Азбука речи 1кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по
воспитательной работе
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________Ю.М.Антощук
29 августа 2023г.

Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
______________А.Ю.Орден
Приказ от 30 августа 2023г.
№306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«АЗБУКА РЕЧИ»
В 1-Х КЛАССАХ

на 2023– 2024 учебный год
учитель- логопед: В.И.Шаповалова

с .Лесновка, 2023

Пояснительная записка
Речь – важное условие и средство коммуникации. К концу дошкольного
возраста в норме ребёнок должен иметь полностью сформированную звуковую
систему родного языка. В последние годы наблюдается тенденция возрастания
числа будущих первоклассников с нарушениями устной речи различной степени
выраженности.
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространённым
является нарушение звукопроизношения. Такой дефект принято называть
«дислалией» (или фонетический дефект). При дислалии звуки искажаются,
пропускаются или заменяются другими звуками. Устранением этого вида дефекта
необходимо заниматься своевременно во избежание проявления вторичных
дефектов в виде нарушений чтения и письма.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении
коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным,
Б.Д.Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р.
И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной,
М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория
Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой
теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем
сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции
автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне
контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается
только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам
правильного звукопроизношения.
Для коррекции звукопроизношения у детей разработана специальная рабочая
программа. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного
звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода.
Большое значение программа имеет и в своевременной информированности
взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в
повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста.
Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от
индивидуальных особенностей речевого развития детей и структуры дефекта.
Рабочая коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов
звукопроизношения у младших школьников составлена на основе следующих
нормативных документов:
 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
 Письмо МО РФ от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения».
 А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе
учителя-логопеда при общеобразовательной школе. – М.: «Когито-Центр», 1996.
 Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. Программа коррекционного обучения и
воспитания детей с общим недоразвитием речи – Гном и Д., 2000.

Цель программы: восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи,
формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Программа направлена на решение ряда задач:
- устранение дефектов звукопроизношения;
- нормализация мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования
и дыхания, выработка подвижности речевого аппарата;
-развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи;
- формирование и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
- развитие коммуникативных навыков;
- обеспечение условий для успешного освоения учащимися образовательных
программ начальной ступени образования;
Общая характеристика специального курса
Прохождение программы предполагает организацию учебной деятельности в
форме групповых занятий. Продолжительность групповых занятий и частота их
проведения определяется характером и степенью выраженности речевого
нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями
детей. Предполагаемая продолжительность групповых занятий подгруппы- 35
минут в первом полугодии и 40 минут во втором, 1 раз в неделю.
Описание места специального курса в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом, рассчитана
на один учебный год – 1 час в неделю. Общее количество внеурочных занятий – 34
часа.
Описание ценностных ориентиров содержания специального курса
Содержание представленного коррекционного курса направлено на
формирование основных ценностных ориентиров.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через
сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты,
гармонии, совершенства.
Воспитание любви и отзывчивого отношения к окружающим людям, живым
существам. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания.
Воспитание культуры речи,
норм и правил произношения, общения.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих
в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само
познание как ценность – одна из задач образования.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
3

образовательная среда. Содержание коррекционного курса способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства
любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. В процессе организации коррекционноразвивающей
деятельности
у
ребёнка
развиваются
организованность,
целеустремлённость,
ответственность,
самостоятельность,
трудолюбие,
раскрывается творческий потенциал.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Результаты освоения коррекционного курса.
•
•
•




















Личностные результаты:
Этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе
взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
Выполнение правил работы, следование инструкциям при выполнении заданий;
Психологические предпосылки к обучению:
устойчивость внимания,
наблюдательность (особенно к языковым явлениям), способность к запоминанию,
переключению внимания, навыки и приёмы самоконтроля.
Метапредметные результаты:
учиться работать по предложенному учителем плану,
умение самостоятельно составлять алгоритм выполнения задания,
умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем,
умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности по мере выполнения
заданий, умение оценивать качество выполнения задания по параметрам (легко
выполнять/возникли сложности).
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
умение поддерживать диалог.
понимать информацию, представленную в виде словесной инструкции, текста,
рисунков, схем;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате выполненной работы;
умение с направляющей помощью учителя-логопеда анализировать объекты
(слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков, а
также сравнивать их по заданным критериям.
Предметными результатами прохождения данной программы является:
отсутствие дефектов звукопроизношения и
умение различать
правильное
неправильное произношение звуков;
умение правильно воспроизводить различной сложности звуко-слоговую
структуру слов как изолированного, так и в условиях контекста;
правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование
интонационных средств выразительной четкой речи;
правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз,
логического ударения, интонационной интенсивности;
минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в
произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам;
4

 умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения

и слова;
 уточнение и активизирование имеющийся у учащихся словарный запас и
конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
 введение в активный словарь необходимые на данном этапе обучения словатермины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые-мягкие
согласные, звонкие-глухие согласные, предложение, речь.
Содержание учебного предмета
Учитывая специфику нарушений произносительной стороны речи,
коррекционная работа делится условно на 3 этапа.
1 этап. Подготовительный.
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного
аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. На данном этапе работа
проходит в играх и упражнениях, направленных на:
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная
артикуляционная гимнастика);
г) развитие общей координации движений и
мелкой моторики; д) развитие физиологического
и речевого дыхания;
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков
и всей коррекционной работы.
2 этап. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
-формирование умений и навыков дифференцировать звуки, сходные
артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования
исправленной речью. На данном этапе осуществляются следующие
виды коррекционной работы:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация исправленного звука в слогах, словах, предложениях.
3. Дифференциация звуков.
4. Автоматизация звуков в самостоятельной речи (диалоге, игре, рассказе).
Цель постановки звуков: добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы. Объединение отработанных на подготовительном этапе
движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание
артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для
сонорных и звонких звуков), отработка произношения изолированного звука.
Три способа постановки звука:
1) По подражанию: внимание ребёнка фиксируют на движениях, положениях
органов артикуляционного аппарата (зрительный контроль) и звучании данной
фонемы (слуховой контроль). Используются тактильно – вибрационные ощущения
(ладонью), проверяем толчкообразную струю воздуха.
2) С механической помощью. Он используется, когда ребёнку бывает
5

недостаточно зрительного, слухового, тактильно – вибрационного контроля. В этом
случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать
соответствующее положение или выполнять нужное движение. При этом способе
также часто пользуются опорными звуками.
3) Смешанный способ, когда используются все возможные способы для
достижения
конечной цели – постановки правильного произношения
изолированного звука.
Постановка
звуков
проводится
в
последовательности:
1. Соноры [л], [л`].
2. Соноры [р], [р`].
Данная последовательность определена естественным (физиологическим)
ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998).
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные
индивидуальными особенностями отдельных детей.
3 этап. Автоматизация и дифференциация звука.
Цель автоматизации звука: добиться правильного произношения звука во
фразовой речи. Содержание работы: постепенное, последовательное введение
поставленного звука в слоги,
слова, предложения и самостоятельную речь ребёнка. К новому материалу нужно
подходить, если усвоен предыдущий.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах,
в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово
немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы,
подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Однако
изменения
вполне
допустимы,
если
они
продиктованы
индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их
продвижению. (Коноваленко, 1998).
Цель дифференциации звуков: упражнение детей в различении смешиваемых
звуков и правильном употреблении их в собственной речи, формирование и
развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
Содержание работы:
постепенная, последовательная
дифференциация
смешиваемых
звуков по моторным и акустическим признакам, сначала
изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках,
стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более
пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной
6

артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая
последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998):
[Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Л'-Л]. Форма итогового контроля.
Контроль над звукопроизношением осуществляется на речевом материале
каждого этапа логопедического занятия.
Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:
- чистая, правильная речь,
- со значительным улучшением,
- с незначительным улучшением,
- без улучшения.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, звук, буква,
артикуляция
-знать все части артикуляционного аппарата и их функции.
Обучающиеся должны уметь:
- слушать инструкцию логопеда и последовательно её выполнять;
- правильно выполнять артикуляционные
упражнений перед зеркалом
(сопряжённо,
отражённо, самостоятельно);
- выполнять простейшие приёмы самомассажа;
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- замечать ошибки, искажения в произношении;
- добиваться правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях,
тексте;
- задавать вопросы, пользоваться в речи распространённым предложением;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, по серии
сюжетных картинок;
- различать звуки в слогах, словах, предложениях, тексте;
- определять сходство и различие дифференцируемых звуков;
- уметь дать характеристику звукам;
- владеть навыком пересказа;
- уметь организовать самостоятельную учебную деятельность,
- проявлять наблюдательность к языковым явлениям,
- производить самоконтроль, контрольные действия.
Контрольное обследование для определения уровня речевого развития детей,
посещавших логопедические занятия, осуществляется логопедом при полном
завершении курса.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».