Программа ДОП

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ САКСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа»
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
МБОУ «Лесновская средняя школа»
От «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
__________А.Ю. Орден
Подпись

от 30 августа 2023 г.
№ 322
М.П .

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Школьный спортивный клуб «Виктория»
«Спортивные игры»
Направленность _________________________ физкультурно-спортивная
Срок реализации программы ________________________________ 1 год
Вид программы ________________________________модифицированная
Уровень ______________________________________________стартовый
Возраст обучающихся ___________________________________14-16 лет
Составитель: Ракович Андрей Васильевич
Должность: учитель физкультуры

с. Лесновка, 2023 г.

1. Комплекс основных характеристик образования.
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая
база
для
разработки
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
- Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к
протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;

2

Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
- Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. №
882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
- Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030
года в Республике Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения
доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»;
- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым
от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные
Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный
педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО дополнительного профессионального образования
«Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ.
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016
г.
№
ВК-641/09
«О направлении методических рекомендаций»;
-

3

- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019
г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
- Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»;
- Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций»;
- Устав «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лесновская средняя школа»» Сакского района Республики Крым от
19.12.2014 № 24 (с изменениями от 17.08.2021 № 337).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно
обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом
развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной
сферы ( п.11, приказа Минпросвета № 196).
- Направленность (профиль) программы – физкультурно-спортивная;
- Актуальность программы - в современном мире пассивный образ жизни
вытесняет активный. Дети большую часть свободного времени проводят за
компьютерами, телевизором и т.д. Ребята разучились играть, им привычнее
виртуальное общение, чем живая игра. Малоподвижный образ жизни может
отрицательно сказаться на здоровье учащихся в будущем. Программа
формирует привычку к регулярным занятиям физической культурой.
Актуально и то, что многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по
физической.культуре.
Актуальность тематики соответствует основному документу системы образо
вания - Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»;
- Новизна - заключается в ее направленности на приоритетность достижения
личностных результатов освоения программы средствами физкультурноспортивной деятельности, формировании базовых национальных ценностей.
В основе построения программы лежит логика формирования социально
значимых знаний, отношений и опыта в различных видах воспитывающей
деятельности
- Отличительные особенности программы – в программе «Спортивный
клуб» используются средства нескольких видов спорта (волейбол,
баскетбол), что способствует улучшению уровня физической подготовки и
развитию основных физических качеств;
4

- Педагогическая целесообразность – для детей занятия спортом играют
большую роль в воспитании личности и развитии физических качеств. Для
одних детей это будет дополнительным активным временем провождения,
для других даст дорогу в большой спорт. Занятия общей физической
подготовкой создают условия улучшить физическую подготовленность
ребенка. Активные двигательные действия в игре способствуют развитию не
только физических качеств, но и логике, мышлению, самостоятельности в
принятии решения. Игровые ситуации создают для обучающегося простор
для творчества и инициативы (бросить мяч, выполнить передачу, поймать
или убежать от соперника). В совокупности общей физической подготовки и
спортивных игр происходит всестороннее и гармоничное развитие детей;
- Адресат программы – дети в возрасте от 14 до 16 лет, отсутствие
медицинских противопоказаний.
- Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения
программы – 36 часов; продолжительность программы - 9 месяцев;
- Уровень программы –стартовый;
- Форма обучения – очная;
- Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с
индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы учащихся одного возраста, являющиеся основным
составом объединения – клуба, а также индивидуально; состав группы –
переменный;
- Режим занятий – общее количество часов в год – 36; количество занятий в
неделю - 1 раз; продолжительность занятий – 45 минут.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности,
развитие физических качеств, воспитание культуры общения со
сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.
Задачи:
образовательные:
- обучить основным двигательным действиям
- определить уровень физической подготовленности
- закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках
физической культуры
5

- обучить правилам спортивных игр и проведения соревнований
личностные:
- развивать двигательные способности
- развивать психологические процессы
- развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские
способности
- воспитывать нравственные и волевые качества
- воспитывать чувства коллективизма и ответственности
метапредметные:
- развитие теоретических и практических знаний, получение необходимого
опыта для успешной тренировки и подготовки к соревнованиям;
- комплексное совершенствование ребенка в соревновательной
деятельности.
1.3. Воспитательный потенциал программы.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели
программы, учащиеся привлекаются к участию в школьных мероприятиях,
согласно календарного плана воспитательной работы школы: « Неделя ОБЖ
и физкультуры», месячник «Мы за здоровый образ жизни!», месячник
гражданско-патриотического воспитания «Растим патриотов», «Дни
здоровья», «Праздник спорта и здоровья».
Муниципальных и
республиканских соревнованиях по волейболу «Серебряный мяч»,
«Президентских играх», «Президентских состязаниях», соревнованиях по
баскетболу «Локобаскет», ежегодно выполняют нормативы ГТО, по
результатам чего получают серебряные и золотые значки.
1.4. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1.

