ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ САКСКОГО РАЙОНА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесновская средняя школа» РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ «Лесновская средняя школа» От «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» __________А.Ю. Орден Подпись от 30 августа 2023 г. № 322 М.П . ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Школьный спортивный клуб «Виктория» «Спортивные игры» Направленность _________________________ физкультурно-спортивная Срок реализации программы ________________________________ 1 год Вид программы ________________________________модифицированная Уровень ______________________________________________стартовый Возраст обучающихся ___________________________________14-16 лет Составитель: Ракович Андрей Васильевич Должность: учитель физкультуры с. Лесновка, 2023 г. 1. Комплекс основных характеристик образования. 1.1. Пояснительная записка. Нормативно-правовая база для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); - Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в действующей редакции); - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; - Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16); - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р; - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 2 Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; - Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции); - Распоряжение Совета министров Республики Крым от 11.08.2022 г. № 1179р «О реализации Концепции дополнительного образования детей до 2030 года в Республике Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики Крым»; - Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242; Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ. способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»; - 3 - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; - Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 г. № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»; - Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»; - Устав «Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лесновская средняя школа»» Сакского района Республики Крым от 19.12.2014 № 24 (с изменениями от 17.08.2021 № 337). Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы ( п.11, приказа Минпросвета № 196). - Направленность (профиль) программы – физкультурно-спортивная; - Актуальность программы - в современном мире пассивный образ жизни вытесняет активный. Дети большую часть свободного времени проводят за компьютерами, телевизором и т.д. Ребята разучились играть, им привычнее виртуальное общение, чем живая игра. Малоподвижный образ жизни может отрицательно сказаться на здоровье учащихся в будущем. Программа формирует привычку к регулярным занятиям физической культурой. Актуально и то, что многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по физической.культуре. Актуальность тематики соответствует основному документу системы образо вания - Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»; - Новизна - заключается в ее направленности на приоритетность достижения личностных результатов освоения программы средствами физкультурноспортивной деятельности, формировании базовых национальных ценностей. В основе построения программы лежит логика формирования социально значимых знаний, отношений и опыта в различных видах воспитывающей деятельности - Отличительные особенности программы – в программе «Спортивный клуб» используются средства нескольких видов спорта (волейбол, баскетбол), что способствует улучшению уровня физической подготовки и развитию основных физических качеств; 4 - Педагогическая целесообразность – для детей занятия спортом играют большую роль в воспитании личности и развитии физических качеств. Для одних детей это будет дополнительным активным временем провождения, для других даст дорогу в большой спорт. Занятия общей физической подготовкой создают условия улучшить физическую подготовленность ребенка. Активные двигательные действия в игре способствуют развитию не только физических качеств, но и логике, мышлению, самостоятельности в принятии решения. Игровые ситуации создают для обучающегося простор для творчества и инициативы (бросить мяч, выполнить передачу, поймать или убежать от соперника). В совокупности общей физической подготовки и спортивных игр происходит всестороннее и гармоничное развитие детей; - Адресат программы – дети в возрасте от 14 до 16 лет, отсутствие медицинских противопоказаний. - Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 36 часов; продолжительность программы - 9 месяцев; - Уровень программы –стартовый; - Форма обучения – очная; - Особенности организации образовательного процесса – в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом объединения – клуба, а также индивидуально; состав группы – переменный; - Режим занятий – общее количество часов в год – 36; количество занятий в неделю - 1 раз; продолжительность занятий – 45 минут. 