МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей социальногуманитарного цикла __________ С.А.Кравченко подпись инициалы, фамилия Протокол заседания МО от 28 августа 2023 г. № 5 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Ю.М.Антощук подпись инициалы, фамилия 30 августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновскяа средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 306 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по обществознанию «Трудные вопросы обществознания» Направление: Интеллектуальное Руководитель: Романенко Ольга Александровна Класс 9 2023/2024 учебный год Количество часов: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч. Рабочая программа составлена на основе программы: Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2023 № 370. Лесновка, 2023 1 1. Содержание курса I. Введение (2 ч.) Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2018. Кодификатор и спецификатор ОГЭ по обществознанию -2018. Система оценивания. Тема 1. Человек и общество (5 ч.) Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество. Решение типичных заданий А1-А4, А11-А13. Человек и общество. Решение типичных заданий В1-В5. Человек и общество. Решение типичных заданий С1-С4. Тема 2. Сфера духовной культуры (5 ч.) Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Мораль.Решение типичных заданий А5-А6. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий С1-С4. IV. Тема 3. Экономика (5 ч.) Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий А7-А10. Экономика. Решение типичных заданий В1-В5. Экономика. Решение типичных заданий С1-С4. V. Тема 4. Социальная сфера (5 ч.) Социальная структура общества. Семья как малая группа. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий А11-А13. Социальная сфера. Решение типичных заданий В1-В5. Социальная сфера. Решение типичных заданий С1-С4. VI. Тема 5. Сфера политики и социального управления (5 ч.) Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Решение типичных заданий А14-А16. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера политики и социального управления. 2 Решение типичных заданий С1-С5.. VII. Тема 6. Право (5 ч.) Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право. Решение типичных заданий А17-А20. Право. Решение типичных заданий В1-В5. Право. Решение типичных заданий С1-С4. VIII. Итоговое повторение. 2 ч. Практическое применение знаний теории в практике решения заданий уровня С1-С6 Практическое решение тестовых заданий Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностными результатам выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в: -умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); -умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; расматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перпектив; -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; 3 -овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога; -умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа: 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда б текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями, давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их иерархической структуры; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; 4 понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; роли искусства в становлении личности и в жизни общества; знание особенностей труда как основного из видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершенолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. 3. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование темы, раздела Введение. Человек и общество Сфера духовной культуры Экономика Социальная сфера Сфера политики и социального управления Право Итоговое повторение Кол-во часов 2 5 5 5 5 5 5 2 5 6