МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись фамилия инициалы, фамилия инициалы, Приказ от 30 августа 2023 г. № 322 30 августа______2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: История для обучающихся с умственной отсталостью (Вариант 1) Учитель Антощук Юлия Михайловна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 8 Срок реализации – 2023-2024 учебный год. Количество часов: Всего 68 часов; в неделю 2 часа Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1), Приказ №1026 от 24.11.2022г. с.Лесновка, 2023г. 1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Адаптированная общеобразовательная программа для обучающегося с легкой степенью умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В процессе освоения отдельных учебных предметов проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Обучающаяся умеет читать и писать под диктовку. В целом мышление характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, она начинает выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления учебного материала неразрывно связаны с особенностями ее памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение полученной информации у обучающейся обладает целым рядом специфических особенностей: она лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений. Особенности нервной системы проявляются и в особенностях ее внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. 2 Однако, если задание посильно и интересно для обучающейся, то ее внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. В процессе выполнения учебного задания часто уходит от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывает» на действия, произведенные ранее, причем переносит их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Следует отметить независимость и самостоятельность обучающейся в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социальнобытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Для обучающейся характерны следующие специфические образовательные потребности: наглядно-действенный характер содержания образования; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально - бытовых навыков; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; обеспечение обязательности профильного трудового образования; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. Основной принцип работы с обучающейся заключается в направленности на формирование деятельности, дающей возможность овладения всеми видами доступной ей предметно-практической деятельности. Способами и приемами познавательной, учебной, коммуникативной деятельности и нормативным поведением, а также переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА. Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение общеобразовательного курса «История Отечества» в 8 классе является промежуточным и обеспечивает достижение 3 обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных на данный период. Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области «человек», готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психологопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы. Минимальный уровень: знание дат важнейших событий отечественной истории; знание основных фактов (событий, явлений, процессов); знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание значения основных терминов-понятий; умение устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий, пользоваться «Лентой времени»; умение описывать предметы, события, исторических героев с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя; умение находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события; умение объяснять значение основных исторических понятий. Достаточный уровень: знание хронологических рамок ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной истории; знание основных фактов (событий, явлений, процессов), их причин, участников, результатов, значения; знание мест совершения основных исторических событий; знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); понимание «легенды» исторической карты; 4 знание основных терминов-понятий и их определений; умение соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; умение давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении; умение «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; умение сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты; умение проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; умение устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями. Учащиеся должны знать: какие исторические даты называются точными, приблизительными; когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); кто руководил основными сражениями. Учащиеся должны уметь: пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; — пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту. 5 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА. Введение. Повторение изученного в 7 классе. Глава 1. Российское государство в конце XVII (17) – начале XVIII (18) века. Наше Отечество – Россия в XVII (17) веке. Детство и юность Петра I (1672-1689). Воцарение Петра I (1689-1725). Северная война. Основание Петербурга (1700-1721). Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725) Глава 2. Российская империя после Петра I (1725-1801). Екатерина I и Пётр II. Анна Иоанновна и Иван VI (1730-1741). Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761). Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796). Глава 3. Российская империя в первой половине XIX (19) века. Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) века. Император Александр I (1801-1825). Отечественная война 1812 года. Император Николай I (1825-1855) Глава 4. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века. Царь-освободитель Александр II (1855-1881). Царь Александр III Миротворец (1881-1894). Последний российский император – Николай II (1894-1917). Революционные выступления 1905-1907 годов. Россия перед Первой мировой войной 1914-1918 годов. Участие России в Первой мировой войне 1914-1918 годов. Глава 5. Итоговое повторение. 6 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.8 класс Содержание учебного предмета, с указанием часов. № Название раздела Количество часов 1 2. 3. 4. 5. 6 7 Повторение Российское государство в конце XVII – начале XVIII века Российская империя после Петра I Россия при Екатерине II (1762—1796) Российская империя в первой половине XIX века Россия в конце XIX – начале XX века Итоговое обобщение Итого 1 20 6 6 18 16 1 68 Тематическое планирование № урок а Разделы, темы, уроки Кол-во часов 1 Повторение курса 7 класса 1 Дата Глава I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века 3 Эпоха Петра I (1682—1725) 1 4 Российское общество в XVII веке. 1 5 Отношения России с другими странами. 1 6 Детство и юность Петра I. 1 7 7 Семейные раздоры, борьба за власть. 1 8 Итоги правления Софьи. 1 9 Воцарение Петра I (1689-1725) 1 10 Строительство флота. Азовские походы 1 11 Великое посольство (1697-1698) 1 12 Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву. 1 13 Северная война. Поражение под Нарвой. 1 14 Первые победы над шведами. 1 15 Основание Петербурга 1 16 Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. 1 17 Завершение Северной войны 1 18 Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725) 1 8 19 Изменения в управлении государством. 1 20 Табель о рангах. Указ о единонаследии. 1 21 Образование и культура при Петре I. 1 Личность Петра I Семья Петра Великого. Глава II. Российская империя после Петра I 22 1 23 Екатерина I и Пётр II 1 24 Анна Иоановна и Иван VI. 1 25 Наследники Анны Иоановны. Конец бироновщины. 1 26 Царствование Елизаветы Петровны 1 27 Войны России в период правления Елизаветы Петровны. 1 28 Воцарение Петра III. 1 Глава III. Россия при Екатерине II (1762—1796) 29 Начало царствования Екатерины II. 1 30 Близкое окружение и помощники Екатерины II. 1 31 Война России с Турцией (1768 – 1774). 1 32 Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787- 1791). 1 33 Восстание Пугачева. 1 34 Развитие образования при Екатерине II Конец правления Екатерины Великой. 1 Глава IV. Российская империя в первой половине XIX века 35 Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) века. 1 9 36 Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона. 1 37 Правление Павла I. 1 38 Император Александр I 1 39 Реформы Александра I. Аракчеевщина. 1 40 Вторжение армии Наполеона в Россию 1 41 Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. 1 42 Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. 1 43 Наполеон в Москве. 1 44 Александр I и Наполеон. Окончание войны 1 45 Поход русской армии в Европу в 1813 – 1814 годах. 1 46 Россия после войны с Наполеоном 1 10 47 Император Николай I 1 48 Восстание декабристов. 1 49 Реформы Николая I. 1 50 Войны России на Кавказе. 1 51 Отношения России с другими странами при Николае I. 1 52 Крымская война. Оборона Севастополя. 1 Глава V. Россия в конце XIX – начале XX века 53 Царь-освободитель Александр II. Отмена крепостного права. 1 54 Военные реформы Александра II 1 55 Международные отношения России при Александре II 1 56 Руско-турецкая война 1877-1878 годов. 1 57 Революционные организации в России в конце XIX (19) века 1 58 Царь Александр III Миротворец 1 59 Укрепление самодержавия Александром III. 1 60 Российское государство в период правления Александра III. 1 61 Отношения России с европейскими странами, конец правления Александра 1 62 Последний российский император – Николай II 1 63 Обострение международных отношений. 1 64 Война с Японией. 1 11 65 Революционные выступления 1905-1907 годов. 1 65 Участие России в Первой мировой войне. 1 66 Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II. 1 Итоговое повторение 67 Повторение по теме «Россия в конце XVI – начале XX века» 1 68 Промежуточная аттестация. Контрольная работа 1 12 13