РП Родное чтение 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_____________ Абдулганиева Ю.А..
Протокол заседанияШМО
« ____» августа2023 г. №_____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Лесновская средняя школа»
__________ Седова Н.А.
«____» августа2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ«Лесновская средняя школа»
____________ Орден А.Ю.
Приказ от __30.08________2023 г.№322__

АДАПТИРО ВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Литературное чтение на родном (русском) языке
Уровень: базовый
Эмирова Нарие Наримановна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Срок реализации: 1 год
Количество часов:
17 ч.; в неделю1 ч.
Рабочая программа составлена Рабочая программа разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программы для
обучающихся ОВЗ, по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке », утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации №1025 от 24.11.2022

Лесновка,2023 г.

I.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее АОП обучающихся с ЗПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития,
способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при
создании специальных условий.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой
обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на
основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание
образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к
активной жизни в семье и социуме.
Цели реализации АОП обучающихся с ЗПР МБОУ «Лесновская средняя школа»
1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование;
2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и
соответствующих их психофизическим возможностям.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям государственного образовательного стандарта;
2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;
3. обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения
адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;
4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;
6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;
7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной
направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего
места в обществе;

8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими,

социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды и уклада жизни;
10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического,
психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации АОП лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
- формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся с ОВЗ;
- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии с их психофизическими возможностями;
- ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ;
- признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в
достижении личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с ОВЗ при построении коррекционнообразовательного процесса, определения образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии детей с ОВЗ;
- контингента обучающихся;
- психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного возраста (11-15 лет), связанных как с внешними, так и
внутренними (биологическими и психологическими) предпосылками;
- перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на уровне основной школы,
связанной с получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам;
- изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества - переходом от проведения занятий одним педагогом к
проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету;
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:
- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением
«эффекта новизны» при решении учебных задач);
- развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки
самоконтроля, самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об

окружающей действительности;
- осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Особенности организации учебной деятельности с учащимися с ЗПР.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся.
Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам
психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных
возможностей каждого. В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические
технологии:
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
- систематический характер обучения;
- логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты ресурсов при
обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательной деятельности.
Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с
природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики
сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический
комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное
погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического
процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности
ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается
соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют
педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они
являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят
целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.

Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и
активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

Систематический курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» представлен в программе следующими содержательными
линиями:
- развитие речи,
- произведения устного творчества народов России;
- произведения классиков отечественной литературы и современных писателей России;
- все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и
культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
1)
познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое
выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
1) Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как
явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать
коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и
культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять
позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные
средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение
элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание

прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе
прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть
элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать
художественную
литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных
(прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.

Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи;
умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скоростьчтения
в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача спомощью
интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных
видовчтения.Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций
народа.
Чтениетекстовхудожественныхпроизведений,отражающихнравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и
сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты
русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение,
взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим
миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка
поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным
проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы(солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроениемчеловека.Чтениеинформационныхтекстов:историкокультурныйкомментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном
обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской
художественной литературы.
Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту
(подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального
речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в
учебнике.Использованиесоответствующихвозрастусловарейиэнциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной
литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы
детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа
(первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение.
Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма.
Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи. Творческая деятельность обучающихся (на основе
изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного
устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на
серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

III. Тематическое планирование

Блок

Тема

Раздел 1. МИР ДЕТСТВА
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Количество
часов
8
9
Итого 17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».