История 8 класс Умственная отсталость

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись
фамилия

инициалы, фамилия

инициалы,

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

30 августа______2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:

История

для обучающихся с умственной отсталостью
(Вариант 1)
Учитель

Антощук Юлия Михайловна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 8
Срок реализации – 2023-2024 учебный год.

Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1), Приказ №1026 от 24.11.2022г.

с.Лесновка, 2023г.
1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная общеобразовательная программа для обучающегося с легкой степенью умственной отсталостью направлена на
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение
учебной деятельностью.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития. Общим признаком у всех обучающихся с умственной
отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к
затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной
активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При
умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение. Вследствие чего знания детей с
умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.
В процессе освоения отдельных учебных предметов проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в
частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Обучающаяся умеет читать и писать под диктовку. В
целом мышление характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности
на другой). Присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, она начинает
выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и
осмысления учебного материала неразрывно связаны с особенностями ее памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение полученной
информации у обучающейся обладает целым рядом специфических особенностей: она лучше запоминают внешние, иногда случайные,
зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у
нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым
оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память сформирована на более высоком уровне. Недостатки
памяти проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения:
вследствие
трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством
искажений.
Особенности нервной системы проявляются и в особенностях ее внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое
связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости.
2

Однако, если задание посильно и интересно для обучающейся, то ее внимание может определенное время поддерживаться на должном
уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. В
процессе выполнения учебного задания часто уходит от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывает» на действия,
произведенные ранее, причем переносит их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Следует отметить независимость и самостоятельность обучающейся в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социальнобытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы
обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей
и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Для обучающейся характерны следующие специфические образовательные потребности:
наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах
окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально - бытовых навыков;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
обеспечение обязательности профильного трудового образования;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Основной принцип работы с обучающейся заключается в направленности на формирование деятельности, дающей возможность овладения
всеми видами доступной ей предметно-практической деятельности. Способами и приемами познавательной, учебной, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением, а также переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Освоение общеобразовательного курса «История Отечества» в 8 классе является промежуточным и обеспечивает достижение
3

обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных на данный период. Предметные результаты
освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области «человек», готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по
отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае, если обучающийся
не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психологопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося
на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень:
 знание дат важнейших событий отечественной истории;
 знание основных фактов (событий, явлений, процессов);
 знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей
культуры);
 понимание значения основных терминов-понятий;
 умение устанавливать по датам последовательность и длительность исторических событий, пользоваться «Лентой времени»;
 умение описывать предметы, события, исторических героев с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя;
 умение находить и показывать на исторической карте основные изучаемые объекты и события;
 умение объяснять значение основных исторических понятий.
Достаточный уровень:
 знание хронологических рамок ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной истории;
 знание основных фактов (событий, явлений, процессов), их причин, участников, результатов, значения;
 знание мест совершения основных исторических событий;
 знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
 понимание «легенды» исторической карты;
4

 знание основных терминов-понятий и их определений;
 умение соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
 умение давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении;
 умение «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
 умение сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
 умение проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
 умение устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями.
Учащиеся должны знать:
 какие исторические даты называются точными, приблизительными;
 когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
 кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
 пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
 пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
 соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; — пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
 устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
 правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
 пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

5

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Введение.
Повторение изученного в 7 классе.
Глава 1. Российское государство в конце XVII (17) – начале XVIII (18) века.
Наше Отечество – Россия в XVII (17) веке.
Детство и юность Петра I (1672-1689).
Воцарение Петра I (1689-1725).
Северная война. Основание Петербурга (1700-1721).
Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725)
Глава 2. Российская империя после Петра I (1725-1801).
Екатерина I и Пётр II.
Анна Иоанновна и Иван VI (1730-1741).
Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761).
Россия в эпоху Екатерины Великой (1762-1796).
Глава 3. Российская империя в первой половине XIX (19) века.
Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18) – начале XIX (19) века.
Император Александр I (1801-1825).
Отечественная война 1812 года.
Император Николай I (1825-1855)
Глава 4. Россия в конце XIX (19) – начале XX (20) века.
Царь-освободитель Александр II (1855-1881).
Царь Александр III Миротворец (1881-1894).
Последний российский император – Николай II (1894-1917).
Революционные выступления 1905-1907 годов.
Россия перед Первой мировой войной 1914-1918 годов.
Участие России в Первой мировой войне 1914-1918 годов.
Глава
5.
Итоговое
повторение.