Названия разделов и тем

Вводное занятие. Правила
техники безопасности и
охраны труда. Входная
диагностика.

Количество часов
всего
теория практика
1

1

6

Формы
аттестации /
контроля
опрос

2.

3.
3.1
3.2
4.

Общая
физическая
подготовка.
Промежуточный контроль.
Спортивные
игры.
Промежуточный контроль.
Волейбол
Баскетбол
Соревнования и массовые
мероприятия. Итоговая
аттестация.
Итого

12

2

10

18

2

16

9
9
5

1
1

8
8
5

36

5

Выполнение
контрольных
упражнений

Контрольные
упражнения

31

Содержание учебного плана
1 раздел. Вводное занятие
Теория: Правила безопасности и профилактика травматизма. Правильный
подбор спортивной одежды и обуви.
2 раздел. Общая физическая подготовка.
Теория: Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и
основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы
правильной техники их выполнения
Практика: Ходьба обычная, ускоренная, спортивная; на носках, на пятках,
на внешней стороне стопы; в приседе, в полуприседе; с прыжками. Бег
обычный, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад; с
изменением направления и темпа.
Бег с ускорением от 30 до 40 м, скоростной бег до 40 м, бег на результат 60
м; бег в равномерном темпе от 8 минут.; прыжки в длину с разбега с 7-11
шагов; метание теннисного мыча на дальность отскока от стены, от пола, с
места, с шага, на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную
цель (1х1 м) с расстояния 6-8, 10-12 м; бросок набивного мяча двумя руками
из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, с места, с шага, с двух шагов.
3 раздел. Спортивные игры
Тема 3.1. Волейбол
Теория: правила игры, размеры площадки и мяча, основные жесты судьи.
7

Практика: стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед, ходьба, бег и выполнение заданий; передача
мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, передачи
мяча над собой, через сетку; нижняя прямая подачи мяча с 3-6 м от сетки,
через сетку, прием подачи; прямой нападающий удар после подбрасывания
мяча партнером.
Тема 3.2. Баскетбол
Теория: правила игры, размеры площадки и мяча, основные жесты судьи.
Практика: стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед, остановка двумя шагами и прыжком,
повороты без мяча и с мячом; ловля и передачи мяча двумя руками от груди
и одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением
направления движения и скорости; броски одной и двумя руками с места и в
движении, в прыжке.
1.5. Планируемые результаты.
Ожидаемые результаты по окончании реализации дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школьный
спортивный клуб «Виктория»»:
Предметные результаты:
Личностные результаты:
-Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры
и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся
отечественных спортсменов-олимпийцев;
-готовность отстаивать символы Российской Федерации во время
спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных
Олимпийских игр и олимпийского движения;
-готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы
межличностного взаимодействия при организации, планировании и
проведении совместных занятий физической культурой и спортом,
оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга;
-готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения
совместных занятий физической культурой, участия в спортивных
мероприятиях и соревнованиях;

8

-стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры
движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта;
-готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и
спортом на основе научных представлений о закономерностях физического
развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных
наблюдений за изменением их показателей;
осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства
профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое,
психическое и социальное здоровье человека;
Метапредметные результаты:
– инструкции по охране труда при проведении занятий в спортивном зале и
на площадке;
- знать историю и правила спортивных игр.
Личностные результаты:
– выполнять основные двигательные действия без технических ошибок в
соответствии с разделом программы;
- выполнять комплекса ОРУ перед основной частью занятия.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1 Календарный учебный график
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст учащихся: 14-16 лет
1 раз в неделю по 1 академическому часу, 36 академических часов в год.
Занятия детей в объединениях проводятся по утвержденному расписанию.
2.2.
Условия
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы.
 материально-техническое обеспечение:
1. Демонстрационная аппаратура — проектор, ноутбук, экран, макеты,
плакаты (для изучения рациональной техники и тактики, для
зрительного анализа и восприятия собственных действий).
2. Регистрационная аппаратура — секундомеры.
3. Оборудование - стойки волейбольные; корзины, сетка и антенны;
демонстрационное табло и измеритель высоты сетки; стенка
гимнастическая.

