РП ВД Практическое обществознание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО классных
руководителей
___________Ю.М. Антощук
подпись инициалы, фамилия
Протокол заседания МО
от 29.08.2023 г. № 1

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись
инициалы, фамилия
____________________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
______________ А.Ю.Орден
подпись
инициалы, фамилия
Приказ от __________ 2023 г.
№ ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс внеурочной деятельности Практическое обществознание
Руководитель Антощук Юлия Михайловна
Ф.И.О. разработчика программы
Класс 11
Срок реализации – 1 год.

Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.

Рабочая программа составлена на основе программы:
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова, 5-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных
организаций. /Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. 3-е издание. - М.: «Просвещение», 2014.- 63 с. ISBN 978-5-09-032925-5
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Лесновка, 2023г.

1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Структура ЕГЭ по обществознанию (1 ч.)
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических
измерений 2022. Кодификатор испецификация ЕГЭ по обществознанию – 2022.
Тема 1. Человек и Общество. (10 ч.)
Общество. Институты общества. Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и
культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Человек в системе социальных связей. Индивид,
индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальные институты. Социальная роль. Социальный статус человека.
Общественный прогресс. Ступени развития общества. Типология обществ.
Социальные изменения. Прогресс и регресс.
Глобальные проблемы. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР. Глобализация.
Мышление и деятельность. Понятие, свойства и виды мышления. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Понятие
и характер деятельности. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Потребности человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия.
Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Свобода и необходимость. Свобода и ответственность личности. Свобода
– осознанная необходимость. Фатализм и волюнтаризм. Ограничители человеческой свободы: право и мораль. Ответственность за сделанный
выбор.
Знание, познание. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о
человеке и обществе. Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания.
Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Культура, наука, религия. Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные
направления искусства. СМИ. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные
ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 2. Экономика (10 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Понятие экономики. Роль экономики вжизни общества. Потребности и ресурсы: проблема выбора.
Экономические системы. Роль государства в экономике. Типы экономических систем: традиционная, плановая, рыночная.
Экономический рост.Государственное регулирование экономики. Экономическая политика. Валовой национальный продукт.
Рынок. Законы рынка. Многообразие рынков. Спрос и предложение. Собственность и её формы. Национализация и приватизация
собственности. Конкуренция.
Факторы производства. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Производитель и потребитель на рынке. Рыночные отношения. Субъекты рынка. Предпринимательство. Экономически активное

население.
Рынок труда и безработица. Занятость и безработица Виды и причины безработицы Последствия безработицы Государственные меры
по борьбе с безработицей.
Финансы. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Денежная масса. Дефицит и профицит бюджета.
Инфляция.
Мировая экономика. Международная торговля. Политика государств в мировой экономике: протекционизм, «свободная торговля».
Глобализация экономики. Тенденции развития мировой экономики.
Налоги. Налоговая система. Налоги, их виды и функции. Распределительная функция. Регулирующая функция. Уровни
налогообложения в РФ (федеральные, региональные и местные налоги). Виды налогов: прямые и
косвенные. Системы налогообложения: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная.
Тема 3. Социальная сфера общества (2 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная
дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное
государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный
конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 4. Политическая сфера общества (6ч.)
Политическая система. Государство и его функции. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки,
функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки
правового государства.
Политические режимы. Демократия. Понятие и особенности политического режима. Виды политических режимов (демократический
и антидемократический режим). Признаки тоталитарного режима. Признаки авторитарного режима. Признаки демократического режима.
Характеристика политического режима РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Органы государственной власти в РФ. Структура и принципы построения политической власти в РФ. Государственный аппарат.
Основные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Высшие органы законодательной власти: Федеральное Собрание,
Государственная Дума. Высшие органы исполнительной власти: правительство, федеральные министерства и ведомства. Высшие органы
судебной власти: Конституционный суд, Верховный суд. Президент как глава государства и верховный главнокомандующий ВС.
Правоохранительные органы.
Политические партии и движения. Политический плюрализм.
Многопартийность. Партийная система РФ.
Избирательное право. Избирательные системы. Выборы, референдум.
Человек в политической жизни.
Тема 5. Правовая сфера общества (2 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы и отрасли права. Основные понятия и нормы государственного,
административного, гражданского, трудового и уголовного права в РФ. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус
ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правоотношения и правонарушения. Юридическая
ответственность.

Тема 6. Практические занятия. Выполнение сложных заданий (3 ч.)
Основные правила оформления заданий второй части ЕГЭ. Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на
классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и
определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Алгоритм работы с текстом. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и
сформулировать ответ на вопрос. Решение познавательных задач.
Составление сложного плана с примерами. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана.
Структура письменного рассуждения. Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих
мыслей и собственной позиции, умение привести примеры.
Итоговое тестирование . Решение различных вариантов КИМов.
Система оценивания
Курс не оценивается, предполагается качественная устная оценка и проведение итогового контроля в виде выполнения одного из
вариантов ЕГЭ предыдущих лет. Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечивать информацией всех заинтересованных лиц,
включая обучающихся, преподавателей, родителей. Поэтому наряду с традиционным устным опросом, тестированием, проверкой качества
выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: интервьюирование, анкетирование,
самооценка, наблюдение за поведением одиннадцатиклассника вреальной и учебной ситуации.
Формы контроля во время изучения курса:






устный опрос;
тестирование (обучающее и диагностическое);
творческое задание;
проблемное задание;
решение практических задач (в том числе повышенного и высокого уровнясложности).

Контроль усвоения материала будет производиться в течение года в ходе тренировочных, диагностических работ, пробных и
репетиционных экзаменов. Текущий контроль осуществляется в ходе обучающего тестирования, выполнения практических заданий по темам
в формате ЕГЭ.

1.
№
п/п
1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование тем курса

Кол-во часов

Введение. Структура ЕГЭ по
обществознанию.

1
Тема 1. Человек и Общество- 10ч.

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24

Общество. Институты общества.
Общественный прогресс.
Глобальные проблемы.
Мышление и деятельность.
Потребности человека
Свобода и необходимость
Знание, познание.
Истина и её критерии.
Культура, наука, религия.
Практическое занятие по теме «Человек
и общество»
Тема 2. Экономика – 10 ч.
Экономика как наука.
Экономические системы. Рольгосударства в экономике.
Рынок. Законы рынка.
Факторы производства
Производитель и потребитель на рынке.
Рынок труда и безработица
Финансы. Государственный бюджет.
Мировая экономика
Налоги. Налоговая система.
Практическое занятие по теме
«Экономика»
Тема 3. Социальная сфера общества-2ч.
Социальные отношения
Практическое занятие по теме
«Социальные отношения»
Тема 4. Политическая сфера общества- 6ч.
Политическая система. Государство и
его функции.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

Дата проведения
факт

план

25
26
27
28
29

Политические режимы. Демократия
Органы государственной власти в РФ
Политические партии и движения.
Избирательное право.
Практическое занятие по теме
«Политика».

1
1
1
1
1
Тема 5. Правовая сфера общества- 2ч.

30
31
32
33

34

Право
1
Практическое занятие по теме «Право»
1
Тема 6. Практические занятия. Выполнение сложных заданий- 3 ч.
Основные правила оформления заданийвторой части ЕГЭ.
1
Алгоритм работы с текстом. Составление сложного плана спримерами.
Алгоритм работы с заданием №25.
Итоговое тестирование.
Итого:

1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».