МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 322 инициалы, фамилия 30 августа______2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Математические представления Учитель: Романенко Ольга Александровна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 6Б 2023/2024 учебный год Количество часов: Всего 68 часа; в неделю 2 часа Рабочая программа разработана на основе: АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ №1026 от 24.11.2022г. Лесновка, 2023г. 1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2 Приказ №1599, (СИПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающейся с умеренной умственной отсталостью обусловленной хромосомным заболеванием, способной усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях надомного индивидуального обучения. Для обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе по варианту 2 АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями обусловленные хромосомным заболеванием) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое сочетается с системными нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в легкой степени тяжести. Ребенок с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Снижение интеллектуального и психофизического развития, снижен уровень сформированности всех психической функции, практического навыка. Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У ребенка с умеренной степенью умственной отсталости затруднено формирование устной и письменной речи. Для девочки характерно ограниченное восприятие обращенной к ней речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ней речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи у девочки выделяется речь с высказыванием на уровне отдельных слов и с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с грамматизмами. Ввиду этого при обучении нужно использовать разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание у обучающейся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Девочке трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У девочки отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания достаточная. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Специфика эмоциональной сферы определяется не только недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо - и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка неспособна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер, быстро устает. Цели реализации АОП ООО обучающейся с умственной отсталостью, вариант 2 Приказ №1599, (СИПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. В программе выделяются следующие основные задачи: 1. развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности; 2. формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях и измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях; 3. овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности; 4. развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить ребенку радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математические представления» В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося. Возможные предметные результаты по учебному предмету «Математические представления»: 1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления: - Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. - Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. 2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность: - Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой - Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. - Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц. 3) Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских задач: - Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия. - Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др. 3.Содержание учебного курса № п/п 1 2 3 4 Название темы Понятие о числе Игры и упражнения с разрезными картинками (2-6 частей). Понятие о числе. Конструирование: упражнение «Собери чебурашку» из деталей округлых форм. Понятие о числе. Конструирование: упражнение «Построй дом». Понятие о числе. Число и цифра 1-5 Знакомство с цифрой «0». Рисование цифры «0». Необходимое количество часов для ее изучения 6 2 2 2 12 2 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Знакомство с цифрой «1». Рисование цифры «1». Знакомство с цифрой «2». Рисование цифры «2». Знакомство с цифрой «3». Рисование цифры «3». Знакомство с цифрой «4». Рисование цифры «4». Знакомство с цифрой «5». Рисование цифры «5». Соответствие количества, цифры Игры с мозаикой: «Бусы». Число и цифра 1-5. Соответствие количества и цифры. Состав числа 5. Число и цифра 1-5. Соответствие количества и цифры. Конструирование: упражнение «Посади елку». Практические упражнения с цифрой Конструирование «Цифра 1, цифра 2» т из природного материала, шнурков. Конструирование «Цифра 3, цифра 4». из природного материала, шнурков. Конструирование «Цифра 5». из природного материала, шнурков. Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками «Ёлочка» Понятие о величине Измерение мебели с помощью руки. Игры с мозаикой «Гирлянда». Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками на столе: «Широкая и узкая дорожка», Понятие веса Единицы измерения веса – килограмм. Взвешивание предметов на весах. Сравнение по весу: тяжелее – легче (игры с песком). Сравнение по весу: тяжелее – легче, одинаково. (игры с водой). Понятие о количестве Состав числа 4. Соотнесение количества в пределах четырех с пальца-ми рук. Состав числа 5. Соотнесение количества в пределах пяти с пальцами рук. Конструирование чисел 1-5 из счетных палочек. Игровые упражнения «Угадай цифру», «Сколько предметов?», «Нарисуй или раскрась столько то…(1-5)» Временные представления Времена года (лето, осень) и их основные признаки. Просмотр фильмов о природе в разное время года. Геометрические формы и фигуры Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Группировка предметов по форме. Упражнение «Нарисуй круг». Упражнение «Нарисуй квадрат». Конструирование из кубиков «По-строй дом». Упражнение «Нарисуй треугольник». Прямоугольник. Рисование и раскрашивание геометрических фигур по иструкции. 2 2 2 2 2 2 1 1 8 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 8 2 2 2 2 4 2 2 10 2 2 2 2 2 Дидактические игры 31 Игры со строительным материалом и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой). Игра «Чудесный мешочек». Упражне-ния и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками: «Лесен-ка», «Забор». 32 Игра: «Найди фигуру». Игры с мозаикой «Укрась елку». 33 Игра: «Какой формы?» Обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины: большой-маленький мяч, большаямаленькая мат-решка, большие и маленькие пирамидки. 34 Упражнения на складывание разрезных картинок из 2-х частей: «Собери картинку». Игры с конструктивным материалом: «Домик для собачки» Итоговые уроки 35 Итоговая диагностика Тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Наименование разделов и тем Всего часов Понятие о числе Число и цифра 1-5 Соответствие количества, цифры Практические упражнения с цифрой Понятие о величине Понятие веса Понятие о количестве Временные представления Геометрические формы и фигуры Дидактические игры Итоговые уроки 6 12 4 8 4 4 8 4 10 8 2 Итого: 68 8 2 2 2 2 2 2