Диагностическая карта урока по критериям и показателям деятельностного подхода.
Учитель__________________________________
Предмет__________________________________
Класс____________________________________
Дата______________________________________
Критерии и показатели
оценки деятельности
учителя на уроке
Уровень работы учителя
1-2 балла
(низкий)
3-4 балла (средний)
5-6 баллов (выше
среднего)
7-8 баллов (хороший)
9-10 баллов (высокий)
1.Целеполагание
учителя
Учитель формулирует
содержательную цель урока
(формирование системы
понятий по данному
предмету)
Формулирует
содержательную и
развивающую цели урока
Четко формулирует, что
должен научиться делать
ученик на данном уроке и
как он это делает сам
Формулирует как
содержательную,
развивающую, так и
деятельностную цель
урока (формирование
умений новых способов
действий)
Формулирует как
содержательную, развивающую,
так и деятельностную цель
урока (формирование умений
новых способов действий). При
необходимости изменяет
сценарий урока, добиваясь
запланированного результата
2.Мотивация
Планирует и организует
работу по актуализации
опорных знаний учащихся
как подготовительный этап,
позволяющий быстро и
качественно включить
учащихся в освоение нового
знания
В течение всего урока
применяет формы,
методы, приемы,
позволяющие
активизировать
познавательную
деятельность учащихся
Продумывает систему
мотивации учащихся к
учебной деятельности;
создает на уроке "точку
удивления", условия
("ловушки") для фиксации
учащимися границы
между знанием и
незнанием
Добивается, чтобы
учащиеся
самостоятельно
сформулировали цель
урока как собственную
учебную задачу, и
создает на уроке
атмосферу
сотрудничества
Добивается, чтобы учащиеся
самостоятельно сформулировали
цель урока как собственную
учебную задачу, и создает на
уроке атмосферу сотрудничества
и "ситуацию успеха" для
каждого ученика. Учащиеся
самостоятельно проектируют
пути и средства достижения
поставленных целей
3.Содержание учебного
материала и содержание
образования (СУМ и
СО)
Отбирает СУМ адекватно
теме и содержательной цели
урока
Отбирает СУМ адекватно
теме, содержательной и
развивающей целям урока.
СУМ по объему носит
необходимый и
достаточный характер.
Материал подобран с
учетом работы с
мотивацией
Различает понятия СУМ и
СО. Единица содержания
образования (способ,
алгоритм, схема,
различение и т. д.)
представлена учащимся
наглядно.
Выстроенная структура
урока и логика подачи
учебного материала
позволяет учащимся на
уроке успешно
осваивать
запланированные СУМ
и СО
Единица содержания
образования (способ, схема,
алгоритм, различение и т. д.) не
дается учащимся в готовом виде,
а проектируется на уроке вместе
с детьми: выделяется,
обсуждается и моделируется в
ходе рефлексии. При
необходимости учитель изменял
сценарий урока, добиваясь
результата
4.Формы организации
познавательной
деятельности учащихся
Работает с классом
фронтально на всех этапах
урока
Использует парную или
групповую работу
учащихся для
взаимопроверки или
взаимопомощи. Выбирает
форму коммуникативного
взаимодействия учащихся
в парах или в группах для
проговаривания каждым
учеником нового знания,
алгоритма действий во
внешней речи
Организует учебное
сотрудничество детей,
совместнораспределенную
деятельность при решении
учебных задач, учит детей
работе в группе
Создает условия для
выстраивания ребенком
индивидуальной
траектории изучения
предмета
Исходит из того, что каждый
учащийся индивидуален, и
организует работу каждого
ученика на уроке по
индивидуальному плану.
Учитель работает попеременно с
разными группами учащихся,
дифференцируя их по уровню
знаний
5.Методы обучения
На уроке преобладают
вербальные (монолог
учителя) и наглядные
методы обучения
Применяет современные
наглядные средства
обучения, ИКТ, тестовые
технологии; учит
составлять опорные
сигналы, схемы,
алгоритмы; добывать
информацию из учебника,
справочников, Интернета;
учит переводить
информацию из одного
вида в другой (текст - в
таблицу, таблицу - в
график, диаграмму) и т.д.
Организует
самостоятельную работу
учащихся, которая
проверяется ими по
эталонам, методически
грамотно использует
методы и приемы.
На уроке преобладают
продуктивные методы
обучения.
Применяет интерактивные
методы обучения: поисковые,
исследовательские,
эвристические беседы,
проблемное обучение,
внутрипредметную и
межпредметную интеграцию,
применяет нетрадиционные
формы урока: урок-игра,
дебаты, урок-диспут, урокпроект, урок в формате
технологии формирования
критического мышления и т. д.
6.Рефлексия
Оценивает работу учащихся,
комментируя оценки.
Подводит итоги урока сам,
не привлекая учащихся
Организует подведение
итогов урока, вовлекая
учащихся в рефлексию их
деятельности (Какова
была тема урока? Какую
цель вы ставили перед
собой? Что научились
делать? Над чем еще
предстоит работать?)
Организует диагностику
результатов урока, так,
чтобы и учителю, и
каждому ученику было
очевидно, чему они
научились на уроке, а над
чем еще предстоит
работать
Учит детей
осуществлять контроль
и самооценку своей
деятельности в
соответствии с
выработанными
критериями (предлагает
учащимся оценить свою
работу на уроке по
специально
продуманным к этому
уроку или серии уроков
Создает условия для
выстраивания ребенком
индивидуальной траектории
изучения предмета. Домашнее
задание носит
дифференцированный характер,
в зависимости от результатов,
полученных в ходе
организованной учителем
рефлексии учащимися их
деятельности на уроке
критериям)
7. Результативность
урока
Урок формирует знания
Урок формирует знания,
общеучебные предметные
умения и навыки в рамках
темы урока
Организует
деятельностный подход
Создает гигиенические
условия для обучения ,
формирования УУД,
структура урока
соответствует типу
урока.
Прослеживается практическая
направленность урока,
направленность на
формирование УУД, личностное
развитие ребенка.