АРП ТНР по родн.рус.яз. 6кл.2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
социально-гуманитарного цикла
__________ С.А.Кравченко
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от 25.08.2023 г. № 5

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
___________ А.Ю.Орден

подпись

Приказ от 30.08.2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

29.08.2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ

подпись

инициалы, фамилия

ПРОГРАММА

(ТНР)
Предмет Родной язык (русский)
Уровень Базовый
Учитель Седова Наталия Анатольевна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 6
Срок реализации – 1 год.

Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. № 1025.

Лесновка, 2023г.

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык»
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса
русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература»
имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а
также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской
Федерации.
В соответствии с этим в курсе родного русского языка актуализируются следующие цели:

 воспитание гражданина и патриота;
 формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной






ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к
русскому языку, а через него – кродной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
формирование волонтёрскойпозиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;

Общая характеристика учебного предмета «Родной (русский) язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности
в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он
формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и
постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им –
могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы,
основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту
человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём.
Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить,
успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно
выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать
информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной
жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной (русский) язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и
литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии
настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют
их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит
овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление
общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира,
овладение культуроймежнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности,
логичности, чистоты,
понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям
современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться
ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание,
направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и
культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования
языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и
создавать тексты разных функционально- смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
Особенностями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются:
при относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена
вербальная память (вид памяти, который определяет способность запоминать,
сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию), страдает
продуктивность запоминания;
- отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом
и синтезом, сравнением и обобщением;
- некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация
движений, снижение скорости и ловкости их выполнения;
- трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто
встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой
моторики;
неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания
словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень
контроля за собственной деятельностью;
нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность;
-

-

-

-

-

-

-

отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов,
пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе,
повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с
окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками;
трудности формирования саморегуляции и самоконтроля;
речевые недостатки сочетаются с рядом неврологических и психопатологических синдромов,
а именно:
нарушения умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения
детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в
повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности.
повышенная нервно-психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, в виде
нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях - проявления
гипервозбудимости, в других – преобладание заторможенности, вялости, пассивности.
изменения мышечного тонуса, нерезко выраженные нарушения равновесия и
координации движений, недостаточность дифференцированной моторики пальцев рук,
несформированность общего и орального праксиса;
трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на
протяжении всего урока.

Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ТНР:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по родному (русскому)
языку для детей с ТНР, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются
в:
 методических приѐмах, используемых на уроках: при использовании классной доски
все записи учителем иучениками сопровождаются словесными комментариями;
 оказывается индивидуальная помощь обучающимся;
 коррекционной направленности каждого урока;
 отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение
объѐма аналогичных заданий
и подборразноплановых заданий;
 в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» на уровне
основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений
и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
 осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном
мире;
 осознание роли русского родного языка в жизни человека;
 осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития
языка с историей общества; осознание национального своеобразия, богатства,
выразительности русского родного языка;
 понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их вречи;
 понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в
произведениях устного народного творчества и произведениях художественной
литературы разных исторических эпох;
 понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением;

 осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор,








народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической
образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом;
комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов,
уместное употребление их всовременных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок,крылатых слов и
выражений; знание источниковкрылатых слов и выражений;
правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в
современных ситуациях речевогообщения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная;
понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия
национальных культур;
характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и
неславянских языков), временивхождения (самые древние и более поздние);

2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета;
приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных
и
письменных
высказываний;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики
и фразеологии языка:

 осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для







культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия
основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и
правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования
русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и
осуществлять их совершенствование и развитие;

 соблюдение основных лексических норм современного русского литературного






языка:
правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальнойдействительности;
нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости; употребление терминов в научном стиле речи‚ в
публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание
частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;

 употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом


























стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов
лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок; редактирование текста с целью исправления
речевых ошибок; выявление иисправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного языка: употребление заимствованных несклоняемых имен
существительных; сложных существительных; имён собственных (географических
названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода;
определение типичных грамматических ошибок в речи;
различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚
форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), ы(и)‚ различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚
причастий‚ деепричастий‚ наречий;
различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных
грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом
вариантов грамматической нормы;
редактирование текста с целью исправления грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и
формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;
употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения,
лежащих в основе национального речевого этикета;
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих
противостоять речевой агрессии; использование при общении в электронной среде
этики и русского речевого этикета; соблюдение норм русского этикетного речевого
поведения в ситуациях делового общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского
литературного языка(в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного
языка (в рамках изученного в основном курсе); использование толковых, в том числе
мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова,
особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических
словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов
произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для
уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚
паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для

определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в
письменной речи.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств
устной и письменной коммуникации):

