АРП русский язык 3 класс 7.2

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО классных
руководителей
___________Ю.А.Абдулганиева
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от _________2023 г. № ____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

инициалы, фамилия

____________________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
______________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30.08_2023г. г.
№ 322

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Русский язык
Уровень базовый
Учитель Эмирова Нарие Наримановна
Ф.И.О. разработчика программы

Класс 3- Б
Срок реализации – 1 год.
Количество часов:
Всего 170 ч.; в неделю 5 ч.
Программа разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программы для обучающихся ОВЗ, по учебному предмету «Русский
язык», утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1025 от 24.11.2022

Лесновка, 2023г.

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП
обучающихся с ЗПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную
образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение,
воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностноориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание образования в школе
направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Цели реализации АОП обучающихся с ЗПР МБОУ «Лесновская средняя школа»
1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование;
2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих
их психофизическим возможностям.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям государственного образовательного стандарта;
2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;
3. обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной
образовательной программы всеми обучающимися;
4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;
6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;

проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности,
осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социальноправовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и
уклада жизни;
10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического,
психологического и социального здоровья обучающихся;
7.

В основе реализации АОП лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
- формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся с ОВЗ;
- получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии с их психофизическими возможностями;
- ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ;
- признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении
личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с ОВЗ при построении коррекционнообразовательного процесса, определения образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии детей с ОВЗ;
- контингента обучающихся;
- психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного возраста (11-15 лет), связанных как с внешними, так и внутренними
(биологическими и психологическими) предпосылками;
- перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на уровне основной школы, связанной с
получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам;
- изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества - переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению
учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету;
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие:

- развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта
новизны» при решении учебных задач);
- развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля,
самооценки;
- развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об
окружающей действительности;
- осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
- проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения.
Особенности организации учебной деятельности с учащимися с ЗПР.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся. Характерной
особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип
активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного
решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии:
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
- систематический характер обучения;
- логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательной деятельности.
Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными
способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества,
реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими
педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический
процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-

личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в
образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным
запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги
школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются
универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование,
реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных
ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями,
умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к
достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные
способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном
темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению
профессиональных образовательных программ.
Особенности обучения по предметам:
- небольшой (дозированный) объем подачи материала;
- подготовительные упражнения;
- постоянное повторение и закрепление материала;
- использование наглядности и связь с жизнью;
- смена видов деятельности на уроке.
На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом
доступности. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строим на многократной

тренировке в применении полученных знаний.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при
решении задач.
Объяснение нового материала следует проводить с опорой на практические задания. При изучении тем рекомендуется использовать наглядный
материал: опорные схемы, карты и т.д. Рекомендуется систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами
курса.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает
монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять
получаемые знания в большом многообразии ситуаций.
Закрепление изученного материала проводится с использованием вариативного дидактического материала, позволяющего постоянно осуществлять
многократность повторения: таблиц; карточек; карточек-опор. После изучения темы или раздела организуются контрольные работы.
Необходимо также постоянно формировать у детей умение работать с учебником, справочной литературой. Кроме того, данных
обучающихся отличают ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, поэтому следует уделять внимание
работе над терминами.
Каждое сформированное у школьников умение следует доводить до навыка, побуждая их к выполнению работ различного характера:
диктантов, практических, самостоятельных, контрольных работ, зачётов. Часть этих работ можно проводить в так называемой полуустной форме, когда
на одни вопросы обучающиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв руку и дождавшись, когда учитель сможет подойти и выслушать ответ.
В процессе изучения каждый темы рекомендуется проводить самостоятельные работы обучающего характера. Самостоятельные работы
состоят из обязательной и дополнительной частей. Выполнение заданий дополнительной части не является обязательным. Но в силу того, что
обучающиеся продвигаются в учёбе разными темпами, им предоставляется возможность достичь более высокого уровня и, соответственно,
получить более высокую оценку. В начале самостоятельные работы необходимо проводить по образцу, алгоритму, впоследствии постоянно

усложняя материал: добавлять задания продуктивного характера, а для кого-то и творческого.
После изучения темы или раздела организуются контрольные работы.
Контрольные работы выполняются только письменно. После контрольной работы обязательна работа по коррекции знаний, умений и
навыков обучающихся.
Форма зачёта может быть самой свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать устно по специальным билетам, а другие выполнять
задания в письменном виде.
Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и преемственности этапов, тщательный отбор методов и
приёмов с опорой на несколько анализаторов и определение их рациональной комбинации, организующая роль педагога, создание атмосферы
психологического комфорта - необходимые условия эффективного планирования и проведения урока по программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования, согласно учебному плану
предмет «Русский язык» изучается 5 часов в неделю 170 часов в год

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных
технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению русского (родного) языка;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
4) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
5) овладение основами грамотного письма;
6) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг
становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.
– старательности;
– подчинении дисциплинарным требованиям;
– адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
– стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
– порядке в учебных принадлежностях;
– бережном отношении к учебникам, школьному имуществу;
– выполнении порученных учителем заданий неучебного характера;
– самостоятельных вопросах по содержанию учебного материала;

– проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу соблюдения требований).
Сформированность речевых умений проявляется в:
– владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);
– грамматически правильной речи;
– овладении чтением и письмом для реализации коммуникации;
– возможности аргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения);
– возможности выразительно читать текст;
– стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать).
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
– умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;
– понимании того, что каждый продукт и каждая вещь является результатом чьего-то труда и бережном отношении к вещам;
– невербально проявляемой вежливость (улыбка при встрече, обращении);
– умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях;
– согласие (стремлении) делиться своими имуществом или знаниями;
– умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе представлений о нравственных нормах и
справедливости.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
– желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя;
– способности следить за своим внешним видом;
– заинтересованности в процессе прослушивания литературных произведений.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
– умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
– возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего замысла;
– способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера;
– умении справедливо распределять обязанности в паре;
– умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью;
– умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;
–
умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.

Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
– умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки,
учиться новому и т.д.);
– осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности);
– осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
– осознании затруднений (не понимаю, не успел);
– возможности анализировать причины успехов и неудач;
– разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;
– умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.
– Метапредметные результаты включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные,
коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
– С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут
быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
– умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для объяснения написания орфограмм;
– умении определять подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены предложения;
– умении классифицировать предложения по интонации;
– умении использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям;
– находить нужную информацию в словарях учебника;
– умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
– осуществлять элементарный синтаксический и морфологический разбор;
– сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в однокоренных словах;
– умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты: части речи, простые и сложные
предложения;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений: сколько в слове гласных, столько и слогов;
– овладение понятиями, требующимися при обучении учебному предмету: корень, приставка, окончание, суффикс, существительное,
прилагательное, глагол.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
– понимании инструкции, предложенной классу;

–
–
–

удержании инструкции;
умении составить план действий;
умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий: написание текста, проверка безударной гласной, синтаксический
разбор предложения);
– умении оценить результат действий (на материале практической деятельности, в приложении к каждому осваиваемому учебному
действию);
– умении выслушивать не перебивая;
– умении сопоставлять результат с образцом;
– умение найти ошибки у соседа;
– умении найти ошибки у себя.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
– умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
– умении высказывать свое мнение по поводу коммуникативных ситуаций;
–
умении рассказывать о событии;
– умении решить спор договоренностью;
– умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.;
– умении аргументировать свое мнение;
– умении убеждать;
– умении распределить функции.
Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в:
– способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел);
– стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность);
– беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения (ответственность);
– беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохую оценку);
– умении адекватно оценить свое поведение;
– умении адекватно оценить поведение партнера;
– умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не жребий);
– готовности помочь партнеру в решении проблемы.
Предметные результаты. В конце 3-го класса обучающийся:

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

находит в словах изученные орфограммы;
списывает и пишет под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения, проверяет
написанное;
проводит элементарный синтаксический разбор, различает главные и второстепенные члены предложения;
употребляет термины «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения»;
различает предложения по интонации;
различает простые и сложные предложения;
устанавливает связь слов в словосочетании с помощью вопросов;
называет изученные части речи;
определяет число, род имен существительных и прилагательных;
склоняет имена существительные единственного числа;
согласовывает имена существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;
изменяет глаголы по временам;
подбирает однокоренные слова;
подбирает антонимы, синонимы;
пользуется словарями учебника;
проводит морфологический разбор простых по структуре слов (корень, приставка, окончание, суффикс) с опорой на наглядную схему;
восстанавливает деформированный текст;
озаглавливает текст;
пишет изложения простых по лексике и содержанию текстов;
пишет объявления, поздравления, почтовый адрес.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Обобщение содержащейся в
тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по интересной
детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в
слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и
безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных
как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение
целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных)
и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым,
аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом- образом и послогового чтения
написанных слов. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка

писать большую букву в именах людей и кличках животных. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова
и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в
соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих
(ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения
согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших
рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки,
различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие
согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков.
Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука:
гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой,
парный — непарный. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков.
Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном
орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в
однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием написания корней (корм — кормить — кормушка, лес — лесник — лесной).
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с
приставками и суффиксами.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Деление частей
речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?». Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, в
сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го
лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правильное употребление местоимений в речи (меня, мною, у него,
с ней, о нем).
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих
на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем
и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Лексика1. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по
смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных
членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении.
Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений.
Запятая в сложных предложениях. Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
– Применение правил правописания: сочетания жи—ши2, ча—ща,
чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн;
– перенос слов;
– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные
звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые
согласные;
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь;
– мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
– безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин);
безударные окончания имён прилагательных;
1

Изучается во всех разделах курса.

2

Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».

–

раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с
глаголами;
– мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание
предлогов с другими словами;
– знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки
Развитие речи
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и
ответов.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи
(повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов;
составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов
описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста.
Составление планов к данным текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Понятие об изложении и сочинении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и
сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок.
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение
мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости - мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные
звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости - глухости согласных звуков. Ударение,

нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского литературного языка.
Графика. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
звука. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса, абзаца. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном
орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение
понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием
написания корней. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Представление о значении суффиксов и приставок.
Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Имя существительное.
Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать
имена собственные. Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных
падежах. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен
прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический
разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные
местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о
неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее,
прошедшее, будущее. Изменение глаголов по числам. Морфологический разбор глаголов. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными
предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных. Отличие предлогов от приставок. Лексика. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов
и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу
(без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение. Предложения по
цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и

невосклицательные. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды).
Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения,
состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Примнение правил
правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; сочетания чк-чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале
предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); разделительные ъ и ь; мягкий
знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь); не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими
словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой
речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и
письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного
характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов,
повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика
учебно-деловой речи). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в
тексте. Последовательность частей текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и
частей текста. План текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов; использование в текстах синонимов и антонимов. Подробный и сжатый
рассказ по картинке и серии картинок. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и
сжатый рассказ по картинке и серии картинок.

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
К.
Всего
Пр. р.
р.

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

1
2

Общие сведения о языке
Фонетика и графика

1
2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8

3
4

Лексика
Состав слова

5
9

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8

5
6
7

Морфология
Синтаксис
Орфография и пунктуация

43
13
50

8

Развитие речи

1

7
Соч - 9
Изл - 7
Пр.зад 6

30

Резервное время

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8

1

9

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».