Диагностическая карта урока по критериям и показателям деятельностного подхода. Учитель__________________________________ Предмет__________________________________ Класс____________________________________ Дата______________________________________ Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке Уровень работы учителя 1-2 балла (низкий) 3-4 балла (средний) 5-6 баллов (выше среднего) 7-8 баллов (хороший) 9-10 баллов (высокий) 1.Целеполагание учителя Учитель формулирует содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету) Формулирует содержательную и развивающую цели урока Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий) Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата 2.Мотивация Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся Продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает на уроке "точку удивления", условия ("ловушки") для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке атмосферу сотрудничества Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке атмосферу сотрудничества и "ситуацию успеха" для каждого ученика. Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей 3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО) Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение и т. д.) представлена учащимся наглядно. Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяет учащимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение и т. д.) не дается учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь результата 4.Формы организации познавательной деятельности учащихся Работает с классом фронтально на всех этапах урока Использует парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или в группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи Организует учебное сотрудничество детей, совместнораспределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета Исходит из того, что каждый учащийся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний 5.Методы обучения На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения Применяет современные наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу - в график, диаграмму) и т.д. Организует самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталонам, методически грамотно использует методы и приемы. На уроке преобладают продуктивные методы обучения. Применяет интерактивные методы обучения: поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию, применяет нетрадиционные формы урока: урок-игра, дебаты, урок-диспут, урокпроект, урок в формате технологии формирования критического мышления и т. д. 6.Рефлексия Оценивает работу учащихся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся Организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) Организует диагностику результатов урока, так, чтобы и учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащимся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку или серии уроков Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер, в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащимися их деятельности на уроке критериям) 7. Результативность урока Урок формирует знания Урок формирует знания, общеучебные предметные умения и навыки в рамках темы урока Организует деятельностный подход Создает гигиенические условия для обучения , формирования УУД, структура урока соответствует типу урока. Прослеживается практическая направленность урока, направленность на формирование УУД, личностное развитие ребенка.