альтернативная коммуникация программа(1)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

30 августа______2023 г.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Альтернативная коммуникация
Учитель: Романенко Ольга Александровна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 6Б
2023/2024 учебный год
Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1 часа
Рабочая программа разработана на основе: АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ
№1026 от 24.11.2022г.

Лесновка, 2023г.

1. Пояснительная записка
Ребенок с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим
освоению предметных учебных знаний. Снижение интеллектуального и психофизического развития, снижен уровень сформированности
всех психической функции, практического навыка. Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления, отмечается
своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У ребенка с
умеренной степенью умственной отсталости затруднено формирование устной и письменной речи. Для девочки характерно ограниченное
восприятие обращенной к ней речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ней речи с трудом формируется
соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи у девочки выделяется речь с высказыванием на уровне отдельных слов и с наличием фраз. При этом
речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с грамматизмами. Ввиду этого при обучении нужно использовать разнообразные
средства невербальной коммуникации.
Внимание у обучающейся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за
быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания,
формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Девочке трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У девочки отмечается замедленный темп,
вялость, пассивность, заторможенность движений.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание
ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания достаточная. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо - и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка неспособна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе
любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности
не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер, быстро устает.

Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации,
умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Задачи:
1. формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением потребностей;
2. развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других
средств;
3. учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я).
2.Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося.
Возможные результаты по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
Личностные:
1) развитие навыков эффективной коммуникации на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда с её «рутинами», общение со сверстниками, общение за пределами дома и школы, взаимодействие с персоналом различных учреждений);
2) развитие абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя пониманию и вербальной (звуковой)
речи;
3) повышение уровня социализации обучающегося;
4) улучшение качества жизни;
5) развитие самоуважения.

3.Содержание коррекционно-развивающего курса
№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее
изучения

1

Установление положительного взаимодействия
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа». Жесты/символы «школа», «класс», «урок», «перемена».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа». Жесты/символы «сидеть», «слушать», «смотреть».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа». Жесты/символы «парта», «стул», «перемена».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моё имя». Жесты/символы
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа». Символы обозначающие школьные принадлежности
Коммуникативное взаимодействие по теме «Мои одноклассники».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа». Символы обозначающие школьные дисциплины.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные нужды».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные нужды». Жесты/символы «спасибо», «всё», «есть». Ситуация: «Я хочу есть». Знакомство с пиктограммами «Части тела человека». Упражнения с пиктограммами «Части тела человека»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные нужды». Жест/символ «пить». Ситуация: «Я хочу пить»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные нужды». Жест/символ «туалет». Ситуация: «Я хочу в туалет»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные нужды». Жест/символ «Мыть, мыть руки». Ситуация: «Мне надо
вымыть руки»
Понимание слов.
Понимание слов, обозначающих предмет - посуда.
Понимание слов, обозначающих предмет - мебель
Понимание слов, обозначающих предмет - игрушки. Свободные предметные игры с любимыми игрушками.
Понимание слов, обозначающих предмет - одежда
Понимание слов, обозначающих предмет - обувь
Понимание слов, обозначающих предмет - животные. Игры-имитации на передачу в движении образов животных и птиц.
Понимание слов, обозначающих предмет - овощи.
Понимание слов, обозначающих предмет - фрукты.
Понимание слов, обозначающих предмет - продукты. Игры с пиктограммами на тему «Продукты».

1
7
1
1
1
1
1
1
1
4
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21

1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Понимание слов, обозначающих предмет - транспорт.
Понимание слов, обозначающих предмет - бытовые приборы
Мимика и ее роль в общении.
Мимика и её роль в общении. Символ «Радость» Ситуация: «Я рад» Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.
Мимика и её роль в общении. Символ «Грусть» Ситуация: «Я грущу».
Мимика и её роль в общении. Символ «Злость» Упражнения на проявления эмоций.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя семья».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя семья». Жесты/символы «мама», «папа», «дом».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя семья». Жесты/символы «мама», «папа», «дом», «автобус», «машина»,
«ехать». Ситуация: «Я еду домой».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя семья». Ситуация: «Я еду в школу»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Каникулы». Жесты/символы «бабушка», «дедушка».
Коммуникативное взаимодействие по теме «Каникулы». Ситуация: «Я еду к бабушке»
Аудиальные и зрительные упражнения.
«Чтение» движений в подвижных играх и играх импровизациях
Работа с пиктограммами «кошка» и «собака». Упражнения с пиктограммами «кошка» и «собака». Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делает…».
Аудиальные и зрительные упражнения. Практическое упражнение «Слушай стишок и показывай картинку».

1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1

Тематический план
№ п/п

1
2
3

Наименование разделов и тем

Установление положительного взаимодействия
Коммуникативное взаимодействие по теме «Школа»
Коммуникативное взаимодействие по теме «Личные нужды».

Всего часов

1
7
4

4
5
6
7

Понимание слов.
Мимика и ее роль в общении.
Коммуникативное взаимодействие по теме «Моя семья».
Аудиальные и зрительные упражнения.
Итого:

11
3
5
3
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».