математические представления программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

30 августа______2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Математические представления
Учитель: Романенко Ольга Александровна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 6Б
2023/2024 учебный год

Количество часов:
Всего 68 часа; в неделю 2 часа
Рабочая программа разработана на основе: АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ
№1026 от 24.11.2022г.
Лесновка, 2023г.

1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2 Приказ
№1599, (СИПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающейся с умеренной умственной отсталостью обусловленной хромосомным заболеванием, способной усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях надомного индивидуального обучения.
Для обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе по варианту 2 АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями обусловленные хромосомным заболеванием) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое сочетается с системными нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой
сферы, выраженными в легкой степени тяжести.
Ребенок с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим
освоению предметных учебных знаний. Снижение интеллектуального и психофизического развития, снижен уровень сформированности
всех психической функции, практического навыка. Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления, отмечается
своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У ребенка с
умеренной степенью умственной отсталости затруднено формирование устной и письменной речи. Для девочки характерно ограниченное
восприятие обращенной к ней речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ней речи с трудом формируется
соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи у девочки выделяется речь с высказыванием на уровне отдельных слов и с наличием фраз. При этом
речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с грамматизмами. Ввиду этого при обучении нужно использовать разнообразные
средства невербальной коммуникации.
Внимание у обучающейся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за
быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания,
формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Девочке трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У девочки отмечается замедленный темп,
вялость, пассивность, заторможенность движений.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание
ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания достаточная. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо - и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка неспособна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе
любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности
не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер, быстро устает.
Цели реализации АОП ООО обучающейся с умственной отсталостью, вариант 2 Приказ №1599, (СИПР) МБОУ «Лесновская
средняя школа» формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
В программе выделяются следующие основные задачи:
1. развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
2. формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях и измерении на наглядно представленном материале в бытовых
ситуациях;
3. овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
4. развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими
ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной
жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку,
взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические
игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.
На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так,
чтобы он мог доставить ребенку радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математические представления»
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося.
Возможные предметные результаты по учебному предмету «Математические представления»:
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность:
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой
- Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
- Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач:
- Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
- Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.
3.Содержание учебного курса
№ п/п

1
2
3
4

Название темы

Понятие о числе
Игры и упражнения с разрезными картинками (2-6 частей). Понятие о числе.
Конструирование: упражнение «Собери чебурашку» из деталей округлых форм. Понятие о числе.
Конструирование: упражнение «Построй дом». Понятие о числе.
Число и цифра 1-5
Знакомство с цифрой «0». Рисование цифры «0».

Необходимое количество часов для
ее изучения

6
2
2
2
12
2

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Знакомство с цифрой «1». Рисование цифры «1».
Знакомство с цифрой «2». Рисование цифры «2».
Знакомство с цифрой «3». Рисование цифры «3».
Знакомство с цифрой «4». Рисование цифры «4».
Знакомство с цифрой «5». Рисование цифры «5».
Соответствие количества, цифры
Игры с мозаикой: «Бусы». Число и цифра 1-5. Соответствие количества и цифры.
Состав числа 5. Число и цифра 1-5. Соответствие количества и цифры. Конструирование: упражнение «Посади елку».
Практические упражнения с цифрой
Конструирование «Цифра 1, цифра 2» т из природного материала, шнурков.
Конструирование «Цифра 3, цифра 4». из природного материала, шнурков.
Конструирование «Цифра 5». из природного материала, шнурков.
Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками «Ёлочка»
Понятие о величине
Измерение мебели с помощью руки. Игры с мозаикой «Гирлянда».
Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками на столе: «Широкая и узкая дорожка»,
Понятие веса
Единицы измерения веса – килограмм. Взвешивание предметов на весах. Сравнение по весу: тяжелее – легче (игры с песком).
Сравнение по весу: тяжелее – легче, одинаково. (игры с водой).
Понятие о количестве
Состав числа 4. Соотнесение количества в пределах четырех с пальца-ми рук.
Состав числа 5. Соотнесение количества в пределах пяти с пальцами рук.
Конструирование чисел 1-5 из счетных палочек.
Игровые упражнения «Угадай цифру», «Сколько предметов?», «Нарисуй или раскрась столько то…(1-5)»
Временные представления
Времена года (лето, осень) и их основные признаки.
Просмотр фильмов о природе в разное время года.
Геометрические формы и фигуры
Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Группировка предметов по форме.
Упражнение «Нарисуй круг».
Упражнение «Нарисуй квадрат». Конструирование из кубиков «По-строй дом».
Упражнение «Нарисуй треугольник».
Прямоугольник. Рисование и раскрашивание геометрических фигур по иструкции.

2
2
2
2
2
2
1
1
8
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
8
2
2
2
2
4
2
2
10
2
2
2
2
2

Дидактические игры
31
Игры со строительным материалом и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой). Игра «Чудесный мешочек». Упражне-ния и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками: «Лесен-ка», «Забор».
32
Игра: «Найди фигуру». Игры с мозаикой «Укрась елку».
33
Игра: «Какой формы?» Обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины: большой-маленький мяч, большаямаленькая мат-решка, большие и маленькие пирамидки.
34
Упражнения на складывание разрезных картинок из 2-х частей: «Собери картинку». Игры с конструктивным материалом:
«Домик для собачки»
Итоговые уроки
35
Итоговая диагностика

Тематический план
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Наименование разделов и тем

Всего часов

Понятие о числе
Число и цифра 1-5
Соответствие количества, цифры
Практические упражнения с цифрой
Понятие о величине
Понятие веса
Понятие о количестве
Временные представления
Геометрические формы и фигуры
Дидактические игры
Итоговые уроки

6
12
4
8
4
4
8
4
10
8
2

Итого:

68

8
2
2
2
2
2
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».