Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей социально-гуманитарного цикла __________ С.А.Кравченко подпись инициалы, фамилия Протокол заседания МО от 25.08.2023 г. № 5 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись Приказ от 30.08.2023 г. № 322 инициалы, фамилия 29.08.2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ подпись инициалы, фамилия ПРОГРАММА (ТНР) Предмет Основы духовно-нравственной культуры народов России Уровень Базовый Учитель Седова Наталия Анатольевна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 6 Срок реализации – 1 года. Количество часов: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч. Программа разработана на основе Федеральной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России», утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2023 № 370; Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. № 1025. Лесновка, 2023г. 1 Программа предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения образованию сверстников с нормальным речевым развитием. Данный вариант программы может реализовываться как в специальной школе или специальном, так и в условиях инклюзивной образовательной организации. В МБОУ «Лесновская средняя школа» программа реализуется в режиме инклюзии. Сроки освоения АООП ООО составляет 1 год. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» «ОСНОВЫ ДУХОВНО- Курс «Основы нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Курс ориентирован на развитие общей культуры обучающегося, формирование у него гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитание уважения к представителям разных национальностей и вероисповеданий. К началу изучения курса обучающиеся владеют пропедевтическими, полученными на уровне начального общего образования представлениями о Родине (России, своем крае: районе, городе, селе), гражданстве и гражданских правах, правах ребенка, правилах и нормах жизни в обществе, поведении на улице, в школе, в общественном месте, правилах взаимоотношений между людьми, об уважении к старшим, о составе семьи, родословной, взаимоотношениях с природой, об образцах позитивного поведения. Обучающиеся с ТНР имеют сформированную обиходно-бытовую речь, опыт учебной и внеучебной коммуникации, речевые нарушения у них часто носят парциальный характер. Изучение курса ОДНКНР направлено на содействие социализации обучающихся с ТНР. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» «ОСНОВЫ ДУХОВНО- Цель - развитие и воспитание личности обучающегося на основе формирования представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности и внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе. Задачи: – формирование целостных представлений о многонациональной и многоконфессиональной культуре российского общества и качествах культурного человека; - формирование представлений о роли семьи в жизни человека и общества, воспитание уважительного отношения к другим людям, к их культуре и вероисповеданию, к социальным нормам поведения; - формирование у обучающихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире. Основные подходы к реализации курса При изучении курса важно использование личностно-ориентированных приемов обучения, ориентация на эмоциональную реакцию обучающихся, вовлечение их в решение проблемных ситуаций. Для обучающихся с ТНР принципиально важным является включение речи на всех этапах учебной деятельности. Реализация междисциплинарных связей с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «Изобразительная деятельность», «Музыка», «Развитие речи» обеспечивает: 2 - тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками; - воздействие на все компоненты речи при устранении её системного недоразвития в процессе освоения содержания предмета (ОДНКНР); реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями. Основное содержание курса Изучаемая тематика совпадает с ООП ООО МБОУ «Лесновская средняя школа» 1. Коррекционно-развивающая направленность курса обеспечивается через специально организованную работу с текстами, а именно: предлагаемый к изучению материал соотносится с личным опытом обучающихся, понятными им жизненными ситуациями; проводится пропедевтическая (до чтения текста) работа по семантизации слов, включенных в изучаемые тексты и потенциально сложные для осмысления учащимися с ТНР (понятийный словарь, многозначная лексика, фразеологизмы и устойчивые сочетания и др.), установлению синонимических и антонимических отношений, связей внутри лексико-тематических групп, дифференциации значений омонимов и паронимов; используются разнообразные приемы аудирования и чтения текстов, обеспечивается смена видов работы с текстом; осуществляется адаптация (преобразование, дробление) сложных синтаксических конструкций (предложения с разными типами связи, с нескольким придаточными, с группами однородных членов, с причастными и деепричастными оборотами и др.); при необходимости сокращается объем текста или он дробится на смысловые части; при необходимости осуществляется линейное переструктурирование материала, выделение временной последовательности, причинно-следственных связей; обеспечивается выделение в тексте семантически значимых, ключевых компонентов, облегчающих навигацию в текстовом материале, выделение этапных предложений, позволяющих составить минимальный и достаточный план описания исторического явления, события, особенностей эпохии т.д., задаются алгоритмы описания явлений культуры и других видов развёрнутых устных и письменных ответов; определяется алгоритм поиска необходимой текстовой информации и представления полученных данных (в том числе в сети Интернет); используются средства наглядного моделирования текстового материала (схемы, таблицы, изображения, видеофрагменты и др.); обсуждение текстового материала включает вопросы и задания, направленные на обеспечение целостного и завершённого представления о рассматриваемом явлении, событии, процессе; специально организуется обсуждение материала при наличии параллелей с материалом уроков литературы, истории (обсуждение семейных отношений, действий фольклорных, литературных и исторических персонажей и др.); целенаправленная пропедевтическая работа проводится на уроках развития речи. На каждом уроке обязательно отводится время на повторение пройденного и проведение физкультминутки. Оценивание результатов освоения программы 3 Курс ОДНКНР оценивается отметкой. Словесная оценка результатов достижений обучающихся по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ обучающихся и их обсуждения в классе. При планировании предполагаемых результатов и оценке знаний, умений и навыков по ОДНКНР, необходимо определять уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из структуры нарушения речи, индивидуальных особенностей развития, состояния эмоционально-волевой сфер и др. Результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием доступного ему вида речевой деятельности в соответствии со структурой нарушения. При необходимости возможно увеличение времени на подготовку ответа, использование дополнительных стимулирующих приемов (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.). Оценка не снижается за грамматические и дисграфические ошибки, допущенные в письменной части работы. При оценке работ обучающихся, страдающих расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность оформления. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета: Предметные результаты – овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию; -овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов; - умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации. Метапредметные результаты – способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; - готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе; - умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы; - способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление; - развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам. Личностные результаты – становление внутренней установки личности обучающихся на то, чтоотношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками; -воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре 4 Содержание учебного предмета ОДНКНР 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6 . Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры. 5 Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность. Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство . Общественные блага . Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? 6 Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Планируемые результаты освоения учебного курса ОДНКНР на уровне основного общего образования Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1.Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание - осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, 7 нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4.Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении . Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории . 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); - смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: 8 - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности . Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов . 6 класс Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура - Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; - понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; - уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества; - понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов; - уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума . Тема 2 . Культура России: многообразие регионов - Характеризовать административно-территориальное деление России; - знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; - понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; - понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; - демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; - характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 3 . История быта как история культуры - Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; - понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; 9 находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях . Тема 4 . Прогресс: технический и социальный - Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; - осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; - демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовнонравственной важности; - понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; - осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества . Тема 5 . Образование в культуре народов России - Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; - понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; - понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах; - обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; - характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека . Тема 6 . Права и обязанности человека - Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: - характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; - понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; - понимать необходимость соблюдения прав человека; - понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; - приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России . Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие - Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; - характеризовать основные культурообразующие конфессии; - знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; - понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества . Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) - Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры; - понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; - называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека - Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; - осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; - понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; - обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; 10 - характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; - понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; - приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России . Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России - Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; - характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; - обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; - знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми . Тема 11 . Религия как источник нравственности - Характеризовать нравственный потенциал религии; - знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России; - знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; - уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества . Тема 12 . Наука как источник знания о человеке - Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; - определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; - осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания . Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры - Характеризовать многосторонность понятия «этика»; - понимать особенности этики как науки; - объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; - обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности . Тема 14 . Самопознание (практическое занятие) - Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»; - уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; - доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения . Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком - Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; - соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; - объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; пони- мать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; - оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; - осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; - объяснять важность труда и его экономической стоимости; - знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» . 11 Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?- Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; - понимать отличия подвига на войне и в мирное время; - уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; - знать и называть героев современного общества и исторических личностей; - обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий . Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние - Характеризовать понятие «социальные отношения»; - понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; - осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; - обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; - обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; - понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей; - приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; - обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений - Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; - анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; - уметь самостоятельно находить информацию о благотвори- тельных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания . Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России - Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа; - находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России; - знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; - находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре . Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества - Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; - иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; - осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; - приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения . Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг 12 - Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; - доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; - характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; - приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; - понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументировано объяснять её важность . Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества - Характеризовать понятие «наука»; уметь аргументировано обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом; - называть имена выдающихся учёных России; - обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания; - характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; - обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие) - Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии; - обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин - Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; - понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина . Тема 26 . Патриотизм - Характеризовать понятие «патриотизм»; - приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; - уметь обосновывать важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? - Характеризовать понятия «война» и «мир»; - доказывать важность сохранения мира и согласия; - обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; - понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; - характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений . Тема 28 . Государство . Россия — наша Родина - Характеризовать понятие «государство»; - уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; - характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека . Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие) 13 Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; - обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники . Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие) - Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; - находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса . Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие) - Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал; - приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; - формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи . Тема 32 . Человек и культура (проект) - Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; - уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; - показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; - характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Раздел 3. Тематическое планирование 6 класс (34 ч) № Тема дата Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Тематический блок 1. «Культура как социальность» 1 Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия . Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества . Расстояние и образ жизни людей . Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества Понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира природы . Уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно-нравственным состоянием общества . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации 2 Культура России: многообразие регионов Территория России . Народы, живущие в ней . Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур . Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти разных народов, культурных традиций разных регионов России . Характеризовать духовную культуру народов России как общее достояние нашей Родины . 