сенсорное развитие программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

30 августа______2023 г.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Предмет Сенсорное развитие
Учитель Романенко Ольга Александровна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 6Б
2023/2024 учебный год
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 часа
Рабочая программа разработана на основе:1.АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ
№1026 от 24.11.2022г.2.Программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов», авторы Э.Я. Удалова,
Л.А. Метиева. (Развитие сенсорной сферы детей. – М.: Просвещение, 2009)

Лесновка, 2023г.

1. Пояснительная записка
Ребенок с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим
освоению предметных учебных знаний. Снижение интеллектуального и психофизического развития, снижен уровень сформированности
всех психической функции, практического навыка. Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления, отмечается
своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У ребенка с
умеренной степенью умственной отсталости затруднено формирование устной и письменной речи. Для девочки характерно ограниченное
восприятие обращенной к ней речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ней речи с трудом формируется
соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи у девочки выделяется речь с высказыванием на уровне отдельных слов и с наличием фраз. При этом
речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с грамматизмами. Ввиду этого при обучении нужно использовать разнообразные
средства невербальной коммуникации.
Внимание у обучающейся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за
быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания,
формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Девочке трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У девочки отмечается замедленный темп,
вялость, пассивность, заторможенность движений.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание
ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания достаточная. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо - и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка неспособна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе
любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности
не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер, быстро устает.

Цель данного курса: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных
свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
- формировать у обучающихся систематическое и целенаправленное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, особых
свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- обогащать словарный запас обучающихся на основе использования соответствующей терминологии;
- коррекция недостатков моторики; совершенствовать зрительно-двигательной координацию;
- коррекция точности и целенаправленности движений и действий.
2.Планируемые результаты
Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с
умеренной степенью умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития имеет практическую направленность и
максимально индивидуализировано.
Возможные результаты:
1.целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;
2.дорисовывать незаконченные изображения;
3.группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом;
4.составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
5.конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
6.определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
7.зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
8.классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
9.различать запахи и вкусовые качества, называть их;
10.сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
11.действовать по звуковому сигналу;
12.адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.

3.Содержание коррекционно-развивающего курса
№
п/п

Название темы

Коррекция моторики
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Игры с мелкой мозаикой.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).
Графический диктант на слух.
Дорисовывание симметричной половины изображения.
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат).
Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (колючий, деревянный).
Дифференцировка на ощупь плоскостных геометрических фигур.
Игры с мелкой мозаикой.
Коррекция зрительного восприятия
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).
Узнавание в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Определение на глаз величины предметов.
Составление сериационных рядов из 3 -4 предметов.
Нахождение различий у двух сходных предметных картинок.
Узнавание контурных изображений.
Нахождение нелепиц на картинках.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Коррекция органов чувств.
Обозначать словом осязательные ощущения (сухое, влажное, мокрое).
Определение на вкус продукта (сладкий-горький).
Различение по запаху 3-4 приправ (гвоздика, укроп, чеснок, ванилин).
Определение предмета по весу (легкий-тяжелый) с открытыми и закрытыми глазами.
Определение противоположных качеств предметов.
Температура. Знакомство с градусниками.
Коррекция слухового восприятия.
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).
Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.

Необходимое количество часов для ее изучения

8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
2
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Коррекция пространственно-временной ориентировки.
Ориентировка в классе по словестной инструкции.
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман).
Определение времени по электронным часам.
Работа с календарем и моделью календарного года.
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Итоговая диагностика.
Последовательность основных жизненных событий.
Учимся понимать чувства других людей.
Динамический контроль в рамках промежуточной аттестации.
Итоговая диагностика.

6
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1

Тематический план
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем

Коррекция моторики
Коррекция зрительного восприятия
Коррекция органов чувств.
Коррекция слухового восприятия.
Коррекция пространственно-временной ориентировки.
Итоговая диагностика.
Итого :

Всего часов

8
8
6
2
6
4
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».