АРП ЗПР по родной русской литературе 5-9 кл нов ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей
социально-гуманитарного цикла
__________ С.А.Кравченко
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от 25.08.2023 г. № 5

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
___________ А.Ю.Орден

подпись

Приказ от 30.08.2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

29.08.2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
Предмет

инициалы, фамилия

ПРОГРАММА (ЗПР)

Родная литература (русская)
Уровень

Учитель

подпись

Базовый

Седова Наталия Анатольевна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 5-9
Срок реализации – 5 лет

Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.

Программа разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. №
1025.

Лесновка, 2023г.

Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по «Родной (русской) литературе» оставлена на
основе:
1.
Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N
273- ФЗ (в ред. от 02.03.2016 г.).
2.
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (ред. От
29.12.2014 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 "Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. № 1025
5. Адаптированной основной образовательной программы МБОУ «Лесновская средняя школа» для
обучающихся с ОВЗ».
Изучение учебного курса «Родная (русская) литература» направлено на воспитание ценностного
отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего
народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Учебный курс «Родная (русская) литература» направлен на формирование у обучающихся
понимания родной литературы как одной из основных национально - культурных ценностей народа,
как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Рабочая программа учебного курса «Родная (русская) литература» для 6 класса рассчитана для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цели программы:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а
через него - к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой
межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного
русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка;
об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и
языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о
русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении
знаний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; в основе

реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход,
который предполагает:
- воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, способной
решать задачи построения российского гражданского общества;
- ориентацию на достижение основного результата образования - развитие на основе освоения УУД,
познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно - познавательной
деятельности;
- учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли, значение видов деятельности и форм общения при построении образовательного
процесса.
Краткие сведения о категории обучающихся с ЗПР.
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Родная (русская) литература»
предназначена для обучения детей с ЗПР. Программа адаптирована для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики
усвоения учебного материала детьми с ЗПР. Представленная программа, отличается тем, что
предусматривает коррекционную направленность обучения.
Коррекционные возможности курса «Родная (русская) литература».
Коррекционные возможности состоят в формировании обучающихся мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Процесс обучения имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в
использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается
на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых
специфических понятий, которые будут использоваться. Учебный материал отобран таким образом,
чтобы можно было объяснить на доступном для обучающихся уровне.
Изучение наиболее трудных тем сопровождается предварительным накоплением устного
речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями,
которые осуществляются на протяжении изучения всего учебного курса.
Ввиду психологических особенностей обучающихся с задержкой психического развития, с
целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая
включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция - развитие восприятия,
представлений, ощущений; коррекция - развитие памяти; коррекция - развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие
пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие
словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной
инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности,
стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою
деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция - развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений
устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих
личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими
содержания образования.

Коррекционная работа на уроках построена таким образом, что учащиеся могут более уверенно
овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать
в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить
примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»),
формулировать выводы.
Особое внимание уделяется способности учащихся с ОВЗ организовывать свою учебную
деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и
средств и др.), оценивать результаты, определять причины возникших трудностей и пути их
устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями,
чертами своей личности.
Основные формы, методы, технологии организации учебного курса.
Методы и приёмы обучения:
В преподавании данного курса будут использованы такие методы обучения, как: словесный,
наглядный, практический, репродуктивный, проблемный, исследовательский, метод работы под
руководством учителя, метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся, метод
контроля и самоконтроля.
Развитие связной речи у детей с ОВЗ является трудным процессом, требующим использования
как традиционных методов обучения: объяснительноиллюстративный (информационнорецептивный), репродуктивный, проблемное изложение и частично-поисковый (эвристический), так и
специфических:
1. Рассказ по демонстрируемым действиям - это прием учит внимательно наблюдать,
сохранять в памяти последовательность увиденных действий, подбирать к ним точные
грамматические категории;
2. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин - это умение формируется на основе
вышеперечисленного. При использовании этого метода работы нужно учитывать возможности
образной памяти детей, способности устанавливать логические связи и отношения;
3. Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Формы и виды работы по формированию связной речи.
Работа по созданию текстов-описаний делится на три этапа: вводный, основной и итоговый.
Вводный этап посвящен знакомству с правилами речевого сообщения. Содержание этапа
включает в себя сбор и систематизацию материала для будущего сочинения; специальную работу по
предупреждению речевых ошибок.
На основном этапе ведется работа по развитию связного говорения по правилам смысловой и
языковой организации, а также формируются речевые умения по созданию текстовых сообщений
описательного характера.
Задача итогового этапа состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению
допущенных ошибок. Совершенствование культуры речи школьников предполагает формирование у
них умений и навыков редактирования письменных текстов.
С целью предупреждения речевых ошибок в процессе подготовки к написанию творческих
работ используются тексты-образцы и различные упражнения для активизации смысловой и
языковой сторон связного текстового сообщения.
Упражнения на отбор и расположение материала текстового сообщения.
Упражнения эвристического характера.
Ассоциативные словесные упражнения.
Развитию правильной речи помогают упражнения в составлении предложений по
предложенной схеме.
Учитывая образовательные потребности детей, обучающихся в данном классе (с учетом
специфики усвоения знаний, умений и навыков детей с ОВЗ), будет обеспечен непрерывный контроль
над становлением учебно-познавательной деятельности обучающихся, постоянное стимулирование
познавательной активности, постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, фронтальный
опрос;
- выборочная проверка упражнения, взаимопроверка, самоконтроль (по словарям, справочным
пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,
составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений,
написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим
его использованием по заданию учителя;
Планируемые результаты обучения достигаются при использовании современных образовательных
технологий: ИКТ, технология проблемного обучения, личностно- ориентированного обучения,
ориентации на компетентностный подход в обучении, технологии критического мышления.
Формы контроля.
При изучении данного курса будут использованы следующие виды контроля: текущий, тематический,
промежуточный.
Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов
ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Возможные формы такого контроля: опрос
учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль
учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.
Тематический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель —
диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного
раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача
такого контроля — обучающая, поскольку ученики обучаются
систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и
связанной с нею деятельности.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен
выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется
выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от учащихся) и каждой
группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают
одинаковые или дифференцированные задания, проверяют результаты письменно - графического
задания, выполненного учениками по двое, или практического, которое выполняется каждой
четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного
задания по звеньям.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки
изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного,
графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
При фронтальном устном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся
всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки
используется для:
- выяснения готовности класса к изучению нового материала,
- определения сформированности понятий,
- поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
- при подготовке к выполнению практических работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию,
его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического
мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического
учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке. Главным в контроле знаний является
определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников
на сложных понятиях, явлениях, процессах.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие
возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания
жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают
высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их
приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому

в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку
и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального
общения. Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный
предмет«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение
предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их
речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный
предмет«Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от
учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
— отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых
литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности
школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не
ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык
и литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,

изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный
кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора,
русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные
особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемнотематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные
линии (три проблемно-тематических блока):
— «Россия — родина моя»;
— «Русские традиции»;
— «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной
русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к
литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в
произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и
родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и
литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы
строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов.
Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и
современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными
сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза). Внутри проблемнотематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национальнокультурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира,
Масленица, блины и т. п.).
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном
литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия
проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших
дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в
сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами
других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между
ними (диалог искусств в русской культуре).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и
поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и
литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию
характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в
разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих
целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением,

общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа,
включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его
культурному наследию;
— осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском
государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического
и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование
представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения
материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её
взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;
создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу
прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной
жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской
литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего
образования отводится 170 часов. В 5-9 классах выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час
в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе (не менее пяти
произведений).
Русские народные и литературные сказки (не менее двух произведений). Например: «Лиса
и медведь» (русская народная сказка), К. Г. Паустовский «Дремучий медведь».
Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
Стихотворения (не менее двух). Например: А. С. Пушкин «На тихих берегах Москвы…», М. Ю.
Лермонтов «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…», Л. Н. Мартынов «Красные ворота» и др.
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы
Русский лес
Стихотворения (не менее двух). Например: А. В. Кольцов «Лес», В. А. Рождественский «Берёза», В.
А. Солоухин «Седьмую ночь без перерыва…» и др.
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».

Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Рождество
Стихотворения (не менее двух). Например: Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» (фрагмент), В.
Д. Берестов «Перед Рождеством» и др.
А. И. Куприн. «Бедный принц».
Н. Д. Телешов. «Ёлка Митрича».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Крылов. Басни (одно произведение по выбору). Например: «Дерево» и др.
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. Н. Глинка «Авангардная песнь», Д. В.
Давыдов«Партизан» (отрывок) и др.
Загадки русской души
Парадоксы русского характера

К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Слово», В. Г. Гордейчев «Родная
речь»и др.
6 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Богатыри и богатырство
Былины (одна былина по выбору). Например: «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север
С. Г. Писахов.«Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например:«Морожены
песни»).
Б. В. Шергин.«Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например:«Детство в
Архангельске», «Миша Ласкин»).
Родные просторы
Зима в русской поэзии
Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег.
Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др.
По мотивам русских сказок о зиме
Е. Л. Шварц. «Два брата».

Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Масленица
Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д.
Дементьев «Прощёное воскресенье» и др.
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю

Стихотворения (не менее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа» и др.
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Оборона Севастополя
Стихотворения (не менее трех). Например: А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А.
Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др.
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» и др.
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору).
Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык
обид — язык не русский…» и др.
7 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Русские народные песни
Исторические и лирические песни (не менее двух). Например: «На заре то было, братцы, на
утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» и др.
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
Стихотворения (не менее двух). Например: И. З. Суриков «Я ли в поле да не травушка была…», А. К.
Толстой «Моя душа летит приветом…» и др.
Города земли русской
Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (одна глава по выбору, например «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы
Русское поле
Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле» и др.

