АРП ТНР по родной русской литературе 6 кл 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
социально-гуманитарного цикла
__________ С.А.Кравченко
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от 25.08.2023 г. № 5

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
___________ А.Ю.Орден

подпись

Приказ от 30.08.2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

29.08.2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
Предмет

инициалы, фамилия

ПРОГРАММА (ТНР)

Родная литература (русская)
Уровень

Учитель

подпись

Базовый

Седова Наталия Анатольевна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 5-9
Срок реализации – 5 лет

Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.

Программа разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. №
1025.

Лесновка, 2023г.

Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе программы
общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом.
Адаптированная рабочая программа «Литература» разработана с учетом общих образовательных
потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. Обучающиеся с ТНР — это дети,
имеющее недостатки в речевом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Цели и задачи :
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской
классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и
историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу
произведений:


воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре,
обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их
жизненного и эстетического опыта;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и
письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о
специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;



освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о
выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;



овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в
них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
русским языком.

Помимо общепредметных задач изучение литературы в школе направлено на решение задач
коррекционно-развивающего обучения:
 расширение и обогащение активного и пассивного словарного запаса учащихся с ТНР, коррекция
лексико-грамматического недоразвития речи;
 формирование и развитие навыка осмысленного чтения;
 преодоление и профилактика специфических ошибок чтения:
 формирование, совершенствование и коррекция навыка построения самостоятельного связного
высказывания, развитие коммуникативных умений;
 развитие мышления, внимания, памяти;

 преодоление трудностей речевого программирования; общеучебные умения, навыки и способы
деятельности: Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего
образования являются:
 выделение характерных причинно-следственных связей;
 сравнение и сопоставление;
 умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза;
 самостоятельное выполнение различных творческих работ;
 способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
 осмысленное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
 владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и
использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, и др.) в
соответствии с коммуникативной задачей;
 составление плана, тезиса, конспекта;
 подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
 самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей
деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
Так как у учащегося ТНР слабо сформирован навык быстрого и осознанного чтения, то планируется
уделить особое внимание формированию читательской компетентности учащихся, осознание себя как
грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства
самообразования.
Психолого-педагогические особенности
ограниченными возможностями.

восприятия

литературных

текстов

детьми

с

Как активный, так и пассивный словарный запас ограничен обиходно-бытовой лексикой. Учащиеся
испытывают серьезные трудности при анализе лексического значения слов различных групп лексики
и их употреблении (синонимы, антонимы, многозначные слова, слова с переносным значением,
образные выражения и фразеологизмы, эмоционально-окрашенная лексика и т.д.). Расширение и
обогащение словаря требует целенаправленной систематической работы. Ограниченность
словарногозапаса затрудняет понимание и усвоение учебной информации, снижает познавательную
активность, продуктивность учебной и творческой деятельности. Нарушение формирования
грамматического строя речи проявляются в бедности используемых синтаксических конструкций и
так называемых аграмматизмах – ошибках согласования и управления. Как в устной, так и в
письменной речи дети с речевой патологией используют преимущественно простые
распространенные предложения. Они усваивают модели и более сложных конструкций, однако
лексико-грамматическое наполнение этих моделей подчас затруднено или искажено.
Репродуктивное воспроизведение информации (пересказ, изложение, ответы на вопросы) отличается
такими характеристиками, как неполнота и непоследовательность изложения, превнесение
несуществующих деталей, многократные повторы фактов, «застревание» на второстепенных или

несущественных деталях, неверный выбор лексико-грамматических средств передачи информации.
При построении самостоятельных устных и письменных высказываний отмечаются те же
особенности, что и при репродуктивном воспроизведении информации. Отсутствие исходной
информации усиливает трудности учащихся с патологией речи. Нарушение вербальной памяти,
речевого программирования делают данные виды работы (сочинения, изложения) для некоторых
учащихся практически невыполнимыми
Для обучающихся с ТНР формирование предметных знаний, умений, навыков затруднено в
результате замедленного темпа приема и переработки зрительно воспринимаемой информации,
установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами,
участвующими в акте чтения, низкого темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе
осмысления воспринимаемой информации, низкого уровня самоконтроля. Устная речь детей, как
правило, носит смазанный, недостаточно отчетливый характер. Во многих случаях картина речевых
нарушений свидетельствует о наличии общего недоразвития речи, о задержке процесса речевого
развития. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедности
словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие
грамматических стереотипов, аграмматизмов. Отдельные правила, положения, законы запоминаются
обучающимися механически, не применяются в самостоятельной работе, не связываются с
последующим материалом, недостаточно закрепляются, отмечаются недочеты при выполнении
письменных работ (пропуск последовательности действий, пропуск звеньев заданий, бесчисленные
исправления, большое количество неисправленных ошибок)
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по
художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

