АРП математика 3 класс 7.2

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО классных
руководителей
___________Ю.А.Абдулганиева
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от _________2023 г. № ____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

инициалы, фамилия

____________________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
______________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от __________ 2023 г.
№ ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс МАТЕМАТИКА
Руководитель

Панова Антонина Николаевна
Ф.И.О. разработчика программы

Класс 3- А
Срок реализации – 1 год.

Количество часов:
Всего 136 ч.; в неделю 4 ч.
Программа разработана на основе ___________________________________________________________________________________________

Лесновка, 2023г.

Данная программа адресована учащимся 3-х классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Лесновская средняя общеобразовательная школа». Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения
избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию
полноценной жизненной компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системного
характера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в
целом, у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса
наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной
регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным
этапами;
1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013
N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей,
так и в процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные
потребности:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному
миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и
на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального
развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного
образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;
-использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов;
-использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка;
- новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно;
- значительное место будет отведено практической деятельности учащихся;
- выполнение письменных заданий планируется предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
- в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование, пошаговый алгоритм, работа по плану и др.;
- уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;
- любой повод будет использован для похвалы, акцент - на даже самые маленькие успехи;
- индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание,
целенаправленность при выполнении заданий).
Место предмета в учебном плане
В 3 классах на изучение математики отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с
задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению
предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам
обучения и в тематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и
познавательной деятельности учащихся с ЗПР.
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых математических знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать на доступном уровне программу основного общего образования, решать адекватные возрасту
практические задачи, требующие действий с величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных процессов и
познавательной деятельности в целом.

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными
потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
 формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
 формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой объеме;
 уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах, пространственных отношениях;
 формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также оперировать с результатами измерений и использовать их на
практике;
 учить решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания;
 формировать способность использовать знаково-символические средства путем усвоения математической символики и обучения
составлению различных схем;
 формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом математики (наблюдения, анализа,
сравнения, противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
 развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с использованием математической терминологии;
 удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе
образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков
сферы жизненной компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
 содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования, совершенствованию сферы жизненной
компетенции.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета
Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками
арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует
успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем
звене школы.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической
деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения
совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться
путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется
способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности (т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая
функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход

решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению
улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня
сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно больший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные
индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе
психокоррекционных занятий.
Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок
овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами,
а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственновременные отношения, а также математическую терминологию.
Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и
их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их
познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями
школьников и возможного упрощения содержания.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметно практической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах,
постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их
заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий.
При работе с детьми с ЗПР используются следующие методы и приемы:
•
индивидуальная проверка,
•
работа по карточкам
•
беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе
•
объяснение нового материала обязательно с опорой на наглядность
•
работой над алгоритмом выполнения задания
•
работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму)
•
выполнение упражнений по учебнику
•
работа по карточкам
•
тесты
В связи с вышесказанным на уроках математики для этих детей используются специфические методы обучения, оптимально
сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые:
•
стимулируют у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;
•
формируют умение пользоваться имеющимися знаниями;
•
имеют четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
•
содержат достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Математика»
Личностные результаты освоения программы должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и
дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового
чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными
сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
1) использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
2) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

3) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение
действовать в соответствии с алгоритмом и исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Учебный предмет «Математика» имеет очень большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления
которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (учебники и математические принадлежности лежат в должном порядке);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– проанализировать ход решения вычислительного навыка, найти ошибку, исправить ее и объяснить правильность решения.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– в умении работать активно при фронтальной работе на уроке, при работе в группе высказывать свою точку зрения, не боясь неправильного
ответа.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
– в обучении и расширении ранее имеющихся представлений о символических изображениях, которые используются в современной культуре
для ориентировки в пространстве здания, улицы, города и т.д. с целью перевода их в знаково-символические действия, необходимые в
процессе обучения;
– в формировании внутреннего чувства времени (1 мин, 5 мин и т.д.) и календарно временных представлений;
– в умении вычислить расстояние в пространстве.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей проявляется в умении находить компромисс в спорных вопросах.
Личностные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету «Математика» оцениваются по следующим
направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
-уважительном отношении к математике (открытие в различных областях, конструирование, программирование).
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
 способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного материала;
 проявлении самостоятельности при подготовке домашних заданий, учебных принадлежностей к урокам, поиске материалов по русскому
языку;
 проявлении ответственного поведения (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу
соблюдения требований);
 стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Сформированность речевых умений проявляется в:
 способности отвечать на вопросы, рассуждать, связно высказываться.
 способности пересказывать содержание арифметической задачи, адекватно понимать используемые в задаче речевые обороты, отражающие
количественные и временные отношения;

Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
 использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
 уважительном отношении к чужому мнению;
 умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
- чувственно воспринимаемой гармонии (например, симметрии, пропорциональности размеров и пр).
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
 умении проявлять терпение, корректно реагировать на затруднения и ошибки;
 умении обсуждать план действий.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:
 умении производить предполагаемые программой измерения и благодаря этому ориентироваться в мерах длины, времени, веса, площади.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
 умении объективно оценивать свои знания по математике;
 способности анализировать причины успехов и неудач;
 умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога;
 умении сделать адекватный выбор вспомогательного материала (опорная карточка, схема, алгоритм) для решения задания при
затруднении, умении продуктивно его использовать, руководствоваться им в процессе работы.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 2-го класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут
быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
- удержании правильного способа деятельности на всем протяжении решения задачи (прочтение и понимание текста задачи, анализ условия,
составление краткой запись или схемы (подбор схемы из предложенных), поиск решения задачи, составление плана решения, выбор и
выполнение арифметического действия (арифметических действий), запись решения с помощью математических знаков и символов,
проверка решения, оформление ответа к задаче);
-использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов (использование знаковосимволических средств для понимания взаимосвязи чисел при сложении и вычитании, при построении таблицы умножения, использование
схемы для решения задачи из числа предложенных, составление схемы к задаче, составление задачи по схеме, различение понятий число» и
«цифра», овладение математическими знаками и символами и т.д.);
- умении использовать знаки и символы как условных заместителей при оформлении и решении задач (кодирование с помощью
математических знаков и символов информации, содержащейся в тексте задачи, оформление краткой записи условия в виде схемы,
логический анализ условия, представленного схемой, решение задачи и логические выводы с помощью самостоятельно выбранных
математических знаков и символов, декодирование знаково-символических средств при проверке решения задачи и т.д.);
- умении производить анализ и преобразование информации в виде таблиц (анализ имеющихся данных об объектах (их количество, единицы
их измерения), определение исходя из этого количество столбцов и строк таблицы, вычерчивание таблицы с обязательной подписью всех

