МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (МБОУ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА») ПРИКАЗ 19.09.2024 г. № 318 Об утверждении Положения о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью в МБОУ «Лесновская средняя школа» На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить и ввести в действие с 02 сентября 2024 года Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью в МБОУ «Лесновская средняя школа» (прилагается). 2. Назначить ответственной за проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями в МБОУ «Лесновская средняя школа» педагога-психолога школы Романенко О.А. 3. Назначить ответственных за проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями учителей-предметников и классных руководителей тех классов, где осуществляется обучение в условиях инклюзии. 4. Считать приказ от 22.12.2022 г. № 463 утратившим силу. 5. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя директора по УВР Аппазову Д.С. Директор А.Ю. Орден Приложение к приказу МБОУ «Лесновская средняя школа» от 19.09.2024 № 318 Утверждено Приказом по школе от 19.09.2024 № 318 Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью в МБОУ «Лесновская средняя школа» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута (далее - ИОМ) обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью регламентирует деятельность специалистов образовательной организации в рамках создания условий для удовлетворения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ) и/или инвалидностью в процессе обучения, воспитания и социальной адаптации на уровне начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в условиях инклюзии. 1.2. Нормативно-правовой базой разработки Положения являются: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья 2020-2030 (разработана Институт коррекционной педагогики по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, в рамках Государственного задания № 27.12914.2018/12.1); Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847) Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850); Постановление Главного государственного врача санитарного врача российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требова- ния к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказ Министерства просвещения России от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения России от 02.09.2.020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Распоряжение Министерства просвещения России от 09.09.2019 года № Р93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Распоряжение Министерства просвещения России от 6 августа 2020 г. № Р75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 21 июля 2021 года № 1212 «Об утверждении Порядка организации инклюзивного образования в Республике Крым»; Устав МБОУ «Лесновская средняя школа» 1.3. Индивидуальный образовательный маршрут определяет порядок организации системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью с учетом его индивидуальных воз- можностей и особых образовательных потребностей (далее - ООП) в соответствии с вариантом образовательной программы, рекомендованной психологомедико-педагогической комиссией (далее ПМПК). 1.4. ИОМ отражает направления деятельности образовательной организации (далее - ОО) по созданию специальных условий в соответствии с рекомендациями ПМПК, решением психолого-педагогического консилиума ОО (далее ППк), результатами комплексной диагностики особенностей психофизического развития, а для обучающихся с инвалидностью – с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации (далее – ИПРА). 1.5. ИОМ разрабатывается и реализуется педагогическими работниками ОО, членами ППк, принимающими непосредственное участие в создании и реализации специальных образовательных условий для конкретного обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью, согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается руководителем ОО. 1.6. ИОМ разрабатывается не более чем на один год и предусматривает корректировку в процессе его реализации. По истечении периода действия ИОМ осуществляется оценка эффективности его реализации. 1.7. Содержание и формы мероприятий в рамках ИОМ корректируются в зависимости от индивидуальных ООП обучающегося, возрастных и индивидуальных особенностей развития, динамики освоения им АООП, социальной адаптации, а также изменений в рекомендациях ПМПК. 1.8. ИОМ разрабатывается в течение 1 месяца с момента зачисления ребенка в образовательную организацию и заявления родителей (законных представителей) и 2х недель (до 20 сентября) , если ребенок ранее посещал ОО. При необходимости для обучающихся первых классов (первого года обучения) окончательное оформление ИОМ выполняется после периода адаптации, но не позднее окончания первой четверти. 