РП 5-9 кл. родной крымскотатарский язык.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель
МО
учителей
социально – гуманитарного цикла
_________/ С.А.Кравченко
подпись
ФИО
Протокол заседания МО
28. 08. 2023 г. №__5___

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Лесновская средняя школа»
_____________ Н.А.Седова
подпись
ФИО
29. 08. 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «___»__________ 2020г. №______
Директор МБОУ «Лесновская средняя школа»
__________________А.Ю.Орден
подпись
ФИО
Приказ от 30.08.2023 г. № 306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет ______ Родной (крымскотатарский) язык __________
Уровень ________________базовый _________________________
________________Аджимуратова Султание Аблякимовна _____________
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс _______________5 – 9______________________________
Срок реализации:

5 лет

Количество часов:
Всего __34 ч. в каждом классе; в неделю ___1___ ч.,
Программа разработана на основе Федеральной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарскй)»,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Лесновка, 2023 г.
1

Программа разработана на основе Федеральной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарскй)»,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Вклад предмета «Крымскотатарский (родной) язык» в достижение целей основного общего образования.
Крымскотатарский язык — это родной язык крымскотатарского народа, один из государственных языков Республики Крым; средство
достижения межнационального согласия, формирования национальной идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета
«Крымскотатарский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Крымскотатарский (родной) язык
является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; основой самореализации
личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству крымскотатарской культуры и литературы, основным каналом
социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, крымскотатарский язык неразрывно связан со школьными предметами, влияет на качество их усвоения. Умение общаться,
добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка
в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения крымскотатарского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как
средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; проводить
библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и
других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных
нормах крымскотатарского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и
оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами
использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса;
расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания,
умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание учебного предмета
Содержание курса родного (крымскотатарского) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного
процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который
2

обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Основные содержательные линии
Направленность курса крымскотатарского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные
содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование
навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц:
«Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология»,
«Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь
языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела
курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют
виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как
национально-культурном феномене.
Описание места учебного предмета «Крымскотатарский язык» в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет
«Крымскотатарский язык» изучается с 5-го по 9-й класс.
Планируемые результаты изучения предмета «Крымскотатарский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому (родному) языку являются:
1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в
процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому (родному) языку
являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной
мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск
информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации
общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога
(этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

4

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,
обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на
межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по крымскотатарскому (родному) языку
являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского
народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека
и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами
крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
5

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9)
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных
ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения,
достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного,
публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию,
комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
6

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и
комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественнопублицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в
форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с
поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и
ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функциональностилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников
(учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других
изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение,
небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной
форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного
крымскотатарского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
7

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале
изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы,
неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а
также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного
крымскотатарского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со
спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры,
а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы,
таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
8

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые,
тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления
лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на
учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять
резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы
речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к
ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения
поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции крымскотатарского языка в Республике Крым и мире, место крымскотатарского
языка среди тюркских языков;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка,
жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие крымскотатарского языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
9

Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного крымскотатарского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных
видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического
и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь
однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том
числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или
многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также
указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
10

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений
в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим
словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава крымскотатарского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из словарей разного типа и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту
информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации,
функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
11

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств,
требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила крымскотатарского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать крымскотатарский речевой этикет с речевым этикетом других народов Республики Крым и мира.

5 класс
Основное содержание курса, подлежащее усвоению

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть
учащийся
12

Роль языка в жизни человека.
Речь и общение. Речевая деятельность
Общие сведения о речи и общении. Типы и виды речи (аудирование,
чтение, письмо, говорение); монолог и диалог; устная и письменная
речь: правила общения. Тема и идея высказывания. Требования к
речи (содержание, богатство, выразительность, правильность,
логика).
Текст, части текста; Составление плана (простого) к готовому тексту.
Роль языковых средств в составлении предложений и связи их в
тексте (союзы, предлоги, местоимений, синонимы, однокоренные
слова). Общие сведения о стилях, их роль и использование в речи.
Общие сведения о разговорном, научном, художественном стилях.
Стилистические ошибки.
Типы речи: рассказ, описание, рассуждение. Повествовательная речь;
описание предметов, животных; простая форма рассуждения.
Аудирование (слушание и понимание) разных текстов.
Чтение текстов разных по форме и стилю.
Изложение (простой и сложный план). Устные и письменные
изложения (отрывки из художественных произведений; изложение с
элементами описания предмета, животного; изложение с
рассуждением).
Устное изложение в научном стиле.
Диалог: случаи из жизни обучающихся.
Сочинения (без плана). Сочинение-рассказ (устное и письменное).
Сочинение-описание (устное и письменное); работа с рисунком,
описание предмета, животного. Сочинение-рассуждение (устное и
письменное), случаи из жизни обучающихся.
Устный ответ на уроке крымскотатарского языка, на основании
плана, в научном стиле.
Устный отзыв на речь друга.
Сочинение-описание из жизни учащегося.