столбцов и строк с использованием знаково-символических средств, с заполнением известных данных и выделением неизвестных, выделение
по таблице отношений, зависимостей между величинами, поиск неизвестных данных и восстановление их в таблице);
- умении использовать наглядные модели, отражающие связи между предметами (выделение структуры имеющихся данных, ее представление
с знаково-символических средств, составление модели, схемы, таблицы, работа с моделью, соотнесение результатов, полученных на модели
с реальностью) ;
- овладении умением записывать результаты разнообразных измерений в числовой форме (знание единиц измерения и понимание к каким
величинам они применяются, понимание того, что одна и та же величина может быть выражена в разных единицах, выражать величины
в числовой форме в зависимости от выбранной единицы измерения, соотносить числа, выраженные в разных мерах и т.д.);
- осмысленном чтении текстов математических задач (прочтение текста задачи несколько раз, уточнение лексического значения слов,
перефразирование текста задачи и выделение несущественных слов (при необходимости), выделение всех множеств и отношений, выделение
величин и зависимостей между ними, уточнение числовых данных, определение "связи" условия и вопроса (от условия к вопросу, от вопроса
к условию);
- умении устанавливать взаимосвязь между разными математическими объектами, овладении умением относить предъявленную задачу к
определенному классу задач, имеющих общий алгоритм решения (анализ и структурирование исходных данных задачи, уточнение ее вопроса,
составление плана решения задачи и его сопоставление с ранее решенными задачами, определение сходства в решении (аналогичности),
уточнение алгоритма решения ранее выполненной задачи и его применимость для текущей, находить общее в решении нескольких задач и
переносить алгоритм решения на новую задачу);
- умении сравнивать математические объекты, выделять признаки сходства и различия (анализ математических объектов, выделение его
свойств и признаков, установление сходства и различия между признаками двух математических объектов, установление сходства и
различия между признаками трех и более математических объектов, сравннение геометрические фигуры по площади);
-умении классифицировать объекты (числа, фигуры, выражения) по самостоятельно найденному основанию (выделение признаков предмета,
установление между ними сходства и различия, как основания для классификации математических объектов, выделение существенных и
несущественных признаков, выделение математические объекты из ряда других, выделение существенных для классификации признаков и
несущественных, обобщение математических объектов по выбранному основанию для классификации и т.д.);
- умении устанавливать логическую зависимость и делать простые умозаключения (анализ условий для установления логической зависимости,
установление причинно-следственных связей между математическими объектами, выделение существенных признаков математических
объектов, как основа простых логических рассуждений и умозаключений, умение увидеть ошибки в рассуждении для корректировки
умозаключения);
- умении устанавливать закономерность в числовом ряду и продолжать его (установление возрастающих и/или убывающих числовых
закономерностей на наглядном материале, выявление правила расположения элементов в ряду, продолжение числовой последовательности,
восстановление пропущенных в ней чисел, проверка выявленного правила).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
 способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
 способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
 способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить
действия с планом;
 способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под руководством
учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
 готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;
 адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
 умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций;
 овладении умением работать в паре, в подгруппе.
Предметные результаты.
В конце 3-го класса обучающийся:
 читает и записывает трехзначные числа;
 сравнивает их и записывает результат их сравнения;
 устанавливает правила, по которому составлена числовая последовательность, продолжает её и восстанавливает пропущенные числа в ней;
 заменяет трехзначное число суммой разрядных слагаемых;
 упорядочивает заданные числа;
 группирует числа по заданному или самостоятельно составленному основанию;
 воспроизводит по памяти таблицу умножения на 0, 1, 2, 3, 4, 5. 6. 7, 8, 9 и соответствующие случаи деления;
 применяет знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений;
 вычисляет значения числовых выражений в 2 – 3 действия со скобками и без них;
 использует математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений;
 решает уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого, множителя, делимого и делителя на основе
знаний о взаимосвязи чисел при сложении, вычитании, умножении и делении;
 использует правила умножения суммы на число и правила деления суммы на число;
 выполняет внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами;
 выполняет устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений;
 использует различные приемы проверки правильности вычисления;
 различает треугольники по видам и называет их;
 сравнивает геометрические фигуры по площади;
 вычисляет площадь прямоугольника разными способами;
 разъясняет смысл деления с остатком и его проверку;
 описывает явления и события с использованием величин времени, переводит одни единицы времени в другие;
 переводит единицы массы в другие, используя соотношения между ними;
 решает задачи арифметическими способами;
 анализирует текстовую задачу, выполняет краткую запись задач разными способами, а также в табличной форме;
 составляет план решения задачи, действует по нему, поясняя ход решения;
 вносит и наблюдает за изменениями в решении задачи при изменении её условия;
 составляет и решает практические задачи с жизненными сюжетами;
 применяет алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления чисел и выполняет эти действия с числами в пределах 1000;

 контролирует пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.

Содержание учебного предмета
Программа авторов М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова УМК «Школа России»
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр),
времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных
величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения.
Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента
арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение
значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в
сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление
на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…».
Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём
работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление
текста задачи (схема, таблица и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше,
между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление
периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной
информации.
Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»;
«все»; «некоторые»).
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись
и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной
модели (схема, таблица, цепочка).
Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 1000. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных
слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы
(грамм, килограмм), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин.
Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки
действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение
неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения
действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств
арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы
на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления трехзначных чисел. Способы проверки правильности
вычислений (алгоритм, обратное действие).
Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше)
на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процесс купли-продажи и др. Количество товара, его
цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели).
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—
ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и
изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник,
квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем
мире.
Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м).
Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2). Вычисление площади
прямоугольника.
Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ
полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»;
«верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»). Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел,
геометрических фигур и др. по правилу. Основная форма организации учебных занятий математике – урок. В зависимости от этапа изучения
темы организуются уроки знакомства с новым материалом, уроки закрепления и коррекции знаний и умений, уроки обобщения и
систематизации знаний и умений, повторения пройденного, уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков

Тематическое планирование 3 класс
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы
Всего

Раздел 1. Числа и величины
1.1
Числа
10
1.2
Величины
8
Итого по разделу
18
Раздел 2. Арифметические действия
2.1
Вычисления
40
2.2
Числовые выражения
7
Итого по разделу
47
Раздел 3. Текстовые задачи
3.1
Работа с текстовой задачей
12
3.2
Решение задач
11
Итого по разделу
23
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
4.1
Геометрические фигуры
9
4.2
Геометрические величины
13
Итого по разделу
22
Раздел 5. Математическая информация
5.1
Математическая информация
15
Итого по разделу
15
Повторение пройденного материала
4
Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы)
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
136

Контр. и
провер.
работы

2
1

Пр.р.

1

[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

6

[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

8

[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

2

[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]
[Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]]

1

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».