6

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.8 класс
Содержание учебного предмета, с указанием часов.
№

Название раздела

Количество часов

1
2.
3.
4.
5.
6
7

Повторение
Российское государство в конце XVII – начале XVIII века
Российская империя после Петра I
Россия при Екатерине II (1762—1796)
Российская империя в первой половине XIX века
Россия в конце XIX – начале XX века
Итоговое обобщение
Итого

1
20
6
6
18
16
1
68

Тематическое планирование
№
урок
а

Разделы, темы, уроки

Кол-во
часов

1

Повторение курса 7 класса

1

Дата

Глава I. Российское государство в конце XVII – начале XVIII века
3

Эпоха Петра I (1682—1725)

1

4

Российское общество в XVII веке.

1

5

Отношения России с другими странами.

1

6

Детство и юность Петра I.

1

7

7

Семейные раздоры, борьба за власть.

1

8

Итоги правления Софьи.

1

9

Воцарение Петра I (1689-1725)

1

10

Строительство флота. Азовские походы

1

11

Великое посольство (1697-1698)

1

12

Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву.

1

13

Северная война. Поражение под Нарвой.

1

14

Первые победы над шведами.

1

15

Основание Петербурга

1

16

Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой.

1

17

Завершение Северной войны

1

18

Заслуги Петра Великого в истории России (1689-1725)

1

8

19

Изменения в управлении государством.

1

20

Табель о рангах. Указ о единонаследии.

1

21

Образование и культура при Петре I.

1

Личность Петра I
Семья Петра Великого.
Глава II. Российская империя после Петра I
22

1

23

Екатерина I и Пётр II

1

24

Анна Иоановна и Иван VI.

1

25

Наследники Анны Иоановны. Конец бироновщины.

1

26

Царствование Елизаветы Петровны

1

27

Войны России в период правления Елизаветы Петровны.

1

28

Воцарение Петра III.

1

Глава III. Россия при Екатерине II (1762—1796)
29

Начало царствования Екатерины II.

1

30

Близкое окружение и помощники Екатерины II.

1

31

Война России с Турцией (1768 – 1774).

1

32

Присоединение Крыма. Русско-турецкая война (1787- 1791).

1

33

Восстание Пугачева.

1

34

Развитие образования при Екатерине II Конец правления Екатерины Великой.

1

Глава IV. Российская империя в первой половине XIX века
35

Отношения России со странами Европы в конце XVIII (18)
– начале XIX (19) века.

1

9

36

Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона.

1

37

Правление Павла I.

1

38

Император Александр I

1

39

Реформы Александра I. Аракчеевщина.

1

40

Вторжение армии Наполеона в Россию

1

41

Западная граница России: план Александра I, план Наполеона.

1

42

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

1

43

Наполеон в Москве.

1

44

Александр I и Наполеон. Окончание войны

1

45

Поход русской армии в Европу в 1813 – 1814 годах.

1

46

Россия после войны с Наполеоном

1

10

47

Император Николай I

1

48

Восстание декабристов.

1

49

Реформы Николая I.

1

50

Войны России на Кавказе.

1

51

Отношения России с другими странами при Николае I.

1

52

Крымская война. Оборона Севастополя.

1

Глава V. Россия в конце XIX – начале XX века
53

Царь-освободитель Александр II. Отмена крепостного права.

1

54

Военные реформы Александра II

1

55

Международные отношения России при Александре II

1

56

Руско-турецкая война 1877-1878 годов.

1

57

Революционные организации в России в конце XIX (19) века

1

58

Царь Александр III Миротворец

1

59

Укрепление самодержавия Александром III.

1

60

Российское государство в период правления Александра III.

1

61

Отношения России с европейскими странами, конец правления Александра

1

62

Последний российский император – Николай II

1

63

Обострение международных отношений.

1

64

Война с Японией.

1
11

65

Революционные выступления 1905-1907 годов.

1

65

Участие России в Первой мировой войне.

1

66

Февральская революция 1917 года. Отречение Николая II.

1

Итоговое повторение
67

Повторение по теме «Россия в конце XVI – начале XX века»

1

68

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».