Обучающийся:
Внимательно слушает, понимает и доказывает свою точку зрения;
находит ошибки и поправляет; основываясь на тему, объясняет
содержание, выразительно читает тексты разные по форме и стилю;
находит и вспоминает самое основное в тексте, помнит содержание
услышанного и прочитанного в тексте, прочитанный и услышанный
текст умеет пересказать, к тексту составляет простой план,
определяет форму и стиль текста.
Выразительно читает разные по стилю (разговорный, научный,
художественный) тексты, Читает, основываясь на орфоэпические
правила и правильную интонацию.
Знает и отличает типы речи. Готовит рассказ с элементами описания
предметов, животных. Подбирает материал к простому сочинениюрассуждению.
Тексты разные по форме и стилю слушает и понимает.
Обучающийся:
Пересказывает прочитанное и услышанное по простому плану
(подробно и сжато). Составляет диалог по предложенной теме,
составляет устный и письменный диалог правильным литературным
языком, при составлении диалога использует полученные языковые
навыки, делит текст на абзацы; пользуется разными видами и типами
речи; находит и поправляет ошибки своей речи.
Готовит сочинения устные и письменные без плана. Готовит
письменные и устные сочинения с описанием предмета, животного.
Устно и письменно готовит и пишет сочинение-рассуждение из
жизни учащегося.
Устный ответ на уроке крымскотатарского языка. При подготовке
ответа на уроке составляет план и таблицу.
Опираясь на случаи из жизни, пишет сочинение-повествование.
13

Из жизни школы статья в газету.
Официально-деловые документы. Письмо.
Метапредметная связь. Описание предметов, животных, героев из
художественных произведений; рассуждение над темой, идеей,
содержанием художественных произведений. Описание предмета,
животного, содержания произведений изобразительного искусства.
Синтаксис и пунктуация

Из жизни школы в газету пишет статью.
Учится писать письмо. Знает особенности официально-деловой
документации.
Учится писать сочинения с элементами описания предметов,
животных, людей.

Словосочетание. Главное и зависимое слово.
Связь слов в словосочетании.
Предложение, грамматическая основа.
Предложения по цели высказывания: повествовательное,
вопросительное, восклицательное, побудительное. Знаки препинания
в предложении. Интонация в предложении. Главные члены
предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены
предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения; правила пунктуации;
обобщающие слова, знаки препинания; вводные слова и их
правописание; обращение и их правописание.
Муреккеп джумле; муреккеп джумледе токътав ишаретлери;
джумлелерде интонация вастасы.

Обучающийся:
В словосочетании определяет главное и зависимое слова; правильно
составляет словосочетание, отличает сложное и простое предлжения,
выбирает предложения по цели высказывания, в предложении
находит главные и второстепенные члены, в предложении находит
однородные члены, вводные слова, обращения, в прямой речи
находит слова автора, объясняет правила пунктуации в прямой речи.
Различает предложения простые, сложные, осложненные; находит
обобщающие слова и правильно расставляет знаки препинания.
Знает и объясняет правила пунктуации в сложных предложениях,
пользуется средствами интонации.

Диалог: правила пунктуации; правила пунктуации при прямой речи.
Метапредметная связь.
Обращение и диалог в произведениях художественной литературы.

Обучающийся:
правильно пользуется прямой речью и диалогом,
составляет текст с диалогом, объясняет все изученные
правила пунктуации.

Фонетика и правописание

14

Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные звуки;
особенности гъ, къ, нъ, дж. Алфавит. Особенности я, ю, ё, е. Знакомство с
орфографическим словарем. Орфографические ошибки. Слог, Ударение.
Буквы, обозначающие гласные. Буквы, обозначающие широкие и узкие гласные
звуки. Буквы, обозначающие и широкие и узкие звуки.
Буквы, обозначающие губные и не губные звуки. Правила орфографии в
заимствованных словах.
Метапредметная связь.
Рифма в стихосложении (литература).

Обучающийся:
Отличает согласные и гласные буквы и звуки, делит
слова на слоги, правильно произносит звуки и буквы.
Знает правила правописания букв гъ, къ, дж, нъ;
объясняет особенности правописания букв я, ю, ё, е.
Делит правильно слова на слоги, ставит правильно
ударения в словах.
Правильно произносит гласные звуки, различает широкие
и узкие звуки. Знает правописание и широких и узких
гласных звуков.
Знает правила правописания губных и негубных гласных,
правильно использует правило при написании.

Лексикология
Лексическое значение слова. Слова многозначные и однозначные, с прямым и
переносным значением. Знакомство с переводным словарем. Лексические
ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов.
Метапредметная связь.
Эпитеты, синонимы, сравнения в произведениях устного народного творчества.

Обучающийся:
объясняет содержание слов; умеет правильно
использовать словари, к словам правильно подбирает
синонимы, антонимы. Правильно использует их в речи.
Находит и исправляет лексические ошибки, умеет
правильно использовать переводные словари.

Словообразование. Состав слова
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень,
Обучающиеся:
суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. находит корень и суффиксы слова, находит
однокоренные слова, объясняет особенности разных
суффиксов.

15

Правописание слов сложных и парных.
Метапредметная связь.
Роль разных типов суффиксов в произведениях художественной
литературы.

Обучающиеся:
Различает слова сложные и парные, знает их правила
правописания.

Культурологическая компетенция
Школа. Класс. На уроке. В школьном дворе. В школьной библиотеке. Уважение к книге.
Моя семья. Члены моей семьи и их профессии. История моей семьи. Уважение к старшим. Мои
обязанности в семье.
Мой день. Друзья и товарищи. Экскурсия в музей, зоопарк.

Школа в моей жизни.
Мои обязанности в семье.

Моя Родина. История моей Родины. Город, село. Наша улица. Симферополь - столица Крыма.

С чего начинается Родина?

Крым и крымские татары. Национальные символы крымскотатарского народа. История символов:
гимн, герб, флаг.
Известные личности: Номан Челебиджихан, Исмаил Гаспринский, Бекир Чобан-заде, Осман
Акъчокъракълы.

Мен халкъым акъкъында не билем?

Культура. Родной язык (язык матери). Жемчужины народного творчества: сказки, легенды,
пословицы, частушки.

Почему мы должны беречь родной
язык?

Праздники. Народные праздники: Хыдырлез, Наврез, Ораза, Къурбан.

Роль праздников в моей жизни.

Мой день.

Знаете ли вы известных людей
крымскотатарского народа.

Искусство крымскотатарского народа. Народная архитектура, скульптура, музыка, народные песни, Что такое искусство?
вышивка.
Отношение народа к воде: родники, колодцы и их роль.

Роль воды в жизни человека.

Человек и природа. Времена года: лето, осень, зима, весна. Животные и растения. Дикие и
домашние животные, птицы. В саду, лесу. Образ сада в устном народном творчестве.

Почему мы должны беречь природу?

Труд человека (в поле, саду, заводе, фабрике, ферме).

Для чего человек трудится?
16

Нормы морали. Черты характера человека (трудолюбие, доброта,
нравственность).

Какие черты характера надо в себе воспитывать?

Взаимоотношения в школе, городе, селе. Приветствие, нормы этикета, этики.

Нужно ли быть воспитанным?

Словосочетание. Предложение. Состав и строение
словосочетаний и предложений. Культура речи.
Использование словосочетаний в речи.
Предложение: предложения по цели высказывания, предложения
восклицательные. Простые и сложные предложения,
односоставные и двусоставные предложения. Порядок слов в
предложении. Знаки препинания в предложении.
Культура речи.
Использование предложений в речи с правильной интонацией.
Метапредметная связь. Инверсия в художественных
произведениях.
Двусоставные предложения
Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены
предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы
выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире
между подлежащим и сказуемым.
Культура речи.
Использование в речи двусоставных предложений.
Метапредметная связь.
Роль эпитетов в художественном произведении.

Обучающийся:
Распознает в словосочетаниях главные и зависимые слова; различает
предложения по цели высказывания; правильно использует в речи
словосочетания и предложения; использует в речи изученные
орфограммы, ставит правильно знаки препинания.
Различает и объясняет предложения односоставные и двусоставные.
Знает и анализирует правила расстановки знаков препинания.

Обучающийся:
Распознает двусоставные предложения, находит главные и
второстепенные предложения; знает и правильно расставляет знаки
препинания в предложении. Знает главные и второстепенные члены.
Правильно ставит тире межу подлежащим и сказуемым.

17

Односоставные предложения
Односоставные предложения.
Сказуемные односоставные предложения: определенно-личные,
безличные, обощенно-личные, неопределенно-личные;
Односоставные назывные предложения.
Культура речи.
Использование в речи односоставных и двусоставных предложений.
Метапредметная связь.
Роль односоставных предложений в художественных произведениях.
Осложненные предложения
Неполные предложения.
Культура речи.
Роль неполных предложений в диалогах.
Предложения с однородными членами; предложения с однородными
членами и обобщающими словами при них. Знаки препинания при
однородных членах.
Культура речи.
Роль интонации в предложениях с однородными членами.
Метапредметная связь.
Роль предложений с однородными членами в произведениях
художественной литературы.
Предложения с обособленными членами: обособленные определения,
обособленные дополнения, обособленные приложения; грамматически
связанные слова в предложении: обращения, вводные слова, вводные
конструкции. Правила пунктуации при них.
Культура речи.
Использование в речи предложений с обособленными членами,
обращениями, вводными конструкциями.
Метапредметная связь.

Обучающийся:
Распознает односоставные предложения и использует их в речи.
Различает и анализирует типы односоставных предложений.
Находит главные члены предложения и основываясь на них
распознает типы односоставных предложений.

Обучающийся:
Правильно составляет предложения, и диалоги, используя
соответствующие предложения.
Обучающийся:
Распознает однородные члены предложения, использует их в речи
с правильной интонацией; правильно расставляет и объясняет
знаки препинания; анализирует расстановку знаков препинания
при однородных членах.

Обучающийся:
Распознает в предложениях обособленные члены, вводные
конструкции, обращения; правильно расставляет знаки
препинания и разъясняет расстановку.
Знает, объясняет, правильно расставляет знаки пунктуации.

18

Роль вводных конструкций в текстах научного стиля (математика, физика, история)

Учебно-тематический план по крымскотатарскому языку в 5 классе
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

№

Разделы

Колво
часов

Из них
УРР

В том числе
Диктант

1

Кириш

1

2

Текрарлав

2

3

Синтаксис ве
пунктуация

8

1

4

Фонетика

6

1

4

Лексикология

7

1

1

5

Сез теркиби

6

1

1

6

Текрарлав

4

1

34

5

Ито
го

Тесты

Изложение

Сочинени
е

1
1

1

4

1
1

1

1

1

19

6 класс
Основное содержание курса, подлежащее усвоение

Основные виды деятельности, которыми должен овладеть
учащийся

Богатство и красота крымскотатарского языка.
Речь
Повторение о речи и общении. Типы речи (аудирование, чтение,
письмо, говорение). Общие сведения об общении: кто говорит, с кем
и кому говорит; тема, идея, цель и их роль.
Повторение знаний о тексте. Композиция: завязка, кульминация,
развязка. Способы связи слов в тексте.
Сбор и обработка материала к сочинению. Составление плана к
готовому тексту, простой план к своему высказыванию.
Стили речи (повторение). Общие сведения к официально-деловому
стилю.
Типы речи (повторение). Особенности описания здания, комнаты,
природы. Объединение в тексте разных типов речи. Аудирование:
чтение разных по стилю текстов; типы речи и жанры.
Выразительное чтение текстов разных стилей и жанров.
Изложение (простой и сложный план). Изложения сжатое и
развернутое: выбор из произведений художественной литературы
отрывков с описанием комнаты, здания. Развернутое изложение
(устное) научного стиля.
Диалог: из жизни учащегося.
Сочинение (простой план): устное и письменное сочинение-описание
и сочинение-рассуждение; работа над рисунком.
Устное и письменное сочинение-рассуждение о действиях человека.
Работа с рисунком. Статья в газету о действиях человека (сочинениерассуждение). Развернутое изложение в научном стиле; устный ответ
на уроках; сочинение-рассуждение на тему языка. Документы.

Обучающийся:
Внимательно слушает, понимает и доказывает свою точку зрения;
находит ошибки и поправляет; основываясь на тему, объясняет
содержание, выразительно читает тексты разные по форме и стилю;
находит и вспоминает самое основное в тексте, помнит содержание
услышанного и прочитанного в тексте, прочитанный и услышанный
текст умеет пересказать, к тексту составляет простой план,
определяет форму и стиль текста.
Подбирает к сочинению материал, составляет сложный план к
готовому тексту, к своему выступлению составляет простой план.
Знает стили речи, объясняет их разницу. Знакомится с официальноделовым стилем, объясняет его особенности. Готовит описание
зданий, комнат, природы; умеет объяснить различия.
Читает тексты разные по стилю и жанру, стили и жанры определяет и
анализирует.
Выразительно читает тексты разные по стилю и жанру.
Обучающийся:
Выразительно читает тексты разных стилей (разговорный, научный,
художественный); читает правильно, соблюдая орфоэпические
нормы и интонацию; сжато и развернуто по простому плану
пересказывает услышанное и прочитанное.
Составляет диалог по предложенной теме, диалоги составляет на
правильном литературном языке; пишет и составляет устные
сочинения, сочинения соответствуют теме и цели; при написании
20

Рабочий план, объявление.
Метапредметная связь. Природа и интерьер в художественном
произведении; устная характеристика героя; письменный отзыв к
художественному произведению (литература). Пересказ текста
научного стиля (история, география); сочинение-рассуждение на
математические темы.

учитывает изученные орфограммы, делит текст на абзацы; в речи
использует различные типы речи, находит и исправляет ошибки в
своей речи.
Устно и письменно составляет сочинение-рассуждение о действиях
человека. Пишет статью в газету о действиях человека (сочинениерассуждение).
Развернуто пересказывает текст научного стиля, готовит устное
выступление к урокам, подирает материал к сочинению-рассуждению
на тему языка.
Умеет составлять план работы, объявления.

Повторение тем, изученных в 5 классе
Лексикология и фразеология
Словарный состав: исконно тюркские слова, заимствованные слова.
Богатство и развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы,
архаизмы, профессионализмы, диалектные слова. Правила
орфографии заимствованных слов.
Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи.
Культура речи.
Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов.
Метапредметная связь.
Неологизмы, архаизмы, диалектные слова, фразеологизмы в
художественных произведениях (литература); термины (история,
математика).
Морфология. Общие сведения о частях речи

Обучающийся:
Находит изученные слова в тексте; объясняет лексическое
содержание фразеологизмов; умеет пользоваться разными словарями.
Находит и объясняет различие общеупотребительных, неологизмов,
архаизмов, профессионализмов, диалектных слов. Знает правила
правописания заимствованных слов, правильно использует в речи.
Анализирует содержание фразеологизмов.

21

Существительное: общие сведения, морфологическая,
синтаксическая роль. Категории существительного. Образование
существительных: притяжательные сказуемные, уменьшительноласкательные суффиксы; изменения существительных по падежам.
Способы образования существительных и их правописание.
Метапредметная связь.
Правописание заглавной буквы (история, география).
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в
художественной литературе.
Прилагательное: общие сведения, морфологическая и
синтаксическая роль; относительные и качественные прилагательные;
степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная
степени; уменьшительные и увеличительные прилагательные;
способы образования прилагательных; прилагательные образованные
синтаксическим способом; парные и сложные прилагательные.
Культура речи.
Использование прилагательных в речи. Использование в речи
сравнительной и превосходной степеней прилагательного.
Метапредметная связь.
Роль прилагательных при описании (история, география,
природоведение); эпитеты и метафоры (литература).

Обучающийся:
Распознает существительные; находит ошибки в словах на изученные
правила.
Знает притяжательные, сказуемные, уменьшительно-ласкательные
суффиксы и может разъяснять их правила правописания. Правильно
склоняет существительные по падежам.
Анализирует способы образования существительных.

Числительные: общие сведения, морфологические свойства,
синтаксические функции. Разряды числительных по значению и
строению: количественные, порядковые, дробные, примерные.
Правописание числительных. Употребление в речи.

Обучающиеся:
Отличает числительные от других частей речи, распознает
количественные, порядковые, дробные, примерные числительные,
приводит примеры. Находит ошибки на изученные орфограммы.
Группирует числительные по морфологическим признакам.

Обучающийся:
Распознает прилагательные; находит ошибки на изученные
орфограммы. Знает категории прилагательного, объясняет разницу
между относительным и качественным прилагательным,
разграничивает по значению и грамматическим свойствам
качественные и относительные прилагательные; пользуется в речи
уменьшительными и увеличительными прилагательными.
Знает и анализирует способы образования прилагательных.

Культура речи.
Использование в речи числительных для обозначения даты, времени.
Метапредметная связь.
Использование числительных на уроках математики, географии, истории.
22

Учебно-тематический план по крымскотатарскому языку в 6 классе
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
№
п/п

Разделы

Колво
часов

Из них
УРР

1

Кириш

1

2

Текрарлав

3

3

Лексика ве фразеология

5

4

1

5

Морфология ве имля.
Сёз чешитлери акъкъында
умумий малюмат.
Исим

8

1

1

6

Сыфат

7

1

1

7

Сайы

6

1

8

Нутукъ ве къонушув.
Йылнынъ сонъунда текрарлав
Итого

3

2

1

34

7

4

Диктант

В том числе
Тесты Изложени
е

Сочине
ние

1
2
1

1

1

1

1

1

23

7 класс
Основное содержание курса, подлежащее усвоению

Основные
учащийся

виды

деятельности,

которыми

должен

овладеть

Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков.
Повторение. Изученные в 6 классе части речи.
Речь
Общие седения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие
сведедния о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи.
Разные способы чтения. Повторение о типах речи. Описание
человека; рассуждение.
Виды работы: аудирование (слушание и понимание); чтение
различных по по стилю и форме текстов. Пересказ готового текста.
Изложение
(по простому и сложному плану). Развернутое
изложнение (устное и письменное). Изложение текстов с
описанием человека. Развернутое изложение (устное) текста
публицистического стиля. Диалог: в форме диспута составление
диалога.

Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание
внешности человека. Устное в форме диспута сочинениерассуждение. По предложенному сюжету устноеи письменное
сочинение. Статья в газету по форме диспута.
Официально-деловая документация. Расписка.
Метапредметная связь.
Письменная характеристика литературного героя; действия,
героизм человека в произведениях искусства; анализ содержания.

Обучающиеся:
Внимательно слушает, понимает и доказывает свою точку зрения;
находит ошибки и поправляет; основываясь на тему, объясняет
содержание, выразительно читает тексты разные по форме и стилю;
находит и вспоминает самое основное в тексте, помнит содержание
услышанного и прочитанного в тексте, прочитанный и услышанный
текст умеет пересказать, к тексту составляет простой план, определяет
форму и стиль текста.
Слушает, понимает, читает тексты разной формы и стилей
Составляе изложения по простому и сложному плану. Пересказывает
устно и письменно развернутые изложения. Готовит, пишет,
анализирует изложение с описанием человека.
Развернутый пересказ (устный) текста публицистического стиля.
Составляет диалог в форме диспута.
Обучающийся:
Используя правила общения, достигает коммуникативную цель.
Составляет устные и письменные сочинения по простому и сложному
плану. По предложенной теме, выбирает текст художественного,
научного, официально-делового стиля. Используя разные типы речи,
описывает действия, внешность человека.
Пишет в газету статью.
Учится писать расписку.
24

Местоимение:
общие
сведения,
морфологическая
и Обучающийся:
синтаксическая роль. Разряды местоимений.
Определяет местоимения, исправляет ошибки и правильно использует в
речи местоимения. Различает разряды местоимений, анализирует их
Культура речи.
Использование в речи местоимений. Правильное использование в роль в предложении.
речи личных местоимений.
Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль.
Отрицательная и положительная формы гланола. Времена глагола.
Прошедшее время глагола. Формы прошедшего времени глагола.
Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Наклонения
глаголов. Образование глаголов.
Культура речи.
Использование в речи глаголов. Правильное использование
категорий глаголов. Фииллернинъ догъру ифаделенюви.
Метапредметная связь. Метафора, сравнение (литература).
Причастие:общие сведния, морфологическая и синтаксическая
роль. Причастный оборот и знаки пунктуации.
Образование причастий и правописание. Культура речи.
Правильное использование причастного оборота в речи и на
письме.

Обучающийся:
Определяет глаголы, исправляет грамматическиеошибки и правильно
использует в речи глаголы. Знает категории глаголов. Распознает
категории глаголов, составляет временные формы глаголов.
Образовывает, объясняет, анализирует наклонения глаголов.
Знает правила образования глаголов и использует их в речи.

Обучающийся:
Распознает причастия; исправляет грамматические ошибки, пользуется
ими в речи; правильно расставляет знаки препинания.
Знает правила образования причастий, использует их в речи.

Метапредметная связь.
Роль причастий в текстах научного стиля. (история, география,
математика, физика).
Деепричастие: общиесведения, морфологическая и синтаксическая
роль.
Деепричастный оборот и знаки препинания.
Способы
образования деепричастий и правила правописания.
Культура речи.
Правильное использование деепричастий в речи. Правильное
использование деепричастного оборота в речи.
Метапредметная связь.

Обучающийся:
Распознает деепричастия, исправляет грамматические ошибки,
расставляет правильно пунктуационные ошибки и анализирует их
расстановку. Знает правила образования деепричастий.

25

Роль деепричастий в текстах научного стиля (история, геграфия,
математика)

Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Обучающийся:
Степени сравнений наречий. Способы образования наречий и их Распознает наречия, исправляет грамматические ошибки.
правила правописания.
Знает степени сравнения наречий, их правописание и правильно
использует в речи.
Культура речи.
Правильное использование наречий в речи.
Предлоги: общие сведения. Роль в предложении.
образования предлогов и их правописание.
Культура речи.
Использование предлогов в речи.

Способы Обучающийся:
Правильно распознает предлоги, исправляет свои ошибки, использует
в речи.
Знает, объясняет правила правописания предлогов, использует в речи.

Союзы: общие сведения, разряды; роль в простом и сложном
предложении. Правила правописания союзов.
Культура речи.
Использование союзов в речи
Метапредметная связь.
Роль союзов в текстах научного стиля (история, география, физика,
математика).
Частицы: общие седения, разряды. Правила правописания
частиц.
Культура речи.
Выразительно читает предложения с частицами.
Метапредметная связь.
Роль частиц в произведениях художественной литературы.

Обучающийся:
Распознает союзы, правильно пишет и использует в речи.
Знает правила правописания союзов, с их помощью составляет
различные предложения.

Обучающийся:
Распознает частицы, находит свои ошибки, правильно использует в речи.
Знает правила правописания частиц и правильно использует в речи. Читает
тексты с правильной интонацией.

Междометия: общие сведения; правописание междометий, Обучающийся:
26

знаки пунктуации.
Распознает междометия, объясняет знаки препинания. Предложения читает
Культура речи.
выразительно и правильно.
Чтение предложений с междометиями правильно и
выразительно.
Метапредметная связь.
Роль междометий в художественной литературе.
Культурологическая компетенция
Язык-сокровищница народа.

Почему язык считают сокровищницей
народа?
Тюрки – наши предки. История Крыма и Симферополя. Будущее нашей Родины. Наши города, Главный город Крыма.
села, улицы, дома.
Семья и члены семьи. Взаимоотношения между мамой и папой. Традиции семьи.

Что надо сделать для счастья семьи?

Дружба. Мои друзья.

Кто такой настоящий друг?

Мой рабочий день. Домашние обязанности. Уважение к старшим. Мой выходной. Спорт.

Нужно уметь отдыхать и работать.

Обычаи и традиции в Крыму.

Как сохранились наши традиции?

Культура. Отрасли культуры. Народная медицина. Музыкальные народные инструменты (даул, Культура в жизни человека.
зурна, кларнет и др.)
История и культура крымскотатарского народа: Герайи, Тогайбей, Исмаил Гаспринский, Номан Образец для подрожания
Челебиджихан и др.
известных личностей.

среди

27

Природа и искусство (изобразительное искусство, архитектура, скульптура). Художники: Мамут Прекрасные места мира в моей
Чурлу, Зарема Трасинова, Рамиз Нетовкин и др.
жизни.
Красота человека. Внешность человека. Внутренний мир человека.

Черты характера человека.

Человек и природа. Экологическая культура. Мир растений и животных. Защита природы.

Что надо делать для сохранения
природы?
Этика и эстетика крымскотатарского народа. Основные черты народной морали (в семье, обществе, Этика и эстетика в жизни человека.
среди взростлых и детей, между девочками и мальчиками).

Учебно-тематический план по крымскотатарскому языку в 7 классе
Курс рассчитан на 34 часов (1 часа в неделю).

28

№

Болюклер

п/
п

Колво
часо
в

Из
них
УРР

1

Кириш.

1

2

Текрарлав.

2

3

Замир

6

1

4

Фииль

11

2

5

Алфииль. Сыфатфииль.
Исимфииль.

7

1

6

Зарф

2

8

Ярдымджы сёзлер. Башкъа
группаны тешкиль эткен сезлер

4

9

Йылнынъ сонъунда текрарлав

1

Итого

34

В том числе
Диктант

Тесты Изложение

Сочинение

1
1
1
1

1
1

1
1

1

5

4

2

1

1

Содержание учебного предмета
Речь
Общие сведения о речи, тексты, стили, типы речи (повторение).
Аудирование. Слушание и понимание текстов в разных стилях, формах, жанрах.
29

Чтение. Чтение текстов разных по жанру, стилю.
Изложения (сложный план). Устные и письменные развернутые изложения.
Изложения о исторических и культурных памятниках (в публицистическом стиле на основании теле и радио передач).
Диалог: по предложенной теме, по самостоятельно выбранной теме.
Сочинения (сложный план): композиция сочинений: завязка, кульминация, развязка. Устные и письменные сочинения-описания
исторических памятников, города, села, улицы. Устные и письменные сочинения-рассуждения на морально-этические темы
(публицистический стиль). Устное и письменное сочинение-повествование.
Документы. Протокол.
Метапредметная связь. Художественный анализ героя произведения.
Введение
Повторение
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
Словосочетание. Предложение. Состав и строение словосочетаний и предложений.
Культура речи.
Использование словосочетаний в речи.
Предложение: предложения по цели высказывания, предложения восклицательные. Простые и сложные предложения, односоставные и
двусоставные предложения. Порядок слов в предложении. Знаки препинания в предложении.
Культура речи.
Использование предложений в речи с правильной интонацией.
Межпредметная связь. Инверсия.
Двусоставные предложения
Двусоставные предложения, главные, второстепенные члены предложения.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Тире между
подлежащим и сказуемым.
Культура речи.
Использование в речи двусоставных предложений.
Межпредметная связь.
Роль эпитетов в художественном произведении
30

Односоставные предложения
Сказуемные односоставные предложения: определенно-личные, безличные, обобщенно-личные, неопределенно-личные. Назывные
предложения.
Культура речи.
Использование в речи односоставных и двусоставных предложений.
Межпредметная связь.
Роль односоставных предложений в художественных произведениях.
Осложненные предложения
Неполные предложения.
Предложения с однородными членами
Предложения с однородными членами и обобщенными словами при них. Знаки препинания при однородных членах.
Культура речи.
Роль интонации в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами
Обособленные определения, обособленные дополнения, обособленные приложения; грамматически связанные слова в предложении:
обращения, вводные слова, вводные конструкции. Правила пунктуации при них.
Культура речи.
Использование в речи предложений с обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями.
Обобщение пройденных тем в 8 классе

Тематический план по крымскотатарскому языку в 8 классе
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

31

№
п/п

Разделы

Кол-во
часов

Из них
УРР

В том числе
Диктант

1

Кириш.Введение.

1

2

Текрарлав .Повторение.

4

3

Синтаксис и пунктуация. Сёз
бирикмелериСловосочетание

3

4

Эки теркипли адий
джумле.Двусоставные
предложения.

15

3

1

5

Бир теркипли адий джумле.
Односоставные
предложения.

10

1

1

6

Обобщение.

1
5

3

Ито
го

34

1

Тесты

Изложен.

Сочинения

1
1

1

1

1

1

1

Содержание программы 9 класса
Речь
Типы речи (аудирование, чтение, письмо, говорение). Повторение текста как единицы речи, стилей, типов речи.
32

Аудирование. Слушание и понимание различных текстов.
Чтение. Выразительное чтение различных текстов.
Изложение (по сложному плану). Изложение с творческим заданием текста научного, публицистического, художественного стилей.
Диалог. Составление диалога в форме диспута на предложенную тему.
Сочинение (по сложному плану). Устное и письменное сочинение в публицистическом стиле на морально-нравственную тему.
Речь на самостоятельно выбранную тему. Письменный доклад или реферат на морально-этическую тему.
Документы. Заявление. Автобиография.
Межпредметная связь.
Выступление на литературную тему, конспект критической статьи (литература)
Введение
Повторение
Части речи: морфологическая и синтаксическая роли. Простое односоставное и двусоставное предложения.
Сложное предложение
Сложное предложение: союзные и бессоюзные; подчиненные и сочиненные.
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненное предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Знаки пунктуации в
предложении.
Культура речи.
Использование в речи сложносочиненных предложений.
Метапредметная связь. Описание в художественном произведении (литература).
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненные предложения: состав, способы связи. Виды сложноподчиненных предложений. Правила пунктуации.
Культура речи.
Интонация сложноподчиненного предложения.
Межпредметная связь.
Роль сложноподчиненных предложений в текстах научного стиля.
33

Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение: состав, виды. Правила пунктуации.
Культура речи.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Межпредметная связь.
Описание природы в художественном произведении (литература).
Сложные предложения с различными видами связи
Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Правила пунктуации.
Культура речи.
Интонация предложений с различными видами связи.
Межпредметная связь.
Роль предложений с различными видами связи в художественных произведениях (литература).
Прямая и косвенная речь. Диалог
Прямая речь. Диалог. Состав и строение предложений с прямой речью, знаки препинания. Прямая и косвенная речь. Цитаты и знаки
пунктуации при них. Диалог и знаки препинания.
Культура речи.
Интонации в диалоге и при прямой речи.
Межпредметная связь.
В произведениях художественной литературы роль предложений с прямой речью диалогами (литература).
Повторение изученного в 5—8 классах

Тематический план по крымскотатарскому языку в 9 классе
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

34

№
п/п

разделы

Ко
лво
час
ов

1

Кириш. Введение.

1

2

Текрарлав.Повторение

2

3

Муреккеп джумлелер..

1

Из них
УРР

В том числе
Диктант

Тесты

Изложени
е

Сочинен
ие

1

Сложные предложения.

4

Тизме муреккеп
джумлелер.

7

2

9

3

3

1

1

Сложносочиненные
предложения.
5

Табили муреккеп
джумлелер

1

1

Сложноподчиненные
предложения.
6

Багълайыджысыз
муреккеп джумле.
Безсоюзное сложное

35

предложение.
7

Чешит багъ васталы
муреккеп джумлелер.

3

1

3

1

5

1

34

10

Сложные предложения
с разными видами
связи.
8

Кочюрильме ве къыя
лафлы джумлелер.

1

1

Предложения с прямой
и косвенной речью
9

Текрарлав.
Повторение.
Итого

2

1

1

1

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».