Псих. сопровождение ОВЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
______________Н.А.Седова
29августа 2023г.

Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
_____________А.Ю.Орден
Приказ от 30 августа 2023г.№306

ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
с учащимися с ОВЗ, 7-8 классы
2023-2024 учебный год

учитель-логопед: В.И.Шаповалова

с.Лесновка, 2023

Пояснительная записка.
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше
детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не
только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией,
дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и
удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также
с

гораздо

более

серьезными

проблемами.

Они

нуждаются

в

специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Государственная социальная политика Российской Федерации в
отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание
достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их
жизни,

на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми)

прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную
интеграцию в общество.
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути,
отражающему

влияние

неблагоприятных

социально-психологических

факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной
нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост,
созревание

центральной

нервной

системы,

формирование

психики,

социально-бытовых понятий и т.д.).Дети указанной категории обладают
большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоциональноволевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное
влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. Трудности, которые
испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как
низким развитием когнитивной сферы, эмоционально-волевой регуляции,
самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной
пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной
деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной
координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным

запасом

знаний

и

несформированностью

представлений

об

операциональных

окружающем
компонентов

мире,
учебно-

познавательной деятельности. У детей с ОВЗ слабо сформированы
пространственные представления. Особенности внимания проявляются в его
неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения;
слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей
вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и
увеличивает

количество

ошибок.

Недостаточность

развития

памяти

проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости,
низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания
над словесно-логическим. Недостаточно развито воображение. Особенности
мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии
познавательной
мышления;

деятельности,
недостаточно

недостаточность
сформирована

наглядно-образного

аналитико-синтетическая

деятельность во всех видах мышления. У детей с ОВЗ отмечаются
относительно

высокие

потенциальные

возможности

репродуктивного

мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом»
виде, на основании детализированной помощи.
Основными целями программы являются:
 формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ,
включающих в себя как профилактические и реабилитационные
мероприятия,

так

и

создание

оптимальной

среды

жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий
потенциал ребенка.
 повышение уровня

общего развития обучающегося через

коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и
эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию
нового учебного материала.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:



Формирование

элементарных

знаний,

умений,

навыков,

связанных с повышением образовательно уровня.


Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной

сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).


Развитие

эмоционально-волевой

сферы.

Повышение

эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции
другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и
чувства.


Формирование положительной учебной мотивации.



Развитие творческих способностей детей с ОВЗ.



Развитие коммуникативных навыков.



Охрана

предупреждение

и

укрепление

психологического

психофизических

перегрузок,

здоровья:
стабилизация

эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в
обучении.
Программа опирается на следующие принципы:
 системность;
 комплексность;
 деятельностный подход;
 общедидактические принципы (наглядности, доступности,
индивидуального подхода, сознательности).

Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое
психологической

просвещение
культуры,

и

образование: формирование

развитие

психолого-педагогической

компетентности учащихся.
Работа с родителями:
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Родители данных
детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью,
внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении
развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в
школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный
материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической
работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится
правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях
специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить
родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать
дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития.
Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и
умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и
обучения детей с ОВЗ в семье. Задачи:
 Консультирование

родителей

по вопросам

инклюзивного

образования;
 Выбор стратегии воспитания;
 Просвещение о психолого-физиологических особенностях детей с
ОВЗ;
 Консультации по индивидуальным запросам.

Режим занятий,
программы.

основные

формы

и

методы

реализации

Занятия проходят 2(3) раза в неделю. Возможно как проведение
индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых
группах, сформированных по особенностям развития.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме:
артикуляционная гимнастика, которая проводится с целью создания
хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению
мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка;
основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные
преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса
(внимание,

мышление,

направленных
упражнения

на

память,

другие

разнообразны

восприятие)

психические
по

способам

и

1-2

функции.

упражнения,
Предлагаемые

выполнения,

материалу

(упражнения на развитие мелкой моторики, задания с предметами,
игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам,
упражнения и др.); заключительная часть - продуктивная деятельность
ребенка на тему занятия: рисование, аппликация, конструирование из
бумаги и т.д.
Продолжительность одного занятия составляет 20-30 минут.
Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов
в 7 классе-66, в 8-м-102.
Ожидаемые результаты реализации программы:
 адресная помощь и сопровождение ребенка в образовательном
процессе;
 положительная

динамика

изменений

личности,

деятельности ребенка в образовательном процессе;
 повышение уровня развития когнитивной сферы;

поведения

и

 повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы (умение
владеть своим психоэмоциональным состоянием).
 формирование положительной мотивации к обучению.
 формирование положительной самооценки у детей.

Описание разделов программы
1. Диагностика развития психических процессов.
Данный раздел включает в себя диагностику уровня развития
когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Диагностика проводится
с целью получения данных о развитии ребенка и включает в себя
тестовые методики и упражнения, позволяющие получить картину
актуального развития когнитивной сферы. Описание методик и план
диагностики включены в рабочую программу педагога-психолога
«Программа

психологической

диагностики

уровня

развития

когнитивной и личностной сферы учащихся с ОВЗ». Диагностические
мероприятия проводятся в начале и в конце учебного года с целью
замера динамики развития ребенка в течение учебного года.
2. Развитие внимания.
Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания,
направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости
внимания.
3. Развитие мышления и речи.
Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у
ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение
классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на
активизацию и обогащение словаря ребенка.
4. Развитие восприятия.

Данный раздел программы направлен на развитие процесса
отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее
взаимосвязях.
5. Развитие памяти.
Задания

и

упражнения

данного

раздела

направлены

на

тренировку слуховой, зрительной и логической памяти.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Реализация

данного

раздела

программы

направлена

на

обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении
положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение
распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие
адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».