Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________Н.А.Седова 29августа 2023г. Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» _____________А.Ю.Орден Приказ от 30 августа 2023г.№306 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ с учащимися с ОВЗ, 7-8 классы 2023-2024 учебный год учитель-логопед: В.И.Шаповалова с.Лесновка, 2023 Пояснительная записка. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество. Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.).Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоциональноволевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и несформированностью представлений об операциональных окружающем компонентов мире, учебно- познавательной деятельности. У детей с ОВЗ слабо сформированы пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок. Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим. Недостаточно развито воображение. Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной мышления; деятельности, недостаточно недостаточность сформирована наглядно-образного аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи. Основными целями программы являются: формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка. повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала. Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач: Формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня. Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства. Формирование положительной учебной мотивации. Развитие творческих способностей детей с ОВЗ. Развитие коммуникативных навыков. Охрана предупреждение и укрепление психологического психофизических перегрузок, здоровья: стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении. Программа опирается на следующие принципы: системность; комплексность; деятельностный подход; общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности). Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ: - диагностика (индивидуальная и групповая); - консультирование (индивидуальное и групповое); -коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая); - психологическое психологической просвещение культуры, и образование: формирование развитие психолого-педагогической компетентности учащихся. Работа с родителями: Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье. Задачи: Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования; Выбор стратегии воспитания; Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с ОВЗ; Консультации по индивидуальным запросам. Режим занятий, программы. основные формы и методы реализации Занятия проходят 2(3) раза в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития. Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: артикуляционная гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка; основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, направленных упражнения на память, другие разнообразны восприятие) психические по способам и 1-2 функции. упражнения, Предлагаемые выполнения, материалу (упражнения на развитие мелкой моторики, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.); заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка на тему занятия: рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т.д. Продолжительность одного занятия составляет 20-30 минут. Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в 7 классе-66, в 8-м-102. Ожидаемые результаты реализации программы: адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном процессе; положительная динамика изменений личности, деятельности ребенка в образовательном процессе; повышение уровня развития когнитивной сферы; поведения и повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение владеть своим психоэмоциональным состоянием). формирование положительной мотивации к обучению. формирование положительной самооценки у детей. Описание разделов программы 1. Диагностика развития психических процессов. Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится с целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя тестовые методики и упражнения, позволяющие получить картину актуального развития когнитивной сферы. Описание методик и план диагностики включены в рабочую программу педагога-психолога «Программа психологической диагностики уровня развития когнитивной и личностной сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года с целью замера динамики развития ребенка в течение учебного года. 2. Развитие внимания. Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания. 3. Развитие мышления и речи. Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка. 4. Развитие восприятия. Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях. 5. Развитие памяти. Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти. 6. Развитие эмоционально-волевой сферы. Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.