МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 307 инициалы, фамилия 30 августа______2023 г. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Предмет: Предметно-практическая деятельность Учитель:Романенко Ольга Александровна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 6Б 2023/2024 учебный год Количество часов: Всего 34 часа; в неделю 1 часа Рабочая программа разработана на основе: АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ №1026 от 24.11.2022г. Лесновка, 2023г 1. Пояснительная записка Ребенок с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Снижение интеллектуального и психофизического развития, снижен уровень сформированности всех психической функции, практического навыка. Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У ребенка с умеренной степенью умственной отсталости затруднено формирование устной и письменной речи. Для девочки характерно ограниченное восприятие обращенной к ней речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ней речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи у девочки выделяется речь с высказыванием на уровне отдельных слов и с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с грамматизмами. Ввиду этого при обучении нужно использовать разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание у обучающейся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Девочке трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У девочки отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания достаточная. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Специфика эмоциональной сферы определяется не только недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо - и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка неспособна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер, быстро устает. Целью занятий ППД является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природными материалами, элементарного конструирования, ручного труда. Задачи: - Развивать представления об окружающих предметах; - Развивать устойчивую мотивацию к предметной деятельности; - Формировать приёмы предметной деятельности; - Формирование элементарных общетрудовых умений и навыков; - Развивать зрительно-двигательную координацию; - Развивать мелкую моторику; - Развивать зрительное и слуховое внимание; - Развивать пространственно-топографические представления; - Развивать творческие способности; - Корригировать познавательную деятельность. 2.Планируемые результаты Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Возможные результаты освоения коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность»: Личностные результаты: • Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру; • Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. • Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками • Минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Предметные результаты: • Освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами • • • • • • • • • • Использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, ткань). Уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). Уметь захватывать и удерживать предмет; Уметь сминать лист бумаги; Уметь открывать емкости для хранения; Уметь разрывать полоски бумаги на кусочки; Уметь погружать руки в сухой бассейн; Уметь доставать из сухого бассейна предметы; Уметь пересыпать сыпучие предметы с помощью кулака; Уметь отбирать крупы (единичные представители круп). 3.Содержание коррекционно-развивающего курса № п/п Название темы Необходимое количество часов для ее изучения Работа с бумагой Работа с бумагой. Свойства. Приёмы работы. Аппликация. «Осенние листочки». Овощи. Фрукты. Дом с крышей. Лепка Пластилин. Свойства пластилина. 4 1 1 1 1 6 1 11 Вишни. Сливы. Морковь. Огурцы. Снеговик. Домик. Лепка букв по образцу. Лепка цифр по образцу. Матрёшка. Утёнок. Работа с сыпучими материалами Пересыпание руками (крупы, песка). 1 1 1 1 1 6 1 12 13 14 Пересыпание руками (крупы, песка). Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке. Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую. 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29-34 «Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости. Развитие ручной умелости. Выполнение изделий с использованием различных круп — заяц. Выполнение заданий по образцу и по показу. Работа с водой Переливание воды из одной ёмкости в другую. Вынимание предмета из коробки. Складывание предметов в коробку. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. Встряхивание баночек, бутылочек с водой, бусинками, крупой и др. Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки в другую. Размазывание краски, пены руками, пальцами. Работа с нитками и тканью Наматывание ниток на карандаш. Наматывание ниток на игрушку. Нанизывание крупных бусин на нить. Изготовление изделий: «Мешочек для хранения изделий». Пошив изделия: «Салфетка квадратной или прямоугольной формы». Действия с предметами. Мозаика Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов. Выкладывание «чередующихся рядов» (красный -синий - красный) Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей трёх цветов. Выкладывание узоров по показу и по образцу. Тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование разделов и тем Работа с бумагой Лепка Работа с сыпучими материалами Работа с водой Работа с нитками и тканью Действия с предметами. Мозаика Итого: Всего часов 4 6 6 4 5 9 34 1 1 4 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 9 1 1 1 6