Музыка
Программа
разработана на основе Федеральной образовательной
программы по учебному предмету «Музыка», утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2023 № 370.
Музыка является неотъемлемой частью
культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка
для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения
и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить
основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о
многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и
общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе
наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка
кино и другие). Наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства
является практическое музицирование – пение, игра на доступных музыкальных
инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального
языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития
музыки.
Задачи обучения музыке на уровне основного общего образования: приобщение к традиционным российским
ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического
переживания; осознание социальной функции музыки,
стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия
разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики
ее воздействия на человека; формирование ценностных личных предпочтений в
сфере музыкального искусства, воспитание уважительного отношения к системе
культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и
развития культурного многообразия; формирование целостного представления о
комплексе выразительных средств музыкального искусства, освоение ключевых
элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей; расширение культурного кругозора, накопление
знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия
лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,
ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной
культуре; развитие общих и специальных музыкальных
способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: слушание (расширение приемов и навыков
вдумчивого, осмысленного восприятия музыки, аналитической, оценочной,
рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); исполнение (пение в различных манерах,
составах, стилях, игра на доступных музыкальных инструментах, опыт
исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах); сочинение (элементы вокальной и
инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в том числе с
использованием цифровых программных продуктов); музыкальное движение (пластическое
интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование); творческие проекты, музыкально-театральная
деятельность (концерты, фестивали, представления); исследовательская деятельность на материале
музыкального искусства. Программа по музыке составлена на основе
модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный
подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания. При этом 4 модуля из 9 предложенных
рассматриваются как инвариантные, остальные 5 – как вариативные, реализация
которых может осуществляться по выбору учителя с учетом этнокультурных традиций
региона, индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей обучающихся,
их творческих способностей.