 владение


















различными
видами
слушания
(детальным,
выборочным‚
ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функциональносмысловых типов речи;
владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим,
поисковым) учебно- научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отделять главныефакты от второстепенных;
классифицировать фактический материал по определённому признаку;
выделять наиболее существенные факты;
устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
умение соотносить
части прочитанного
и прослушанного
текста: устанавливат
определять начало и конец темы;
выявлять логический план текста;
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его
композиционных особенностей,количества микротем;
приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком литературы,
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба,
принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге,
уклонение от инициативы, завершение диалога и др. участие в беседе, споре,
владение правилами корректного речевого поведения в споре;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение; создание устных и письменных текстов
аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием
различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика
тезиса, критика аргументов, критика демонстрации);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных
текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок,
пословиц, притч и т.п.);
создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому) на уровне основного
общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по родному языку (русскому) для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и
в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
патриотического воспитания:
—
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык
(русский)»;
— ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков;

— свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
— понимание эмоционального воздействия искусства;
—
осознание важности
самовыражения;

художественной

культуры как

средства коммуникации и

— осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания,
благополучия:

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других не осуждая;
— умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах
на будущее;
экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
—повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в
практической
деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; закономерностях развития языка;
— овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания
мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
—
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания,
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё
развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и
процессов;
—
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать
языковые единицы по существенному признаку;
—
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами
текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный
вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
— формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным
состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
—
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
—
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
—
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в текстах, таблицах, схемах;
— использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения
достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
— использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
—
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
—
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и
целями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи
и в письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
— знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
—
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного
лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
—
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и
координировать свои действия с действиями других членов команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решения группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его
реализации;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
— владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и
рефлексии;
— давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари,
грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации
(в том числе мультимедийные).
Культура речи:
— иметь общее представление о современном русском литературном языке;
— иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;
— иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского
литературного языка (в рамках изученного);
— различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
—
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах
прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках
изученного); анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
корректно употреблять омографы в письменной речи;
— соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической
сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного русского языка;
— различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
различать типичные ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и
исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;
— соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку; соблюдать
принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать
русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
—
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов,
грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные; использовать
орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
— использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть
элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно использовать коммуникативные
стратегии и тактики устного общения (просьба, принесение извинений); инициировать диалог и
поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
— анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функциональносмысловых типов речи; составлять планы разных видов; план устного ответа на уроке, план
прочитанного текста;
— создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой ситуации;
— распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);
— анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их
фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, былины, пословицы, загадки);

— редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
— создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять
результаты проекта (исследования), представлять их в устной форме.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучаемая тематика совпадает с ООП ООО МБОУ «Лесновская средняя школа»
1. Коррекционно-развивающая направленность курса обеспечивается через
специально организованную работу с текстами, а именно:

предлагаемый к изучению материал соотносится с личным опытом
обучающихся, понятными им жизненными ситуациями;

проводится пропедевтическая (до чтения текста) работа по семантизации
слов, включенных в изучаемые тексты и потенциально сложные для осмысления учащимися
с ТНР (понятийный словарь, многозначная лексика, фразеологизмы и устойчивые сочетания
и др.), установлению синонимических и антонимических отношений, связей внутри лексикотематических групп, дифференциации значений омонимов и паронимов;

используются разнообразные приемы аудирования и чтения текстов,
обеспечивается смена видов работы с текстом;

осуществляется адаптация (преобразование, дробление) сложных
синтаксических конструкций (предложения с разными типами связи, с нескольким
придаточными, с группами однородных членов, с причастными и деепричастными
оборотами и др.);

при необходимости сокращается объем текста или он дробится на
смысловые части;

при необходимости осуществляется линейное переструктурирование
материала, выделение временной последовательности, причинно-следственных связей;

обеспечивается выделение в тексте семантически значимых, ключевых
компонентов, облегчающих навигацию в текстовом материале, выделение этапных
предложений, позволяющих составить минимальный и достаточный план описания
исторического явления, события, особенностей эпохии т.д.,

задаются алгоритмы описания явлений культуры и других видов
развёрнутых устных и письменных ответов;

определяется алгоритм поиска необходимой текстовой информации и
представления полученных данных (в том числе в сети Интернет);

используются средства наглядного моделирования текстового
материала (схемы, таблицы, изображения, видеофрагменты и др.);

обсуждение текстового материала включает вопросы и задания,
направленные на обеспечение целостного и завершённого представления о рассматриваемом
явлении, событии, процессе;

специально организуется обсуждение материала при наличии параллелей с
материалом уроков литературы, истории (обсуждение семейных отношений, действий
фольклорных, литературных и исторических персонажей и др.);

целенаправленная пропедевтическая работа проводится на уроках развития
речи.
На каждом уроке обязательно отводится время на повторение пройденного и
проведение физкультминутки.

1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№

Наименование раздела

раздела

Всего

В том числе

часов

теория

практика

контроль

1

Язык и культура.

9

9

2

Культура речи.

17

17

-

-

3

Речь. Текст.

8

7

1

-

Итого

34

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».