1.9. Сроки проведения мониторинга по эффективности реализации ИОМ, внесения изменений и дополнений в ИОМ отдельных обучающихся определяются решением ППк ОО: 1.9.1. плановый промежуточный мониторинг эффективности реализации ИОМ проводится через полгода с начала учебного года (в декабре, 10 декабря), и итоговый мониторинг – в конце учебного года (в мае, 10 мая); 1.9.2. внеплановый мониторинг проводится в любые сроки по запросу педагогов/ ведущих специалистов/администрации или родителей (законных представителей) обучающегося. 2. Структура ИОМ обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью. 2.1. ИОМ разрабатывается на каждого обучающегося c ОВЗ и/или инвалидностью, обучающегося в условиях инклюзии. 2.2. Индивидуальный образовательный маршрут содержит следующие разделы: общие сведения об обучающемся, его семье, группе здоровья; выписку из заключения ПМПК; основные особенности обучающегося представленные в развернутой психолого-педагогической характеристике и таблице сильных и слабых сторон развития; направления и организация психологопедагогического сопровождения, регламент деятельности ведущих специали- стов; индивидуальное расписание занятости обучающегося; способы адаптации учебных материалов и заданий; условия проведения текущего контроля освоения АООП НОО, АООП ООО и АООП СОО, промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ; мониторинг эффективности реализации ИОМ. 2.3. Структура ИОМ включает: Титульный лист, который фиксирует наименование учреждения, адресность программы (класс, год обучения, нозология), составителей, срок реализации, гриф утверждения руководителем, гриф рассмотрения на ППк, согласование с родителями; Общие сведения об обучающемся, его семье, рекомендованная программа обучения, выписка из заключения ПМПК, группа здоровья, наличие справки об инвалидности, особенности образовательной траектории (где обучался до начала процесса сопровождения, сколько лет, по какой программе, оставался ли на повторное обучение, посещал ли ДОУ и т.п.);(заполняется классным руководителем). Содержательный раздел включает: основные особенности обучающегося с ОВЗ представленные в развернутой психолого-педагогической характеристике, которая составляется на основании коллегиального обсуждения результатов комплексного психологопедагогического обследования ребенка. Она включает определение уровня актуального развития ребенка, отражает специфические параметры развития, характерные для конкретного ребенка, а также его индивидуальные ООП, в том числе интересы, уровень готовности к освоению программы, сформированность универсальных учебных действий, уровень социальной адаптации, особенности поведения;(заполняется классным руководителем, дополняется педагогом-психологом). • определение специальных условий обучения - конкретизация специальных образовательных условий, необходимых для организации обучения, социализации и развития конкретного обучающегося с ОВЗ; направления деятельности специалистов и организация психологопедагогического сопровождения, регламент деятельности ведущих специалистов. В этом разделе содержится описание направлений коррекционной работы с ребенком специалистами сопровождения. В нем указываются выявленные актуальные трудности ребенка по учебным предметам и направлениям коррекционной работы, их возможные причины, определяются ресурсы, необходимые для преодоления трудностей в обучении ребенка с ОВЗ, описывается результативность работы за первое полугодие и в конце учебного года. Это направления характеризуют учитель-логопед, педагог-психолог. индивидуальное расписание занятости обучающегося отражает занятость ребенка в рамках урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в том числе на занятиях коррекционной направленности и определяет график посещения уроков/занятий ребенком; мониторинг эффективности реализации ИОМ. В данном разделе соотносятся задачи развития ребенка, прописанные в разделе «Направления и организация психолого-педагогического сопровождения» с планируемыми результатами и в произвольной форме, описываются конкретные результаты освоения обучающимся учебной и коррекционных программ, сформированности ключевых жизненных компетенций, адаптации в коллективе, а также анализ возникших трудностей и пути их решения. Также в конце учебного года в данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам итоговой диагностики освоения программ и заключение о реализации ИОМ в целом в рамках итогового заседания ППк. С целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами ППк формулируются рекомендации на следующий учебный год/ этап обучения. Это направления характеризуют учителя-предметники (1-4 класс указываются все предметы; 5-9 класс предметы: русский язык и литература, математика (алгебра и геометрия), география, физическая культура, учитель-логопед, педагог-психолог). 3. Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОМ обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью. 3.1. Организационно – педагогическими условиями проектирования и реализации ИОМ являются: • согласие родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ и/или инвалидностью на создание специальных условий получения образования; • наличие в образовательной организации психолого - педагогического консилиума. 3.2. Проектирование ИОМ, оценка эффективности его реализации и корректировка ИОМ осуществляется в рамках деятельности ППк МБОУ «Лесновская средняя школа». 3.3. Основными этапы разработки и реализации ИОМ: - предварительный (аналитический) этап – определение ведущих специалистов в проектировании и реализации ИОМ; изучение документов и материалов по обеспечению специальных условий, выявление и анализ особенностей развития ребенка с ОВЗ, его индивидуальных особых образовательных потребностей; - проектирование ИОМ – конкретизация направлений деятельности педагогического коллектива по созданию специальных образовательных условий для обучающегося; определение вида, объёма и регламента оказания необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической, социальной), планируемых результатов, форм и содержания мониторинга эффективности реализации ИОМ - организационный этап – обсуждение ИОМ на заседаниях ППк, утверждение его руководителем ОО, ознакомление с ИОМ родителей (законных представителей) обучающегося; подбор и разработка программно-методического обеспечения и других специальных условий; - реализация ИОМ – организация мероприятий по адаптации ребенка в образовательной среде; организация образовательного процесса (индивидуализация содержания образования); организация специальной и психологопедагогической поддержки обучающегося и других участников образовательных отношений; организация взаимодействия всех участников реализации ИОМ, в том числе информационно-консультативной поддержки учителям, воспитателям, специалистам сопровождения, родителям (законным представителям); - коррекционный этап – своевременное изменение ИОМ в целях максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающегося; - контрольно-оценочный этап: оценка эффективности реализации ИОМ, проведение промежуточного / итогового ППк; корректировка ИОМ (при необходимости). 4. Требования к оформлению ИОМ 4.1. Текст ИОМ выполняется шрифтом Times New Roman 12, через 1 интервал, выравнивание - по ширине. Каждый новый элемент, раздел печатается с новой страницы. 4.2. Разработанный ИОМ хранится в электронном виде на цифровом носителе у заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Печатается по мере требования (по запросу родителей или ПМПк). 5. Заключительные положения 5.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения и подписания его руководителем ОО. 5.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение, его новая редакция проходят в установленном порядке процедуру принятия ППк и утверждения/ подписания руководителем ОО. Приложение 1. Образец бланка ИОМ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Психолого-педагогическим консилиумом МБОУ «Лесновская средняя школа» (протокол от _________20___ № __) УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» __________/_____________/ (подпись) И.О. Фамилия Приказ от _________ №___ Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с задержкой психического развития (обозначить нозологию) _________ класс на 202__-202___ учебный год Составители: Заместитель директора по УВР _________________________________ Классный руководитель _________________________________ Учитель-логопед _________________________________ Педагог – психолог _________________________________ Социальный педагог _________________________________ Тьютор _________________________________ С ИОМ ознакомлен (согласован на этапе разработки) ________________/____________________/ (подпись) И.О. Фамилия родителя Дата __________________________ 1. Общие сведения о ребенке Ф.И.О. ребенка Дата рождения Группа здоровья Класс Программа обучения (вариант и срок обучения) Заключение ПМПК №/дата Справка об инвалидности: № / дата Образовательная траектория Сведения о семье: 2. Основные особенности обучающегося (на основе коллегиального обсуждения результатов комплексного психолого-педагогического обследования ребенка): - развернутая психолого-педагогическая характеристика ребенка, его индивидуальные особые образовательные потребности (ООП), в том числе интересы, уровень готовности к освоению программы, социальной адаптации, особенности поведения, образовательные задачи с учетом образовательных запросов родителей; 3. Определение специальных условий обучения (выбрать из перечисленных и дополнить при необходимости) Конкретизация специальных образовательных условий, необходимых для организации обучения, социализации и