РП Литература 8

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательнойдеятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участиев жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции, готовностьк разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы; активное участиев самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию
в гуманитарной деятельности;

2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также
литератур народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и
поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознанияпоследствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; стремление к самовыражениюв разных видах искусства;

5) физического

воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе

навыки безопасного поведения в Интернете;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием,
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с
оценкой поступков литературных героев;

6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности
и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и
литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой с опорой на изученные исамостоятельно прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладение основными
навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;

9) обеспечение

адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей
персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, в
действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других, в выявлении и связывании образов, необходимость в
формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать
свои действияс учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действоватьв отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов,
литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного
процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по
существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии
проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий с учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явленийи процессов; делать выводы
с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать
гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания в литературном
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей литературного объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в
литературных произведениях.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и
иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и
смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать
намерения
других,
проявлять
уважительное
отношение к собеседнику и
корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации,
изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть
способами
самоконтроля,
самомотивации
и
рефлексии в литературном
образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст
и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку
приобретённому
опыту,
уметь
находить
позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы
и
намерения
другого,
анализируя
примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями
литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать
невозможность контролировать всё вокруг.

Совместная деятельность
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий
результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании
патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия
художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной
литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом
литературного развития

1)

обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных
произведениях:
анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и
проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность, выявлять позицию героя,
повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности
произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт
произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской оценки
героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения;
объяснять своё понимание нравственно- философской, социально-исторической и эстетической
проблематики произведений (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); выявлять
языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить
основные изобразительно-выразительные средства,
характерные для творческой манеры и стиля
писателя, определять их художественные функции;
владеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико- литературных понятий и
самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления
собственных оценок и наблюдений (художественная литература и устное народное творчество; проза и
поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть,
роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лиро-эпические (поэма, баллада)); форма и содержание
литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический,

гражданский и другие), сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия (экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация, развязка); конфликт; система образов; автор, повествователь,
рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет,
пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет,
метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация,
ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
афоризм);
рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко- литературного процесса
(определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени,
определённому литературному направлению);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними,
определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты,
сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы,
эпизоды текста, особенности языка;

4) сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной
литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет,
кино, фотоискусство, компьютерная графика);
5) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических
произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом
литературного развития, индивидуальных особенностейобучающихся);
6) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные
виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
пересказывать сюжет ивычленять фабулу;
7) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную
позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку
прочитанному;
8) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов),
писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать
информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации,
эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или
публицистическую тему, применяя различные видыцитирования;
9) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные
художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и
современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
10) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной
литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и
эстетических впечатлений, а такжесредства собственного развития;
11) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор
по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
12) участвовать в коллективной и индивидуальной учебно- исследовательской и проектной
деятельности и публично представлять полученные результаты;
самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники,в том числе в электронной форме,
пользоваться электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа
верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень

II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего
народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в
народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Зацветала у лози лоза»,
«И туда – гора, и сюда - гора», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение
различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика
частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О покорении Сибири
Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная
песня, частушка (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов.
Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Житие как жанр
литературы (начальные представления). Русская история в картинках
Из литературы XVIII века (5 ч)
Денис
Иванович
Фонвизин. Слово
о
писателе. «Недоросль» (сцены).
Сатирическая
направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Традиции и новаторство
комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль». Подготовка к домашнему сочинению по произведению Д.И.
Фонвизина “Недоросль». Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма
в драматическом произведении.
Из литературы XIX века (34 ч)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической
теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на
десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной
лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и
единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Роман
«Капитанская дочка». История пугачевского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и
автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). Гринев –
жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова –
нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.
Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный
вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке»
и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные
представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления). Классное
сочинение по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и
воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из
родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя.
Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.
Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений).
Романтический
герой
(начальные
представления),
романтическая
поэма
(начальные
представления). Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории,
исторической теме в художественном произведении «Ревизор». Комедия «со злостью и солью».
История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме.
Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение
пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала,
немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров»
(В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как
общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор

(развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием
Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда
согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода.
Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию
общества. Роль фантастики в художественном произведении. Классное сочинение по творчеству Н.
В. Гоголя.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю
порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные
образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Теория литературы.
Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления).
Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на
чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания
образа в рассказе. Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь
(развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в
обществе. «После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри
сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе
поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория литературы. Художественная
деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в
композиции произведений.
Поэзия родной природы. А.С. Пушкин «Цветы последние милей...», М.Ю. Лермонтов
«Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер», А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется
цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания. Урок-практикум по стихосложению.
А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». История о любви и упущенном счастье в
рассказе. Теория
литературы.
Психологизм
художественной
литературы
(развитие
представлений). Проверочная работа по теме «Из литературы XIX века». Тестирование.
Из русской литературы XX века (5 часов)
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение
согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной
героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в
стихотворении, его современное звучание и смысл.
О. Э. Мандельштам. Слово о поэте. Стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие
паруса…». Размышления о вечной моральной и философской категории любви.
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к
творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими
(мемуары, воспоминания, дневники).
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и
реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Писатели улыбаются (2 часа)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная
«Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы
создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее
отношение к современности. М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Сатира
и юмор в рассказах.
Произведения о Великой Отечественной войне ( 5 часов)
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Традиции в изображении боевых подвигов народа и
военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»;
М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь
птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.).
Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывновоодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний

каждого солдата. А.Т. Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Теркин». Образ русского
солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Художественные особенности поэмы А.Т.
Твардовского «Василий Теркин». В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет».
Картины военного детства. Образ главного героя. Автобиографический характер рассказа.
Современные авторы – детям (1 час)
А. В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак. Рассказ «Неудачница». Образ современного подростка в
произведении.
Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. (2 часа)
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке»,
«Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…». Образы
Родины и родной природы в стихах XX века. Богатство и разнообразие чувств и настроений. Урокпрактикум по стихосложению.
«Мне трудно без России» (2 часа)
Поэты усского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок);
З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…».
Общее и индивидуальное в произведениях русского зарубежья о Родине. Итоговая контрольная
работа за курс литературы 8 класса. Тестирование
Из зарубежной литературы (7 часов)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и
любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве
Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты –
«Её глаза на звёзды не похожи…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». В строгой форме
сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты
Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский). Теория литературы.
Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных
сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф
эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.
Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха
Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие
понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая
Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и
чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Д. Д. Селинджер. Сведения о писателе. Лирико-психологическая повесть «Над пропастью во
ржи». Протест против бездушности общества. (Обзор, чтение отрывка)
Подведение итогов года. Рекомендательный список для летнего чтения.
Произведения для заучивания наизусть
Лирические и исторические песни.
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок);
М. Ю. Лермонтов. Мцыри (отрывки по выбору учащихся);
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор);
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор);
Поэзия родной природы в творчестве А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А.
Майкова.
7. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор);
8. Стихотворения о Великой Отечественной войне;
9. О Родине и родной природе (2 – 3 стихотворения на выбор).
1.
2.
3.
4.
5.
6.

3 Тематическое планирование

Разделы

Часы

Введение

1
2
2
4

Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из литературы XVIII века

Контрольн Практические
ые работы работы

1

Из литературы XIX века
А С Пушкин
М Ю Лермонтов
Н В Гоголь
Вн чтение
М.Е. Салтыков-Щедрин

Н.С. Лесков
Л.Н. Толстой
Поэзия родной природы.

А. П. Чехов
Из литературы XX века
Писатели улыбаются
Вн чтение
Произведения о Великой
Отечественной войне
Современные авторы - детям
Русские поэты XX века о Родине,
родной природе и о себе.
Мне трудно без России»
Вн чтение
Из зарубежной литературы
Вн чтение

Всего

9
4
8
1
2
1
2
2
1
5
1
1
5

1
1
1

1

1
2
1
1
6
1
62

3

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».