Литература
Изучение
литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные
результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и
в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского
воспитания:
·
готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
·
активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
·
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
·
понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
·
представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
·
представление о способах противодействия коррупции;
·
готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
·
активное участие в школьном самоуправлении;
·
готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического
воспитания:
·
осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а
также литератур народов РФ;
·
ценностное отношение к достижениям своей Родины –
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
·
уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе.
Духовно-нравственного
воспитания:
·
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных
произведений;
·
готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков;
·
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического
воспитания:
·
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
·
осознание важности художественной литературы и
культуры как средства коммуникации и самовыражения;
·
понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
·
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
·
осознание ценности жизни с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
·
ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
·
осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного
образования;
·
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
·
умение принимать себя и других, не осуждая;
·
умение осознавать эмоциональное состояние себя и
других, опираясь на примеры из литературных произведений;
·
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
·
сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового
воспитания:
·
установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
·
интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных
произведений;
·
осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого;
·
готовность адаптироваться в профессиональной
среде;
·
уважение к труду и результатам трудовой деятельности,
в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
·
осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического
воспитания:
·
ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
·
повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения;
·
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
·
осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
·
готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.