Структура урока введения нового знания в соответствии с деятельностным подходом 1. Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Для реализации этой цели необходимо: -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); -установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Приёмы обучения: - учитель в начале урока высказывает добрые пожелания ученикам, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладоши с соседом по парте); - учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; - девиз, эпиграф: «С малой удачи начинается большой успех». - самопроверка д/з по образцу. - Рифмованное начало урока. - Начало урока с элементами театрализации. - С высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока. - С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока. - Взаимоопрос 2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материла, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; -активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); -актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Возникновение проблемной ситуации. Приёмы обучения: Видеосюжет Диалог Интеллектуальная разминка Лови ошибку Музыкальный фрагмент Обсуждение выполнения домашнего задания Проблемный вопрос Ролевой сюжет Проблемная ситуация Театрализация 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: возникающий из проблемной ситуации диалог, побуждающий к решению проблемы; подводящий к теме диалог; подводящий диалог, строящийся без создания проблемной ситуации. Приёмы обучения: Вопрос-размышление Группировка Домысливание ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать) Исключение «Мозговой штурм» Подводящий диалог Работа над понятием Ситуация яркого пятна Тема-вопрос 4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа Методы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знаний диалог; подводящий без проблемы диалог. 5. Первичное усвоение новых знаний. Цель: зафиксировать алгоритм выполнения, организовать усвоение учащимися нового материала. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; - при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д Способы: фронтальная работа, работа в парах. Приёмы обучения: Вопросы к тексту Игра «Верите ли вы, что…» Комментированное чтение Лови ошибку! «Найди связь с жизнью» Работа по инструкции Работа с сигнальными карточками Своя опора Синквейн Подготовка презентации учащимися Снежный ком Удивляй! 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет (самоконтроль, самооценка) Для этого необходимо: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. Приёмы обучения: Да-нетка Деловая игра «Я – учитель» Лови ошибку Найди соответствие Мини-исследование Мини-проекты Озвучивание «немого кино» Работа в группах Работа с компьютером Решение орфографических задач Своя опора 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. Для этого необходимо: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; - довести его до уровня автоматизированного навыка - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. Приёмы обучения: Аукцион знаний «Верю, не верю» Выборочный контроль Группировка грамматического материала Кластер «Найди ошибку» Обычная контрольная работа Опрос по цепочке Опрос-итог Повторяем с контролем Реклама, эссе, резюме Решение или составление кроссворда Свои примеры Своя опора Тест 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: включить новый способ действий в систему знаний, тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и нестандартной ситуации. Приёмы обучения: Особое задание Творчество работает на будущее Три уровня домашнего задания 9. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса. Для реализации этой цели: - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) Приёмы обучения: Рефлексия эмоциональная «Дерево творчества» «Елочка» Закончи предложение Интеллектуальная рефлексия Лесенка «Моё состояние» Метод ранжирования «Огонек общения Плюс-минус-интересно Рисуем настроение Свободный микрофон Скажи друг другу доброе слово Цветотехника Рефлексия оценочная Выборочный контроль Обсуждаем д/з Опрос по цепочке Опрос-итог Литература: 1.Бондарева И.И., Дедова О.Ю. и др. Современные технологии урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012 2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., Издательство АПК и ПРО, 2006. 3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. Волгоград: Учитель, 2013. 4. http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/steps-n-approaches/construction/