развития конкретного обучающегося с ОВЗ. Специальные условия Временной режим Организация пространства класса Организация рабочего места Условия, необходимые для данного ребенка гибкий график (дополнительный выходной) – по медицинским показаниям; щадящий режим обучения (сокращенное количество уроков) – в рамках ИУП; соответствует режиму класса; адаптационный период - сентябрь. Постепенное увеличение времени в классе в течение адаптационного периода, начиная с 2 -х уроков; организация сенсорных перерывов. Прочее выбор оптимального места в классе (где именно); индивидуальная маркировка мебели и личных вещей ребенка (цвет, картинки и пр.); наличие игровой зоны, зоны для сенсорной разгрузки или зоны релаксации; Прочее организация пространства для обучения (боковые ширмы, отдельная парта, наклонная поверхность и т.д.); цветовая маркировка парты и личных вещей ученика; визуальные подсказки на рабочем месте (указать какие именно, на каких уроках); визуальные инструкции (указать какие именно, на каких уроках); визуальные правила поведения (указать какие именно, в каком виде); Прочее Вспомогательные сенсорные приспособления (наушники; утяжеляющий манжет, средства жилет, плечевая подушка; стул со специальной накладкой (резиновая подушка); фитбол вместо стула; сенсорный бокс для разгрузки и т.д.) система поощрений (пищевое, материальное, социальное); система альтернативной коммуникации (коммуникационная книга PECS, и т.д.); визуальный план урока: план с указанием страниц и номеров упражнений, прописываемый на доске или индивидуальный план урока, прописываемый от руки, с возможностью зачеркивания выполненных заданий; использование схемы «сначала - потом» на письменных уроках; подбор письменных принадлежностей (трехгранная изогнутая ручка и карандаш, насадка на ручку, ограничители строки, наконечник для жевания); опорные схемы и таблицы по предметам, алгоритмы действий. Прочее Технические таймер (указать, с какой целью); средства обуче часы, песочные часы (указать, с какой целью); ния планшет (указать с какой целью); диктофон (указать с какой целью); микрофон (указать с какой целью); коммуникатор (указать с какой целью); калькулятор (указать с какой целью; планшет/ ноутбук/ компьютер. Прочее Специальный ди специальные учебные пособия (Нумикон, линейка АБАК, числовая дактический мате- прямая и пр.); риал и адаптация адаптированные учебные задания (указать какие, на каких уроках, учебных материав чём адаптация) лов Прочее Создание специФорма оценки: альных условий возможность альтернативной формы задания; для проведения адаптированные тесты (указать в чем адаптация); промежуточной и адаптированные контрольные работы и диктанты (указать в чем текущей аттестанужна адаптация; например, только вписывание определённых букв на ции определенные правила, возможность опоры на образец и т.д.) Организационные условия (для обеспечения комфортной, спокойной обстановки): увеличение времени (указать оптимальное время); изменение обстановки (отдельно от класса, дистанционно, с тьютором и пр.); особые приёмы организации процесса оценки достижений (наглядные опоры в виде расписания, алгоритма выполнения отдельных, наиболее сложных видов заданий и пр.); Прочее 4. Направления деятельности специалистов и организация психологопедагогического сопровождения в соответствии с выявленными актуальными трудностями обучающегося Актуальные трудности ребенка (по учебным предметам и направлениям коррекционной работы) Возможные причины Ресурсы, необходимые для преодоления трудностей в обучении ребенка с ОВЗ Результативность (конкретная динамика) специальные сильные стороны 1 полуго- Окончание условия, кото- обучающегося дие года рые создают педагоги и специалисты 5. Индивидуальное расписание занятости обучающегося Отражает логистику (очередность и организационные формы) урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, оказание социальной и психолого-педагогической поддержки обучающемуся с ОВЗ/инвалидностью в образовательной организации. Родители участвуют в разработке индивидуального расписания. Индивидуальное расписание занятости обучающегося № урока/ занятия/ Понедельник время 1 8.30-9.15 2 9.25-10.10 3 10.30-11.15 4 11.35-12.20 5 12.30-13.15 6 13.25 -14.10 Вторник Среда Четверг Пятница Направления коррекционно-развивающей работы Специалист Учительлогопед Педагогпсихолог Учительдефектолог Тьютор Направления коррекционноразвивающей работы Форма занятий Полное сопровождение ребенка в классе на протяжении учебного дня, (или на отдельных уроках) Продолжительность и частота В течение планируемого времени (указать) 6. Мониторинг эффективности реализации ИОМ (анализ достижения планируемых результатов за первое полугодие и в конце учебного года). -– коротко каждый специалист описывает результативность по направлению работы в произвольной форме ЗАКЛЮЧЕНИЕ: