Родной язык (крымскотатарский)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
социально – гуманитарного цикла
_________/ С.А.Кравченко
подпись
ФИО
Протокол заседания МО
28. 08. 2023 г. №__5___

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Лесновская средняя школа»
_____________ Н.А.Седова
подпись
ФИО
29. 08. 2023 г

УТВЕРЖДЕНО
Приказ «___»__________ 2020г. №______
Директор МБОУ «Лесновская средняя школа»
__________________ А.Ю.Орден
подпись
ФИО
Приказ от 30.08.2023 г. № 306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет ______ Родной (крымскотатарский) язык __________
Уровень ________________базовый _________________________
________________Аджимуратова Султание Аблякимовна _____________
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс _______________1 – 4 ______________________________
Срок реализации:

4 года

Количество часов:
Всего __34 ч. в каждом классе; в неделю ___1___ ч., 1 класс всего – 33 часа, в неделю – 1 час.
Программа разработана на основе Федеральной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарскй)»,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.

1

Лесновка, 2023 г.

Рабочая программа по предмету «Родной язык (крымскотатарский)» для 1-4 классов на 2023/2024 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Программа разработана на основе Федеральной образовательной программы по учебному предмету «Родной язык
(крымскотатарскй)», утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370.
Рабочая программа по родному ( крымскотатарскому) языку разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования и определяет цель, задачи, планируемые результаты,
содержание предмета.
Основная цель предмета – развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности,
формирование определенного круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку.
Задачи:
развитие речи, познавательности, уважения к родному языку, этнического самосознания;
формирование гражданских, патриотических чувств;
освоение первоначальных
знаний о лексике, фонетике, грамматике крымскотатарского языка;
овладение умениями правильного чтения и письма;
составление простых высказываний, пересказов, письменных описаний небольших объемов;
воспитание положительного ценностного отношения к родному языку.

Основные содержательные линии:

Материал предмета представлен такими содержательными линиями: фонетика, орфография, состав слова, морфология и
синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
Общеучебные умения и навыки, способы деятельности:
Обучение направлено на развитие организационных, познавательных, контрольно-оценочных умений.
В ходе изучения родного языка формируются умения обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы, а также
умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с учебной и справочной литературой).
Ценностные ориентиры содержания предмета «Родной (крымскотатарский) язык»
Обучение языку дает возможности для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
развития социальных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры.
Особое внимание уделяется языковым аспектам: толкованию значения и особенностям употребления слов, пословиц,
2

поговорок и других фольклорных жанров, работе над текстами, правильному использованию этнографических элементов.

Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты обучающихся:
- формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности (осознание учащимися своей принадлежности
к крымскотатарскому этносу и одновременно ощущение себя гражданами многонационального государства, формирование
патриотических ценностей);
овладение знаниями о родной культуре, религии, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям
народов России, формирование межэтнического согласия;
формирование уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, любви к природе, родному краю;
понимание важности здорового образа жизни;
развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликтные ситуации;
формирование мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные результаты обучающихся:
формирование умений использовать родной язык с целью поиска различной информации, умения составлять диалог на
заданную тему, способности ориентироваться в средствах и условиях общения;
формирование умений подбирать языковые средства для ведения диалога, составления письменных текстов;
учиться работать с различной информацией, правильно использовать орфографические и пунктуационные правила.
Предметные результаты обучающихся:
- овладение начальными представлениями о нормах родного языка (орфографическими, лексическими, грамматическими),
правилами речевого этикета;
формирование понятия о родном языке как части национальной культуры народа;
формирование умений применять орфографические и пунктуационные правила в объеме изученного материала,
находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы, части слова, части речи, члены предложения; знание правил правописания;
применение полученных знаний в общении;
развитие способности работать с текстами, справочной литературой, словарями, проверять написанное, обобщать знания о
3

языке и применять на практике.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи. Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного
оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В 1-х классах обучающиеся оцениваются вербально. Со 2-го
класса– по 5-балльной системе.

Содержание начального общего образования по учебному предмету
Виды речевой деятельности:
Слушание. Восприятие на слух информации, определение основной мысли текста, ответы на вопросы.
Говорение. Развитие диалогической речи. Овладения нормами речевого этикета, культурой общения. Соблюдение речевых норм
языка. Практическое овладение монологическими высказываниями (описание, повествование, рассуждение).
Чтение. Понимание учебных текстов. Правильное произношение слов, умение интонировать, делать паузы в тексте.
Выборочное чтение. Нахождение необходимой информации в тексте и ее обобщение.
Письмо. Формирование графических навыков письма. Списывание, письмо под диктовку, письменное изложение. Составление
небольших описаний, рассказов.
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и
негубных гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ],
[дж].
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Произношение звуков в соответствии с нормами
крымскотатарского языка. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной
модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения.
Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы. Знакомство с крымскотатарским алфавитом. Функция букв е, ё, ю, я.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение
и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов.
4

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание)
как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием
письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание
которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение
слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление
небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, наблюдений, на основе опорных слов.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применением:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после мягкого слога или твердого;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс
Фонетика. Звуки речи. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких, губных и
негубных гласных. Слогообразующая функция гласных звуков. Специфические звуки крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ],
[дж]. Установление числа и последовательности звуков в слове. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами крымскотатарского языка.
Слог. Деление слов на слоги. Твердые и мягкие слоги. Постановка ударения. Определение ударного слога.
Графика. Различение звука и буквы. Функция букв е, ё, ю, я. Установление соотношения звуков и букв в слове.
Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Прямое и переносное
значение слова.
5