9

4. Инвентарь — гантели весом 1,2,3,5,8 кг; маты гимнастические;
подкидные доски; набивные мячи; скакалки; мячи баскетбольные,
футбольные, волейбольные; пояса с отягощением, скамейки
гимнастические; штанга; резиновые амортизаторы; набор снарядов для
развития прыгучести (тумбы разновысокие, рама наклонная с
подвесными мячами и др).
- информационное обеспечение: аудио, видео, фото.
Интернет источники:
1.
2.
3.
4.

http://festival.1september.ru/
http://www.docme.ru/
http://www.zavuch.ru/
http://www.nsportal.ru/

- кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной
общеобразовательной
программы
осуществляется
педагогом
дополнительного образования, что закрепляется профессиональным
стандартом «Педагог дополнительного образования»;
Методическое обеспечение образовательной программы:
1) особенности организации образовательного процесса – очно;
2) методы
обучения:
словесный,
наглядный
практический,
репродуктивный, игровой;
3) методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация;
4) формы организации образовательного процесса:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая;
5) формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными
людьми, игра, олимпиада, открытое занятие, соревнование, турнир,
чемпионат, эстафета, экзамен;
7) педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;
- технология группового обучения;
- технология коллективного самообучения;
- технология модульного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
10

- технология разноуровневого обучения;
- технология развивающего обучения;
- технология игровой деятельности;
- здоровьесберегающая технология;
- коммуникационная технология.
8) алгоритм учебного занятия:
1. Постановка цели и задач учебного занятия;
2. Организация учебного занятия;
3. Содержание учебного занятия;
4. Методика проведения учебного занятия;
5. Результативность занятия.
Этапы занятия могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них
могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.
9) дидактические материалы:
- схемы;
- плакаты;
- таблицы терминов;
- карточки по темам;
- термины по темам года;
- олимпиадные задания;
- ИКТ;
- видеоматериал: «Волейбол», «Баскетбол»;
- тестовая контрольная работа.
2.3. Формы аттестации
В ходе освоения программы на занятиях будут применяться
следующие формы аттестации и контроля: опрос, текущий контроль и
контрольное упражнение.
1. Опрос осуществляется после прохождения теоретического материала.
Опрос проходит в форме теста с применением ИКТ, вид – фронтальный.
Оценивается активность учащихся в ответах и их правильность.
2. Текущий контроль осуществляется в течение всего занятия: усвоение
знаний и контрольного двигательного умения, достигнутый уровень в
развитии
двигательных
способностей,
выполнение
домашних,
самостоятельных
заданий,
умение
осуществлять
физкультурнооздоровительную деятельность. При начальном разучивании техники
предъявляется меньше требований, а само движение выполняется в
облегчённых условиях. На этапе повторения двигательного действия оно
11

выполняется в более сложных, специально созданных условиях. На этапе
совершенствования — в условиях соревнований, игры или в усложнённых
комбинациях.
3. Контрольное упражнение выполняется после прохождения крупной
темы или по итогам всего раздела программы. В данной форме контроля
оценивается физическая подготовка учащихся в конкретном виде
двигательного умения.
Результаты контрольных
контрольных нормативов.

упражнений

записываются

в

журнал

2.4. Список литературы.
1. Список литературы, используемый педагогом при создании и
реализации Программы.
Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для
студ. высш. вед. заведений. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М.
Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2.
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической
культуры. – М.: Издательство «Спорт», 2016.
3.
Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / А. И. Жилкин, В. С.
Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: «Академия», 2008.
1.

2. Список литературы, рекомендованный
успешного освоения данной Программы

обучающимся

для

1. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы: учеб. для общеобразоват.

учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
2. Виленский

М.Я. Физическая культура 5-7 классы: учеб. для
общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

3. Лях В.И. Физическая культура 8-9 классы: учеб. для общеобразоват.

учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
4. Лях В.И. Физическая культура 10-11 классы: учеб. для общеобразоват.

учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
2. Список литературы, рекомендованный родителям (законным
представителям) в целях расширения диапазона образовательного
12

воздействия и помощи родителям (законным представителям) в
обучении и воспитании ребенка.
1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического
воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2011.
2. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. Вузов. – М.:
Издательский центр «Академия», 2000.
3. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта:
учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.:
Издательский центр «Академия», 2013.
4. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».