речь и альт коммуникация программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

30 августа______2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация
Учитель: Романенко Ольга Александровна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 6Б
2023/2024 учебный год

Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 час
Рабочая программа разработана на основе: АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ
№1026 от 24.11.2022г.
Лесновка, 2023г.

1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2 Приказ
№1599, (СИПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающейся с умеренной умственной отсталостью обусловленной хромосомным заболеванием, способной усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях надомного индивидуального обучения.
Ребенок с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим
освоению предметных учебных знаний. Снижение интеллектуального и психофизического развития, снижен уровень сформированности
всех психической функции, практического навыка. Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления, отмечается
своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У ребенка с
умеренной степенью умственной отсталости затруднено формирование устной и письменной речи. Для девочки характерно ограниченное
восприятие обращенной к ней речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ней речи с трудом формируется
соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи у девочки выделяется речь с высказыванием на уровне отдельных слов и с наличием фраз. При этом
речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с грамматизмами. Ввиду этого при обучении нужно использовать разнообразные
средства невербальной коммуникации.
Внимание у обучающейся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за
быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания,
формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Девочке трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У девочки отмечается замедленный темп,
вялость, пассивность, заторможенность движений.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание

ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания достаточная. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо - и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка неспособна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе
любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности
не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер, быстро устает.
Цели реализации программы: подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
В программе выделяются следующие основные задачи:
1.формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными;
2.учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
3.развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка;
4. понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
5.умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так,
чтобы он мог доставить ребенку радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося.
Возможные предметные результаты по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:
-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
-Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
-Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации:
а) жестами,
б) взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых
правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых,
голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи
карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4) Развитие предпосылок к обучение чтению и письму:
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
3.Содержание учебного курса
№
п/п

Название темы

Необходимое количество часов для
ее изучения

4
1

2

Различение звуков окружающей действительности
Развитие слухового внимания: стук, звон, шуршание, гудение, жужжание. Слушание сказки Г.Остера «Котёнок по имени
Гав»
Развитие слухового внимания: воет, рычит, фыркает, тявкает, пищит. Развитие мелкой моторики: пальцы, руки, потешка.

3

Развитие слухового восприятия: лает, мяукает, мычит, блеет, хрюкает, ржёт. Подготовка руки к письму. Прослушивание

1

1

1

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24

сказки про Машу и Дашу. (Здороваться, прощаться).
Развитие слухового восприятия: по длительности звучания (долгие и короткие), силе (громко – тихо), темпу (быстро – медленно - умеренно), по тембру (детские гусли, балалайка). Подготовка руки к письму (проведение линий)
Звукоподражание
Кто как подает голос (домашние животные).
Кто как подает голос (голоса птиц). Подготовка руки к письму
(обведение по контуру).
Кто как подает голос (голоса диких животных.). Подготовка руки к письму (трафареты).
Кто как подает голос (явления природы). Подготовка руки к письму (геометрические фигуры). Работа с сюжетной картиной.
Кто как подает голос (транспорт). Подготовка руки к письму, волнистые линии.
Звуки музыкальных инструментов. Работа с картинками: (составление картины из отдельных картинок).
Звуки рабочих инструментов.
Привлечение к себе внимания. Выполнение поручений «Дай», «Покажи», «Найди», «Соотнеси».
Звуки в доме. Праздник «Новый год» работа с сюжетной картинкой.
Различение звуков
Различение звуков а,у. Звук о. Выражение удовольствия, неудовольствия, звучащим предметом.
Различение звуков а,у,о. Игра «Продолжи» письмо по пунктиру, точкам.
Прощение у собеседником звуком, словом, предложением. Ролевая игра «Прости меня».
Слушание аудиозаписей, узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голоса животных. Сказка «Зимовье зверей».
Привлечение внимания звучащим предметом. Обводка по внутреннему трафарету: «Яблоко», «Помидор»
Прослушивание аудиокниг. Звуки природы.
Игра - имитация «Теремок» (имитация движений, звукоподражание).
Понимание жестов
Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится,
солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу). Упражнение на нахождение нужных элементов для аппликации «Солнышко и дождик».
Выражение жестом согласия, несогласия, удовольствия, неудовольствия, благодарности своих желаний. Работа с парными
картинками.
Игровые упражнения для совершенствования движений мимической мускулатуры перед зеркалом и по образцу. Самомассаж
рук, с помощью различных массажеров: мячики, втулки, природный материал (желуди, шишки)
Обращение за помощью. Работа с парными картинками.

1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
7
1

1
1
1

Упражнение на узнавание: овощи, фрукты по их изображению на иллюстрациях (настольная игра «Лото»).
Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, туалет). Упражнение на узнавание действий предмета.
Понимание слов, обозначающих действие предмета (рисовать, играть, лепить). Работа с предметными картинками.
Выполнение действий совместно со взрослым, буквы А, У и др
Буквы А,а.. Понимание слов на букву А.
Буквы А, а. Письмо по пунктиру, точкам буквы А. Понимание слов на букву А.
Буквы У, у. Понимание слов на букву У.
Буквы О,о. Понимание слов на букву О. Письмо по пунктиру, точкам букв О,о..
Буквы И.и.. Понимание слов на букву И. Письмо по пунктиру, точкам букв И,и.
Составление и чтение слогов АУ, АИ, АО, УА, ИА, ОА.
Итоговый урок.

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1

Тематический план
№ п/п

1
2
3
4
5
6

Наименование разделов и тем

Всего часов

Различение звуков окружающей действительности
Звукоподражание
Различение звуков
Понимание жестов
Выполнение действий совместно со взрослым, буквы А, У и др

4
9
7
7
6

Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».