АРП. Родной рус-яз

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО :
Руководитель ШМО
_____________ Абдулганиева Ю.А..
Протокол заседания ШМО
« ____» _________2023 г. № _____

СОГЛАСОВАНО :
Заместитель директора МБОУ
«Лесновская средняя школа»
_____________Седова Н.А.

УТВЕРЖДЕНО :
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
_____________ Орден А.Ю.

«____» _____________2023 г.

Приказ _30.08. 2023 г. № 322_____

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

Предмет _________Родной (русский) язык______________
Уровень ___________базовый__________________
Эмирова Нарие Наримановна
Класс _________________3_-Б____________________
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
Всего 17 ч.; в неделю 0,5 ч.
Рабочая программа разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся ОВЗ, по учебному
предмету «Родной (русский) язык», утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1025 от 24.11.2022

Лесновка,2023 г.

1

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП
обучающихся с ЗПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных усвоить
адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных
условий.

В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой
обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется
на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива.
Содержание образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя
детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Цели реализации АОП обучающихся с ЗПР МБОУ «Лесновская средняя школа»
1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование;
2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и
соответствующих их психофизическим возможностям.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям государственного образовательного
стандарта;
2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее
звено;
3. обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения
адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;
4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение
2

5.
6.
7.

8.
9.
10.

индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;
взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;
проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной
направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе;
обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, моральноэтическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды и уклада жизни;
обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10,
физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

В основе реализации АОП лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
- формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся с ОВЗ;
- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии с их психофизическими возможностями;
- ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ;
- признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в
достижении личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с ОВЗ при построении коррекционнообразовательного процесса, определения образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии детей с ОВЗ;
- контингента обучающихся;
- психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного возраста (11-15 лет), связанных как с внешними, так и
внутренними (биологическими и психологическими) предпосылками;
- перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на уровне основной школы,
связанной с получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам;
- изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества - переходом от проведения занятий одним педагогом
3

к проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету;
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала,
обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки
самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями
об окружающей действительности;
- осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Особенности организации учебной деятельности с учащимися с ЗПР.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся.
Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам
психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных
возможностей каждого. В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационнопедагогические технологии:
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
- систематический характер обучения;
- логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты ресурсов
при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательной деятельности.

4

Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с
природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики
сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический
комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее
полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников
педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности
ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается
соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют
педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку
они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят
целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое
овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной
подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению
учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают
коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют
каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в
информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
Особенности обучения по предметам:
- небольшой (дозированный) объем подачи материала;
- подготовительные упражнения;
- постоянное повторение и закрепление материала;
5

- использование наглядности и связь с жизнью;
- смена видов деятельности на уроке.
На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала, который осуществляется в соответствии с
принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения
материалом строим на многократной тренировке в применении полученных знаний.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении
теории, так и при решении задач.
Объяснение нового материала следует проводить с опорой на практические задания. При изучении тем рекомендуется использовать
наглядный материал: опорные схемы, карты и т.д. Рекомендуется систематическое включение блоков повторения изученного материала
перед основными темами курса.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время
это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию,
позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций.
Закрепление изученного материала проводится с использованием вариативного дидактического материала, позволяющего постоянно
осуществлять многократность повторения: таблиц; карточек; карточек-опор. После изучения темы или раздела организуются
контрольные работы.
Необходимо также постоянно формировать у детей умение работать с учебником, справочной литературой. Кроме того,
данных обучающихся отличают ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, поэтому
следует уделять внимание работе над терминами.
Каждое сформированное у школьников умение следует доводить до навыка, побуждая их к выполнению работ различного
характера: диктантов, практических, самостоятельных, контрольных работ, зачётов. Часть этих работ можно проводить в так называемой
полуустной форме, когда на одни вопросы обучающиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв руку и дождавшись, когда
6

учитель сможет подойти и выслушать ответ.
В процессе изучения каждый темы рекомендуется проводить самостоятельные работы обучающего характера.
Самостоятельные работы состоят из обязательной и дополнительной частей. Выполнение заданий дополнительной части не
является обязательным. Но в силу того, что обучающиеся продвигаются в учёбе разными темпами, им предоставляется
возможность достичь более высокого уровня и, соответственно, получить более высокую оценку. В начале самостоятельные
работы необходимо проводить по образцу, алгоритму, впоследствии постоянно усложняя материал: добавлять задания
продуктивного характера, а для кого-то и творческого.
После изучения темы или раздела организуются контрольные работы.
Контрольные работы выполняются только письменно. После контрольной работы обязательна работа по коррекции
знаний, умений и навыков обучающихся.
Форма зачёта может быть самой свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать устно по специальным билетам, а
другие выполнять задания в письменном виде.
Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и преемственности этапов, тщательный отбор
методов и приёмов с опорой на несколько анализаторов и определение их рациональной комбинации, организующая роль
педагога, создание атмосферы психологического комфорта - необходимые условия эффективного планирования и проведения
урока по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования, согласно учебному плану
предмет « Родной(Русский) язык» изучается0, 5 часа в неделю 17 часов в год

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7

У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успехов в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию русского языка;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
8

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце
действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщение в устной форме;
– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– воспринимать смысл предъявляемого текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным формациям (критериям) при
указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
9

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи – самостоятельная часть
речи – имя существительное – одушевленное/ неодушевленное и т.д.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при
указании и без указания количества групп;
– обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить
сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
10

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– осуществлять действие взаимоконтроля.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне начального общего образования
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
При реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
Обучающийся научится:
– распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и
отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие
музыкальные инструменты);
– распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях



устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
– использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
– понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;



Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать уместность употребления фразеологических оборотов в современных ситуациях речевого общения;
– использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю
общения.
При реализации содержательной линии «Язык в действии»:
Обучающийся научится:
– произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое
наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
– проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
11





– пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
– пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
Обучающийся получит возможность научиться:
правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени
существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.
При реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»: различать этикетные формы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
Обучающийся научится:
– владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения:
убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
– использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
– владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского
народа;
– анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
– выделять наиболее существенные факты, устанавливать оценивать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования
об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
– оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
– соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические
связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста;
Обучающийся получит возможность научиться:
– редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
– различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

12

Содержание учебного предмета
«Русский родной язык»
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат –
братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик,
извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например,
балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.
п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска
информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (4 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского
языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на
практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое
овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм
множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне).
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм
существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму
единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (4 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
13

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном
курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок,
рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Кол-во часов

Кол-во проверочных
работ

Тема

1

Русский язык: прошлое и настоящее

9

1

2

Язык в действии

4

1

3

Секреты речи и текста

4

1

17

3

Всего

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».