянув деври. Период «Пробуждения».

9.

XX асырнынъ эдебияты. Литература XX века.

5

1

10.

Къырымтатар эдебиятынынъ сюргюнлик деври. Литература
периода депортации.

6

1

11.

Умумийлештирюв дерси. Урок обобщения.

1

Итого

34

1

1

2
1
4

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Кириш . Введение.
Къадимий девирнинъ эдебияты.Литература древнего периода
Махмуд Къашгъарий. «Диван-и лугъат-ит -тюрк» сёзлюги. Дивандаки эдебий метинлернинъ къадимий девир тюрк
эдебиятына аит олгъаны. Нумюнелерде шу девирнинъ тили, эдебияты, тарихы, джогърафиясы, икътисадияты, фельсефеси
акъкъында малюматларнынъ берилюви. Ахмед Есеви. Хикметлери «Кодекс Куманикус» (« Къыпчакълар китабы»- Солхатта
язылгъан къолязма лугъат.Махмуд Къырымлы. “Хикяет-и Юсуф ве Зулейха”. Эсернинъ гъаевий-бедий хусусиети,
тильнинъ зенгинлиги.
Къырым Ханлыгъы деврининъ эдебияты.
Литература периода Крымского ханства
Гъазаий. “Долаб”месневи.Лирикасынынъ жанр ве мевзу байлыгъы. Яшайыш акъкъында фельсефий тюшюнджелер. Ашыкъ
Умер.Семаи,къошма. Тарих тюшюрме санаты. «Багъчасарай чешмеси китабеси».
Эдебият назариеси. Къошма. Шаркъий. Шиириет шекиллери.
Абдульгъаффар Къырыми. «Умдет-уль-ахбар»-тарихий несир.
XVIII-XIX асыр эдебияты. Литература ХVIII-XIX века
Джанмухаммеднинъ « Тогъайбей» поэмасы.
Халим Герай. «Гульбун-и -ханан» - Къырым ханларынынъ тарихи
«Уянув» деврининъ эдебияты. Эпоха Возрождения

И.Гаспринский. Аяты ве иджат ёлу. « Френкистан мектюплери» (айры баблар). Молла Аббас сымасында И.
Гаспринскийнинъ табиат чизгилери.Гаспринскийнинъ аятиий-фельсефий дюньябакъышы. Роман-эпопеянынъ жанр ве
стилистика хусусиетлери. А.С. Айвазов.«Аннеджигим,нердесин? Кель!» Аят ве иджат очерки. Баш къараманнынъ фаджиалы
такъдири. Икяенинъ инсансеверлик гъаелери.
Дж. Керменчикли. «Мукъаддес эмелимиз олуркен», «Севин, эй шанлы милилет!», «Челеби Джинане». Аяты ве
иджады. Джафер Сейдамет. « Унутылмаз козьяшлар», « Миллий дуйгъу», « Джин Мамбет». Аяты ве иджады. Джемиль
Сейдамет. « Амам аралыгъы», «Къую тюбюнде». Аяты ве иджады.Сюжет,композиция ве тарифнинъ хусусиетлери.
Эдебият назариеси. Роман, роман -эпопея
ХХ асыр эдебияты. Литература ХХ века
Ш. Бекторе. «Айт, Чатыртав!», « Къырым акъкъында», « Татарлыгъым», « Миллетнинъ кябеси».Шиириети. Аяты ве
иджады. Шаирнинъ халкъ такъдири акъкъында тюшюнджелери. Халкънынъ парлакъ келеджегине ишанчы. А. Ильмий. «
Ачлыкъ хатирелери». Аяты ве иджады. Къырымда 1922 сенеси ачлыкъ фаджиасы акъибетининъ акс олынувы. Балаларнынъ
агъыр такъдири. Къараманларнынъ ички дюньясы. Мераметлик дуйгъусыны ашлагъан эсер. А. Къадри-заде. Аяты ве
иджады. « Меним огютлерим», « Огютчининъ енъи огютлери»,
«Такъсим дерси». А. Лятиф -Заде. Шиирлери. «Хаял», «Омюр», «Мужде», «Шаирнинъ уйкъусы». Шаир акъкъында сёз.
Омюр, олюм, бахт акъкъында фельсефий тюшюнджелер. Лирикасында шаир ве шиириет мевзусы. У. Ипчи. Омюр ве иджат
ёлу. «Расткелиш». Икяе. Садыкълыкъ ве севги мевзусы.Умер ве Хатидженинъ муреккеп такъдирлери. Ю.Болат. Аяты ве
иджады. «Дубаралы той». Инсаниетнинъ хусурларыны къамчылав. Пьесанынъ эсас конфликты. Образ системасы. Энвер
Селямет. Аяты ве иджады. « Санъа».Этрафтаки алемнинъ дюльберлиги, инсан ве табиатнынъ бирдемлиги. «Эр шеинъдем,
Ватан». Шаирнинъ ватанына садыкълыгъы, федакярлыгъы- эсернинъ гъаеси.
«Не де дюльбер орьнеги». Шамиль Алядин «Теселли». Инкъиляп ве къардашлар дженки девриндеки вакъиаларнынъ
фаджиалы акъибетлери. Повестьнинъ меркезинде Салядин агъанынъ къорантасы. Халкъ урфадетлери, аиледеки тербие эсасларынынъ тасвири. Салядин агъанынъ образында муим миллий хасиетлернинъ, чизгилернинъ
акс олунувы.

З.Къуртнезир. Аяты ве иджады. «Юрек агърылары». Повесттен парча. Мемет Севдияр. Омюр ве иджат ёлу. «Сагъынув», «
Достума», «Агълама бульбуль». Икяе « Эки тамчи козьяш».Достлукъ мевзусы. Ватангъа асретлик дуйгъусы.
Сюжет,композиция ве икяенинъ хусусиетлери.
Эзберлемек ичюн. Наизусть:
Ш. Бекторенинъ 1-2 шиири .
А.Къадри-заденинъ 1-2 шиири.
А. Ильмийнинъ «Ачлыкъ хатирелери »повестинден парча.

Тематический план по крымскотатарской литературе в 9 классе
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

№

Разделы
Кириш.

1.

Кол-во
часов
1

Введение.

2.

Къадимий девир къырымтатар эдебиятындан.
Литература древнего периода.

6

3.

Къырым ханлыгъы девир эдебияты. Литература
периода Крымского ханства

5

4.

XVIII-XIX асырнынъ эдебияты.

4

Литература ХVIII-XIX века.
5.

Уянув деври. Эпоха возрождения.

10

6.

XX асырнынъ эдебияты. Литература ХХ века.

7

7.

Текрарлав. Повторение.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».