1.2. Цель и задачи программы. Цель: укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств, воспитание культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности. Задачи: образовательные: - обучить основным двигательным действиям - определить уровень физической подготовленности - закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры 5 - обучить правилам спортивных игр и проведения соревнований личностные: - развивать двигательные способности - развивать психологические процессы - развивать творческую инициативу, самостоятельность и организаторские способности - воспитывать нравственные и волевые качества - воспитывать чувства коллективизма и ответственности метапредметные: - развитие теоретических и практических знаний, получение необходимого опыта для успешной тренировки и подготовки к соревнованиям; - комплексное совершенствование ребенка в соревновательной деятельности. 1.3. Воспитательный потенциал программы. Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели программы, учащиеся привлекаются к участию в школьных мероприятиях, согласно календарного плана воспитательной работы школы: « Неделя ОБЖ и физкультуры», месячник «Мы за здоровый образ жизни!», месячник гражданско-патриотического воспитания «Растим патриотов», «Дни здоровья», «Праздник спорта и здоровья». Муниципальных и республиканских соревнованиях по волейболу «Серебряный мяч», «Президентских играх», «Президентских состязаниях», соревнованиях по баскетболу «Локобаскет», ежегодно выполняют нормативы ГТО, по результатам чего получают серебряные и золотые значки. 1.4. Содержание программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1. Названия разделов и тем Вводное занятие. Правила техники безопасности и охраны труда. Входная диагностика. Количество часов всего теория практика 1 1 6 Формы аттестации / контроля опрос 2. 3. 3.1 3.2 4. Общая физическая подготовка. Промежуточный контроль. Спортивные игры. Промежуточный контроль. Волейбол Баскетбол Соревнования и массовые мероприятия. Итоговая аттестация. Итого 12 2 10 18 2 16 9 9 5 1 1 8 8 5 36 5 Выполнение контрольных упражнений Контрольные упражнения 31 Содержание учебного плана 1 раздел. Вводное занятие Теория: Правила безопасности и профилактика травматизма. Правильный подбор спортивной одежды и обуви. 2 раздел. Общая физическая подготовка. Теория: Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения Практика: Ходьба обычная, ускоренная, спортивная; на носках, на пятках, на внешней стороне стопы; в приседе, в полуприседе; с прыжками. Бег обычный, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад; с изменением направления и темпа. Бег с ускорением от 30 до 40 м, скоростной бег до 40 м, бег на результат 60 м; бег в равномерном темпе от 8 минут.; прыжки в длину с разбега с 7-11 шагов; метание теннисного мыча на дальность отскока от стены, от пола, с места, с шага, на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния 6-8, 10-12 м; бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, с места, с шага, с двух шагов. 3 раздел. Спортивные игры Тема 3.1. Волейбол Теория: правила игры, размеры площадки и мяча, основные жесты судьи. 7 Практика: стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, ходьба, бег и выполнение заданий; передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, передачи мяча над собой, через сетку; нижняя прямая подачи мяча с 3-6 м от сетки, через сетку, прием подачи; прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Тема 3.2. Баскетбол Теория: правила игры, размеры площадки и мяча, основные жесты судьи. Практика: стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с мячом; ловля и передачи мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; броски одной и двумя руками с места и в движении, в прыжке. 1.5. Планируемые результаты. Ожидаемые результаты по окончании реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный спортивный клуб «Виктория»»: Предметные результаты: Личностные результаты: -Готовность проявлять интерес к истории и развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, гордиться победами выдающихся отечественных спортсменов-олимпийцев; -готовность отстаивать символы Российской Федерации во время спортивных соревнований, уважать традиции и принципы современных Олимпийских игр и олимпийского движения; -готовность ориентироваться на моральные ценности и нормы межличностного взаимодействия при организации, планировании и проведении совместных занятий физической культурой и спортом, оздоровительных мероприятий в условиях активного отдыха и досуга; -готовность оценивать своё поведение и поступки во время проведения совместных занятий физической культурой, участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях; 8 -стремление к физическому совершенствованию, формированию культуры движения и телосложения, самовыражению в избранном виде спорта; -готовность организовывать и проводить занятия физической культурой и спортом на основе научных представлений о закономерностях физического развития и физической подготовленности с учётом самостоятельных наблюдений за изменением их показателей; осознание необходимости ведения здорового образа жизни как средства профилактики пагубного влияния вредных привычек на физическое, психическое и социальное здоровье человека; Метапредметные результаты: – инструкции по охране труда при проведении занятий в спортивном зале и на площадке; - знать историю и правила спортивных игр. Личностные результаты: – выполнять основные двигательные действия без технических ошибок в соответствии с разделом программы; - выполнять комплекса ОРУ перед основной частью занятия. 