Устойчивые сочетания слов. Работа с разными словарями.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением
слова. Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и
омонимов. Выделение в словах корня. Разбор слов по составу. Различение слова и предложения. Предложение. Порядок слов в
предложении (подлежащее предшествует сказуемому). Работа с предложением.Связь слов в предложении. Виды предложений.
Интонация в предложении. Простые и сложные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Текст. Общее представление о структуре текста. Заголовок. Красная строка в тексте. Тема и главная мысль текста. Виды текста. Части
текста.
Морфология. Части речи
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные. Множественное число имен существительных. Принадлежность у имен
существительных
(битам, битанъ, битасы). Сказуемость у имен существительных. Аффиксы словообразования имен
существительных (-чы, чи, джы, джи, лук, люк, лик, лыкъ). Изменение имен существительных по падежам. Изменение имен
существительных в притяжательной форме. Изменение имен существительных в непритяжательной форме. Чередование
согласных къ, к, п в корне слова у существительных в форме принадлежности.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Аффиксы словообразования имен прилагательных (-лы, -ли, -лу, -лю, сыз, -сиз, -суз, - сюз). Усилительные прилагательные (ап-акъ, бем-беяз).
Местоимение.
Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи. Личные местоимения.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Положительная и отрицательная формы глагола. Времена глагола. Глаголы
повелительного наклонения.
Уроки развития речи. Умение формулировать свои мысли и аргументировать их, ясно и грамматически правильно говорить,
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру. Понимание прочитанного текста. Комплексная
работа над структурой текста, план текста. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Составление небольших рассказов по
серии сюжетных картин, наблюдений, на основе опорных слов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без
заучивания определений): подробное, выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинениеописание, сочинение-рассуждение.
6

1 класс
Наша речь. Язык и речь.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Крымскотатарский алфавит. Гласные и согласные звуки. Специфические звуки
крымскотатарского языка [гъ], [къ], [нъ], [дж]. Твердые и мягкие гласные звуки. Губные и негубные гласные
звуки.
Слог. Слово. Ударение. Слово и слог. Ударение. Перенос слов.
Текст. Предложение. Диалог. Текст и предложение. Диалог.
2 класс
Речь. Виды речи. Культура речи.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Крымскотатарский алфавит. Буквы, обозначающие гласные и
согласные звуки. Твердые и мягкие гласные звуки и буквы их обозначающие. Губные гласные звуки и буквы их
обозначающие. Звонкие и глухие согласные звуки и буквы их обозначающие. Буквы гъ, къ, нъ, дж.
Слово. Слово и его значение. Слог. Ударение. Перенос слов. Однокоренные слова. Синонимы и антонимы.
Предложение. Виды предложений. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
Связь слов в предложении.
Текст. Тема. Заголовок. Главная мысль текста. Части текста.
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Повторение. Звуки и буквы. Слово.
Предложение. Текст. Части речи. Уроки развития речи
3 класс
Речь. Виды речи. Культура общения.
Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение.
Ударный слог. Буквы гъ, къ. Буквы к, къ, п.
Текст. Главная мысль текста. Построение текста. Абзац. Виды текстов.
Предложение. Виды предложений. Восклицательное предложение. Главные и
7

второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание.
Простое и составное предложение.
Слово. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы. Омонимы.
Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова. Аффиксы.
Части речи. Имя существительное. Собственные имена существительные. Число имен существительных. Имя
прилагательное. Глагол. Времена глагола. Положительная и отрицательная формы глагола.
Повторение. Звуки и буквы. Текст. Предложение. Слово. Состав слова. Части речи.
4 класс
Повторение. Наша речь. Наш язык. Гласные и согласные звуки. Сочетание букв йи, ий, йы в словах.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Простые и сложные
предложения. Связь слов в предложении.
Слово. Лексическое значение слова. Состав слова. Аффикс. Аффиксы словообразования имен существительных.
Части речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Собственные и нарицательные имена существительные.
Изменение имен существительных по падежам. Принадлежность у имен существительных. Изменение имен
существительных по лицам. Сказуемость у имен существительных. Чередование согласных къ, к, п в корне слова
у существительных в форме принадлежности.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Правописание имен прилагательных с дефисом. Аффиксы
словообразования имен прилагательных (-лы, -ли, -лу, -лю, -сыз, -сиз, -суз, -сюз).
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Глагол. Значение и употребление в
речи. Положительная и отрицательная формы глагола. Времена глагола.
Наречие. Общее представление о наречии как части речи.
Повторение. Имя существительное. Имя прилагательное. Числительное. Местоимение.

8

Учебно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем

Всего
часов

1-й класс. «Обучение грамоте и развитие речи»
7
Подготовительный этап
23
Букварный период
3
Послебукварный период
Всего: 33 часа
2-й класс
Речь
3
Звуки и буквы
12
Слово
3
Предложение
6
Текст
1
Части речи
7
Повторение
2
Уроки развития речи
10
Итого
34 часа
3-й класс
Речь
3
Звуки и буквы
7
Текст
3
Предложение
6
Слово
5
Части речи
4
Повторение
1
Уроки развития речи
4
Итого
34 часа
4-й класс
9

Повторение
Предложение
Слово
Имя существительное
Глагол
Имя прилагательное
Числительное
Местоимение
Наречие
Повторение
Уроки развития речи
Итого

9
6
4
5
2
2
1
1
1
2
7
34 часа

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».