14 России Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя 3 История быта как история культуры Домашнее хозяйство и его тпы . Хозяйственная деятел ность народов России в разные исторические периоды . Многообразие культурных укладов как результат исто рического развития народов России Понимать и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, климатом, географическими условиями его жизни . Работать с учебником, а также научнопопулярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы 4 Прогресс: технический и социальный Производительность труда . Разделение труда . Обслуживающий и производящий труд . Домашний труд и его механизация . Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе . Работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятий 5 Образование в культуре на родов России Представление об основных этапах в истории образования . Ценность знания . Социальная обусловленность различных видов образования . Важность образования для современного мира . Образование как трансляция куль- турных смыслов, как способ передачи ценностей Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний . Понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека . Слушать объяснения учителя, рефлексиовать собственный опыт, разграничивать понятия № Тема дата Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся 15 6 Права и обязанности челове ка Права и обязанности человека в культурной традиции народов России . Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации 7 Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие Мир религий в истории . Религии народов России сегодня . Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей 8 Современный мир: самое важное (практическое занятие) Современное общество: его портрет . Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России 9 Понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права человека», правовая культура» и др . Понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека . Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками Понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др . Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе развития общества . Слушать объяснения учителя, ре- шать текстовые задачи Понимать, в чём заключаются основные духовнонравственные ориентиры современного общества . Подготовить проект (или доклад, сообщение); работать с научнопопулярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Понимать и объяснять Каким должен Мораль, нравственность, взаимосвязь таких понятий, быть чело- век? этика, этикет в культурах Духовнонародов России . Право и как «свобода», ответственность, право и долг . нравственный равенство в правах . Слушать объяснения облик и идеал Свобода как ценность . учителя, работать с человека Долг как её ограничение . учебником, анализировать Общество как регулятор свободы . Свойства и проблемные ситуации качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств . Единство духовной жизни 16 10 Взросление человека в культуре народов России Социальное измерение чело- века . Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст . Проблема одиночества . Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми . Самостоятельность как ценность Религия как источник нравственности и гуманистического мышления . Нравственный идеал человека в традиционных религиях . Современное общество и религиозный идеал человека 11 Религия как источник нравственности № Тема 12 Наука как источник знания о человеке и человеческом Гуманитарное знание и его особенности . Культура как самопознание . Этика . Эстетика . Право в контексте духовнонравственных ценностей 13 Этика и нравственность как категории духовной культуры Что такое этика . Добро и его проявления в реальной жизни . Что значит быть нравственным . Почему нравственность важна? 14 Самопознание Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение проекта дата (практическое занятие) Основное содержание Объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт Понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы по теме Основные виды деятельности обучающихся Понимать и объяснять смысл поня- тия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научнопопулярной литературой Объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотн сить эти понятия с личным опытом . Решать проблемные задачи, раб тать с учебником, рефлексировать собственный опыт Уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне . Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников Тематический блок 3. «Человек как член общества» 17 1 5 Труд делает человека человеком Что такое труд . Важность труда и его экономическая стоимость . Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность . Общественная оценка труда Осознавать важность труда объяс- нять его роль в современном обще- стве . Понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 1 6 Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг . Героизм как самопожертвование . Героизм на войне . Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь Понимать и объяснять отличие под- вига на войне и в мирное время . Знать и называть имена героев . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 1 7 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние Человек в социальном измерении . Дружба, предательство . Коллектив . Личные границы Этика предпринимательства . Социальная помощь Понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм», «благотворительность» . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника № Тема 18 Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания дата Основное содержание Бедность . Инвалидность . Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества Основные виды деятельности обучающихся Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство» . Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 18 19 Духовнонравственные ориентиры социальных отношений Милосердие . Взаимопомощь . Социальное служение . Благотворительность . Волонтёрство . Общественные блага 20 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Фило- софия гуманизма . Проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России 21 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного об- лика общества Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник . Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий 22 Выдающиеся благотворите- ли в истории . Благотворительность как нравственный долг Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги . Важность меценатства для духовнонравственного развития личности самого мецената и общества в целом Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство» . Вы- являть общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов . Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей народов России . Осознавать важность гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе . Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой Понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему выбирать их нужно особенно ответственно . Работать с научно-популярной литературой, готовить рефераты, слушать и анализировать доклады одноклассников Приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России . Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия 19 23 Выдающиеся учёные Рос- сии . Наука как источник социального и духовного прогресса общества Учёные России . Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных дата № Тема 24 Моя профессия (практическое занятие) 25 Гражданин Родина и гражданство, их взаимосвязь . Что делает человека гражданином . Нравственные качества гражданина 26 Патриотизм Патриотизм . Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма 27 Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир . Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть Понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учёных России . Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Обосновывать, какие Труд как самореализация, как вклад в общество . духовно-нравственные Рассказ о своей будущей качества нужны для выбранпрофессии ной профессии . Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Характеризовать понятия «Роди- на», «гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма . Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника Приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт Характеризовать важность сохранения мира и согласия . Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре . Слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и анализировать учебные фильмы 20 28 Государство . Россия — наша родина Государство как объединяющее начало . Социальная сторона права и государства . Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином . Российская гражданская идентичность Объяснять понятие «государство» . Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского го сударства с опорой на духовнонравственные ценности . Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополнительной научно-популярной литературой 29 Гражданская идентичность (практическое занятие) Какими качествами должен обладать человек как гражданин Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу 30 Моя школа и мой класс (практическое занятие) Портрет школы или класса через добрые дела Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу № Тема 31 Человек: какой он? (практическое занятие) Человек . Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие . Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу 32 Человек и культура (проект) Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние . Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства . Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект дата Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся 21