освоению

содержания



осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;



выразительное чтение художественного текста;



различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием);



ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;



заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;



анализ и интерпретация произведения;



составление планов и написание отзывов о произведениях;



написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;



целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с
ними.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое
и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед
Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом
труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении
и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального
и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области
коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

использования

информационно-

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в
состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени
общего образования.
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как
особого способа познания жизни;
3) обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры,
культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного
аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях
разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.

Формы организации образовательного процесса:


осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;



выразительное чтение художественного текста;



различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием);



ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;



заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;



анализ и интерпретация произведения;



составление планов и написание отзывов о произведениях;



написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;



целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с
ними.

Основными видами контроля на уроке литературы являются:
-тестирование,
-взаимопроверка,
-творческая работа,
-промежуточный пересказ(подробный, сжатый, выборочный),
-составление характеристики литературного героя,
-инсценирование,
-развернутый ответ на вопрос,
-выразительное чтение.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучаемая тематика совпадает с ООП ООО МБОУ «Лесновская средняя школа»

1.
Коррекционно-развивающая направленность курса обеспечивается через
специально организованную работу с текстами, а именно:

предлагаемый к изучению материал соотносится с личным опытом
обучающихся, понятными им жизненными ситуациями;

проводится пропедевтическая (до чтения текста) работа по семантизации
слов, включенных в изучаемые тексты и потенциально сложные для осмысления учащимися с ТНР
(понятийный словарь, многозначная лексика, фразеологизмы и устойчивые сочетания и др.),
установлению синонимических и антонимических отношений, связей внутри лексикотематических групп, дифференциации значений омонимов и паронимов;

используются разнообразные приемы аудирования и чтения текстов,

обеспечивается смена видов работы с текстом;

осуществляется
адаптация
(преобразование,
дробление)
сложных
синтаксических конструкций (предложения с разными типами связи, с нескольким придаточными,
с группами однородных членов, с причастными и деепричастными оборотами и др.);

при необходимости сокращается объем текста или он дробится на
смысловые части;

при необходимости осуществляется линейное переструктурирование
материала, выделение временной последовательности, причинно-следственных связей;

обеспечивается выделение в тексте семантически значимых, ключевых
компонентов, облегчающих навигацию в текстовом материале, выделение этапных предложений,
позволяющих составить минимальный и достаточный план описания исторического явления,
события, особенностей эпохии т.д.,

задаются алгоритмы описания явлений культуры и других видов
развёрнутых устных и письменных ответов;

определяется алгоритм поиска необходимой текстовой информации и
представления полученных данных (в том числе в сети Интернет);

используются средства наглядного моделирования текстового
материала (схемы, таблицы, изображения, видеофрагменты и др.);

обсуждение текстового материала включает вопросы и задания,
направленные на обеспечение целостного и завершённого представления о рассматриваемом
явлении, событии, процессе;

специально организуется обсуждение материала при наличии параллелей с
материалом уроков литературы, истории (обсуждение семейных отношений, действий
фольклорных, литературных и исторических персонажей и др.);

целенаправленная пропедевтическая работа проводится на уроках развития
речи.
На каждом уроке обязательно отводится время на повторение пройденного и проведение
физкультминутки.

6 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Богатыри и богатырство
Былины (одна былина по выбору). Например: «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север
С. Г. Писахов.«Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например:«Морожены
песни»).
Б. В. Шергин.«Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например:«Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин»).
Родные просторы
Зима в русской поэзии
Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег.
Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др.
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».

Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Масленица
Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д.
Дементьев «Прощёное воскресенье» и др.
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
Стихотворения (не менее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа» и др.
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Оборона Севастополя
Стихотворения (не менее трех). Например: А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А.
Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др.
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» и др.
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык
обид — язык не русский…» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;

— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых

условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;

— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; —
выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.

4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6 КЛАСС
1) Выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе
для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса
разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов;
осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в
произведениях о русском севере и русской зиме;
2) иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов
России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и
русском доме;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской
души в произведениях о защите Родины в Крымской войне 1853—1856 годов, об оптимизме и
взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и
о богатстве русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе
наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос,
анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения;
5) владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками
информации и простейшими способами её обработки и презентации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количествочасов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1.

