Азбука речи 3-4 КЛ_

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Лесновская средняя школа » Сакского района Республики Крым
Согласовано

Утверждено

Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская средняя школа»
_____________ Ю.М. Антощук

Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
_______________А.Ю.Орден

29 августа 2023г.

Приказ от 30августа 2023г.№306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«АЗБУКА РЕЧИ»
для обучающихся 3-4 классов
направление:общеинтеллектуальное
на 2023-2024 учебный год
учитель-логопед: Шаповалова В.И.

с.Лесновка, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и
направлена на оказание помощи учащимся, имеющим нарушения устной и
письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному
русскому языку. Программа составлена с учётом рекомендаций и
методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой,
Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой.
Рабочая программа составлена с учётом инструктивного письма «Об
организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения» от 14.12.2000 г. №2, и Инструктивно-методического письма «О
работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.
Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г., а также Примерного положения об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, утвержденного распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020г.№ Р-75.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых
разработана данная программа:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа
2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №
ВК-452/07 от 11.03.16г.
5. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19
декабря 2014 г. Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях".
Цель программы: предупреждение и коррекция нарушений устной и
письменной речи, помощь в успешном освоении программы по русскому языку
и чтению обучающимся 3- 4 классов.

Общая характеристика учебной программы:
Данная программа способствует формированию у учащихся предпосылок,
лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о
языке и готовит к применению их в учебной деятельности. «Азбука речи» –
курс, подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения,
адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию
информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а
также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь
содержание программы является базой для усвоения общих языковых и
речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой
значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка. Специфика
программы заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными
предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два
предмета представляют собой единую образовательную область, в которой
изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным
литературным образованием.
Место программы.
С учащимися проводятся групповые (не более 5-6 человек) внеурочные
занятия. Периодичность внеурочных логопедических занятятий-1 раз в
неделю, продолжительность группового занятия - 40-45 минут.
Основная ц е л ь рабочей программы - раскрыть пути формирования у
обучающихся ОУ с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой
деятельности, создавая условия для овладения детьми родным языком в
условиях внеурочных занятий.
Рабочая программа разработана на основе современных достижений
логопедической науки и практики, специальной и детской психологии,
специальной педагогики (О. Г. Ушакова, Т. Б. Филичева), отражающих
представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с
нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания
коррекционной помощи детям школьного возраста. В основу рабочей
программы положены следующие теоретические идеи:
1. У детей 7 лет речь как еще не сформированная функциональная система
наиболее подвержена повреждающим факторам.
2. Речевое развитие опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием
интеллектуальных процессов и общения. В основе потребности говорить
ребенка находится впечатление, вызывающее эмоциональный отклик.
3. Побуждение к речевому высказыванию возникает у ребенка под влиянием
эмоционального переживания воспринятого.
4. Содержание речи составляют впечатления, получаемые ребенком при
ознакомлении с окружающим, поэтому важным моментом для развития

детской речи является формирование широких интересов у детей школьного
возраста.
Ведущим принципом данной рабочей программы выступает принцип
комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и
коррекции речевых нарушений у воспитанников, личностно-деятельностного
подхода к профилактике и коррекции нарушений речи, а также в понимании
единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного,
умственного и речевого развития.
Также в рабочей программе реализуются принципы развивающего обучения,
учета зоны ближайшего развития, интеграции образовательных областей в
организации коррекционно-педагогического процесса.
Содержание учебной программы
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с
содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание
коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы
коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов
для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы
учащихся.
Диагностическая работа осуществляется перед началом логопедической
работы. На основании результатов обследования выявляется, какой из
компонентов языковой системы нарушен, уточняется структура речевого
дефекта. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая
коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно
раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только
коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер. Данные
мониторинга используются для проектирования индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся, корректировки поставленных
образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программ.
Коррекционно-развивающая работа
осуществляется на
групповых
занятиях. При комплектовании групп учитывается не только структура
речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус
ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом
психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их
структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.
Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и
здоровья обучающихся в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и
упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения
работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения,
стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в

организованной взрослым деятельности и профилактики конфликтов между
детьми.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным
направлениям:
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических
процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
К развивающему аспекту занятий следует отнести не только специфические
задачи по развитию речевых процессов у обучающихся с нарушениями речи,
но и такие задачи, как
- развитие мотивации к обучению;
- профилактика нарушений письменной и устной речи;
- развитие самоконтроля за своей речью;
- развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия;
сенсомоторных координации, пространственных ориентировок, нагляднообразного мышления, элементов словесно-логического мышления.
Таким образом создаются условия для успешного обучения учащихся в ОУ.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является
применение
современных
коррекционно-логопедических
технологий,
направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с
речью процессы.
Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей
работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются с учетом
специфики обучения детей на логопедическом пункте современные
методические разработки.
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить
дифференцированный
подход
к
коррекции
речевых
нарушений,
индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить
индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и
структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития,
микросоциальных условий жизни обучающихся.
В логопедическом кабинете создается коррекционно-развивающая среда с
учетом
педагогических,
психологических,
санитарно-гигиенических
требований.

Результаты освоения коррекционного курса.
Личностные результаты:
Этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе
взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
Выполнение правил работы, следование инструкциям при выполнении
заданий;
Психологические предпосылки к обучению: устойчивость внимания,
наблюдательность (особенно к языковым явлениям), способность к
запоминанию, переключению внимания, навыки и приёмы самоконтроля.
Метапредметные результаты:
учиться работать по предложенному учителем плану,
умение самостоятельно составлять алгоритм выполнения задания,
умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную
учителем,
умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности по мере
выполнения заданий, умение оценивать качество выполнения задания по
параметрам (легко выполнять/возникли сложности).
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
умение поддерживать диалог.
понимать информацию, представленную в виде словесной инструкции,
текста, рисунков, схем;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате выполненной работы;
умение с направляющей помощью учителя-логопеда анализировать объекты
(слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных
признаков, а также сравнивать их по заданным критериям.
Предметными результатами прохождения данной программы является:
отсутствие дефектов звукопроизношения
и
умение
различать правильное неправильное произношение звуков;
умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую
структуру слов как изолированного, так и в условиях контекста;
правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное
использование интонационных средств выразительной четкой речи;
правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз,
логического ударения, интонационной интенсивности;
минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на
слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим
признакам;
умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова;
уточнение и активизирование имеющийся у учащихся словарный запас и

конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введение в активный словарь необходимые на данном этапе обучения словатермины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие
согласные, звонкие-глухие согласные, предложение, речь
Тематическое планирование
Класс
3класс

4класс

Темы занятий

Кол-во
часов
1.Входная диагностика устной и письменной речи.
3
2.Развитие
языкового
анализа
и
синтеза,
29
фонематических процессов.
3.Проверка знаний.
2
1.Входная диагностика устной и письменной речи.
2.Коррекция нарушений лексико-грамматического
строя речи.
3.Совершенствование лексической стороны речи.
4.Проверка знаний.

Всего
часов
34

2
22
34
9
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».