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1 Календарный учебный график Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст учащихся: 14-16 лет 1 раз в неделю по 1 академическому часу, 36 академических часов в год. Занятия детей в объединениях проводятся по утвержденному расписанию. 2.2. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы. материально-техническое обеспечение: 1. Демонстрационная аппаратура — проектор, ноутбук, экран, макеты, плакаты (для изучения рациональной техники и тактики, для зрительного анализа и восприятия собственных действий). 2. Регистрационная аппаратура — секундомеры. 3. Оборудование - стойки волейбольные; корзины, сетка и антенны; демонстрационное табло и измеритель высоты сетки; стенка гимнастическая. 9 4. Инвентарь — гантели весом 1,2,3,5,8 кг; маты гимнастические; подкидные доски; набивные мячи; скакалки; мячи баскетбольные, футбольные, волейбольные; пояса с отягощением, скамейки гимнастические; штанга; резиновые амортизаторы; набор снарядов для развития прыгучести (тумбы разновысокие, рама наклонная с подвесными мячами и др). - информационное обеспечение: аудио, видео, фото. Интернет источники: 1. 2. 3. 4. http://festival.1september.ru/ http://www.docme.ru/ http://www.zavuch.ru/ http://www.nsportal.ru/ - кадровое обеспечение разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется педагогом дополнительного образования, что закрепляется профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования»; Методическое обеспечение образовательной программы: 1) особенности организации образовательного процесса – очно; 2) методы обучения: словесный, наглядный практический, репродуктивный, игровой; 3) методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация; 4) формы организации образовательного процесса: - индивидуальная; - индивидуально-групповая; - групповая; 5) формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, игра, олимпиада, открытое занятие, соревнование, турнир, чемпионат, эстафета, экзамен; 7) педагогические технологии: - технология индивидуализации обучения; - технология группового обучения; - технология коллективного самообучения; - технология модульного обучения; - технология дифференцированного обучения; 10 - технология разноуровневого обучения; - технология развивающего обучения; - технология игровой деятельности; - здоровьесберегающая технология; - коммуникационная технология. 8) алгоритм учебного занятия: 1. Постановка цели и задач учебного занятия; 2. Организация учебного занятия; 3. Содержание учебного занятия; 4. Методика проведения учебного занятия; 5. Результативность занятия. Этапы занятия могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей. 9) дидактические материалы: - схемы; - плакаты; - таблицы терминов; - карточки по темам; - термины по темам года; - олимпиадные задания; - ИКТ; - видеоматериал: «Волейбол», «Баскетбол»; - тестовая контрольная работа. 2.3. Формы аттестации В ходе освоения программы на занятиях будут применяться следующие формы аттестации и контроля: опрос, текущий контроль и контрольное упражнение. 1. Опрос осуществляется после прохождения теоретического материала. Опрос проходит в форме теста с применением ИКТ, вид – фронтальный. Оценивается активность учащихся в ответах и их правильность. 2. Текущий контроль осуществляется в течение всего занятия: усвоение знаний и контрольного двигательного умения, достигнутый уровень в развитии двигательных способностей, выполнение домашних, самостоятельных заданий, умение осуществлять физкультурнооздоровительную деятельность. При начальном разучивании техники предъявляется меньше требований, а само движение выполняется в облегчённых условиях. На этапе повторения двигательного действия оно 11 выполняется в более сложных, специально созданных условиях. На этапе совершенствования — в условиях соревнований, игры или в усложнённых комбинациях. 3. Контрольное упражнение выполняется после прохождения крупной темы или по итогам всего раздела программы. В данной форме контроля оценивается физическая подготовка учащихся в конкретном виде двигательного умения. Результаты контрольных контрольных нормативов. упражнений записываются в журнал 2.4. Список литературы. 1. Список литературы, используемый педагогом при создании и реализации Программы. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. вед. заведений. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – М.: Издательство «Спорт», 2016. 3. Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: «Академия», 2008. 1. 2. Список литературы, рекомендованный успешного освоения данной Программы обучающимся для 1. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014. 2. Виленский М.Я. Физическая культура 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015. 3. Лях В.И. Физическая культура 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015. 4. Лях В.И. Физическая культура 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015. 2. Список литературы, рекомендованный родителям (законным представителям) в целях расширения диапазона образовательного 12 воздействия и помощи родителям (законным представителям) в обучении и воспитании ребенка. 1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2011. 2. Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 3. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 4. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 13