Преданья старины глубокой

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.2.

Города земли русской

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.3.

Родные просторы

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

4

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

2..2.

Тепло родного дома

4

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.2.

Загадки русской души

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.3.

О ваших ровесниках

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1.

Развитие устной и письменной речи

Итого по разделу

2
2

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.

Итоговая контрольная работа

1

Итого по разделу

1

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Виды, формы
контроля

1.

Преданья старины глубокой. Богатыри 1
и богатырство. Былины. "Илья
Муромец и Святогор".

0

0

Устный опрос;

2.

Былинные сюжеты и герои в русской
литературе. И.А. Бунин "Святогор и
Илья".

1

0

0

Устный опрос;

3.

Былинные сюжеты и герои в русской
литературе. М.М. Пришвин "Певец
былин".

1

0

0

Устный опрос;

4.

Города земли русской. Русский Север.
С.Г. Писахов "Ледяная колокольня".

1

0

0

Устный опрос;

5.

Русский Север. С.Г. Писахов
"Мороженые песни".

1

0

0

Устный опрос;

6.

Б.В. Шергин "Поморские были и
сказания". "МишаЛаскин".

1

0

0

Устный опрос;

7.

Родные просторы. Зима в русской
поэзии. Стихотворения.
И.С.Никитин"Встреча зимы". А.А.
Блок "Снег да снег. Всю избу
занесло..."
Н.М. Рубцов "Первый снег".

1

0

0

Выразительное
чтение;

1

0

0

Выразительное
чтение;

По мотивам русских сказок о зиме.
Е.Л.Шварц "Два брата".

1

0

0

Устный опрос;

8.

9.

10. Праздники русского мира. Масленица. 1

0

0

Устный опрос;

11. Стихотворения М.Ю.Лермонтова
"Посреди небесных тел...", А.Д.

1

0

0

Устный опрос;

12. А.П.Чехов "Блины".

1

0

0

Устный опрос;

13. Тэффи "Блины".

1

0

0

Тестирование;

14. Тепло родного дома. Всюду родимую
Русь узнаю.

1

0

0

Устный опрос;

15. Стихотворения В.А.Рождественского
"Русская природа".

1

0

0

Выразительное
чтение;

16. К.Г.Паустовский "Заботливый цветок". 1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

17. Ю.В.Бондарев "Поздним вечером".

1

0

0

Устный опрос;

18. Не до ордена-была бы Родина.
Оборона Севастополя. Стихотворение
А.Н.Апухтина "Солдатская песня о
Севастополе".

1

0

0

Выразительное
чтение;

19. А.А.Фет "Севастопольское братское
кладбище".

1

0

0

Устный опрос;

20. Рюрик Ивнев "Севастополь"

1

0

0

Сочинение;

21. Развитие речи.

1

0

0

Сочинение;

22. Загадки русской души. Чудеса нужно
делать своими руками. Стихотворение
Ф.И. Тютчева "Чему бы жизнь нас ни
учила...".

1

0

0

Устный опрос;

23. Н.С.Лесков "Неразменный рубль".

1

0

0

Письменный
контроль;

24. В.П.Астафьев "Бабушка с малиной".

1

0

0

Устный опрос;

25. Развитие речи.

1

0

0

Сочинение;

26. О ваших ровесниках. Реальность и
мечты. Р.П.Погодин "Кирпичные
острова" (рассказ "Как я с ним
познакомился").

1

0

0

Устный опрос;

27. Р.П.Погодин "Кирпичные острова"
(рассказ "Кирпичные острова").

1

0

0

Устный опрос;

Дементьев "Прощеноевоскресенье".

28. Е.С. Велтистов "Миллион и один день
каникул" (фрагмент).

1

0

0

Устный опрос;

29. Е.С. Велтистов "Миллион и один день
каникул" (фрагмент).

1

0

0

Тестирование;

30. Лишь слову жизнь дана. На русском
дышим языке. К.Д.Бальмонт "Русский
язык".

1

0

0

Устный опрос;

31. Ю.П.Мориц "Язык обид-язык не
русский".

1

0

0

Устный опрос;

32. Итоговая контрольная работа.

1

0

0

Тестирование;

33. Работа над ошибками.

1

0

0

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

34. Защита проектов.

1

0

0

Практическая
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».