Внеурочная деятельность обществознание _Трудные вопросы обществознания_ (9 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей социальногуманитарного цикла
__________ С.А.Кравченко
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от 28 августа 2023 г. № 5

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Ю.М.Антощук
подпись

инициалы, фамилия

30 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по обществознанию
«Трудные вопросы обществознания»
Направление: Интеллектуальное
Руководитель: Романенко Ольга Александровна

Класс 9
2023/2024 учебный год
Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочая программа составлена на основе программы: Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2023 № 370.
Лесновка, 2023

1

1. Содержание курса
I. Введение (2 ч.)
Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ОГЭ по
обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института
педагогических измерений 2018. Кодификатор и спецификатор ОГЭ по обществознанию -2018. Система оценивания.
 Тема 1. Человек и общество (5 ч.)
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни,
их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра,
учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество.
Решение типичных заданий А1-А4, А11-А13.
Человек и общество. Решение типичных заданий В1-В5. Человек и общество. Решение типичных заданий С1-С4.
 Тема 2. Сфера духовной культуры (5 ч.)
Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях
информационного общества. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.
Мораль.Решение типичных заданий А5-А6.
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий С1-С4.
IV.
Тема 3. Экономика (5 ч.)
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические
системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и
рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и
стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий А7-А10. Экономика. Решение типичных
заданий В1-В5. Экономика. Решение типичных заданий С1-С4.
V. Тема 4. Социальная сфера (5 ч.)
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.
Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные
отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий А11-А13.
Социальная сфера. Решение типичных заданий В1-В5. Социальная сфера. Решение типичных заданий С1-С4.
VI. Тема 5. Сфера политики и социального управления (5 ч.)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства.
Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Решение типичных заданий А14-А16.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера политики и социального управления.
2

Решение типичных заданий С1-С5..
VII. Тема 6. Право (5 ч.)
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного
строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские
правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и
детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения,
правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав,
свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты
прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право. Решение
типичных заданий А17-А20. Право. Решение типичных заданий В1-В5. Право. Решение типичных заданий С1-С4.
VIII. Итоговое повторение. 2 ч.
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий уровня С1-С6
Практическое решение тестовых заданий
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА.
2.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатам выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания
гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; расматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перпектив;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в
рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
3

-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и
правилам ведения диалога;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в
доступной социальной практике:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа:
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда б текст и др.), выбор
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8) на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и
регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной
действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями, давать оценку
общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности,
их иерархической структуры;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как регуляторов общественной
жизни; умение применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций, установка на
необходимость руководствоваться этими нормами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
4

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; роли искусства
в становлении личности и в жизни общества;
знание особенностей труда как основного из видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в
современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершенолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи
и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать
соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать
собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных
традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за страну перед
нынешними и грядущими поколениями.
3. Тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование темы, раздела
Введение.
Человек и общество
Сфера духовной культуры
Экономика
Социальная сфера
Сфера политики и социального управления
Право
Итоговое повторение

Кол-во часов
2
5
5
5
5
5
5
2
5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».