Д. В. Григорович. «Пахарь» (не менее одной главы по выбору).

Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Пасха
Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С.
Хомяков«Кремлевская заутреня на Пасху», А. А. Фет «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома
Русские мастера
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» (не менее двух миниатюр по выбору).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (один фрагмент по выбору).
Стихотворения (не менее одного). Например: Р. И. Рождественский «О мастерах» и др.

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
На Первой мировой войне
Стихотворения (не менее двух). Например: С. М. Городецкий «Воздушный витязь», Н. С.
Гумилёв«Наступление», «Война» и др.
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души
Долюшка женская
Стихотворения (не менее двух). Например: Ф. И. Тютчев «Русской женщине», Н. А.
Некрасов«Внимая ужасам войны…», Ю. В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы…», В. М.
Тушнова «Вот говорят: Россия…» и др.
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (не менее двух глав по выбору, например, «Изумрудная
рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало
Стихотворения (не менее одного). Например: Вс. Рождественский «В родной поэзии совсем не
старовер…» и др.
8 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во время
грозного и злого поединка…» и др.

П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Стихотворения (не менее трёх). Например: Ф. К. Сологуб
«Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…», И. И.
Кобзев«Поездка в Суздаль», В. А. Степанов «Золотое кольцо» и др.
Родные просторы
Волга — русская река
Русские народные песни о Волге (одна по выбору). Например: «Уж ты, Волга-река, Волгаматушка!..», «Вниз по матушке по Волге…» и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. А. Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из
поэмы «Горе старого Наума»), В. С. Высоцкий «Песня о Волге» и др.
В. В. Розанов. «Русский Нил» (один фрагмент по выбору).

Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Троица
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро,
утренний канон…», Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов…» и др.
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору).

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору).
Лишь слову жизнь дана

Язык поэзии
Стихотворения (не менее одного). Например: И. Ф. Анненский «Третий мучительный сонет» и др.
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
9 КЛАСС
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой
Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной). Например: «Как не
две тученьки не две грозныя…»
Стихотворения (не менее двух). Например: В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в
сокращении), А. С. Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева «Генералам
двенадцатого года» и др.
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору).
Города земли русской
Петербург в русской литературе
Стихотворения (не менее трёх). Например: А. С. Пушкин «Город пышный, город бедный…», О. Э.
Мандельштам «Петербургские строфы», А. А. Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в
облаченьи…»), Д. С. Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и др.
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарикисударики»).
Родные просторы
Степь раздольная
Русские народные песни о степи (одна по выбору). Например: «Уж ты, степь ли моя, степь
Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и др.
Стихотворения (не менее двух). Например: П. А. Вяземский «Степь», И. З. Суриков «В степи» и др.
А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору).

Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира
Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трёх). Например: К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь
упаданья яблок», Е. А. Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и др.
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).

Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина
Великая Отечественная война

Стихотворения (не менее двух). Например: Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель,
фантазёр, лентяй-завистник!..» и др.
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин «Я —
русский! Спасибо, Господи!..» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования,
в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на
уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города,
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;

— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное
в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых

условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;

— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; —
выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.

4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами изучения предмета «Родная литература» являются:
•
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
• восприятие литературы как одной из основных культурных
ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие)
и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
•
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
•
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать
свое досуговое чтение;
•
развитие способности понимать литературные художественные произведения,
воплощающие разные этнокультурные традиции;
•
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения,
формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в
скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже
проводить контроль сформированности этих умений):
•
определять тему и основную мысль произведения;
•
владеть различными видами пересказа , пересказывать сюжет; выявлять
особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу ,
•
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики,
•
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции,
•
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать
связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
•
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе - на своем
уровне);
•
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как

инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
•
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему,
для организации дискуссии (в каждом классе - на своем уровне);
•
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения (в каждом классе - на своем уровне);
•
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению
•
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами
библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количествочасов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1.

Преданья старины глубокой

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.2.

Города земли русской

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.3.

Родные просторы

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

5

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

2..2.

Тепло родного дома

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.2.

Загадки русской души

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.3.

О ваших ровесниках

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

Итого по разделу

8

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1.

Развитие устной и письменной речи

Итого по разделу

2
2

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.

Итоговая контрольная работа

1

Итого по разделу

1

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

6 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количествочасов
всего

контрольные работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
практические работы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1.

Преданья старины глубокой

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.2.

Города земли русской

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.3.

Родные просторы

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

4

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

2..2.

Тепло родного дома

4

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.2.

Загадки русской души

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.3.

О ваших ровесниках

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

Итого по разделу

8

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1.

Развитие устной и письменной речи

Итого по разделу

2
2

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.

Итоговая контрольная работа

1

Итого по разделу

1

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

7 КЛАСС

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количествочасов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1.

Преданья старины глубокой

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.2.

Города земли русской

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.3.

Родные просторы

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

5

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

2..2.

Тепло родного дома

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.2.

Загадки русской души

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.3.

О ваших ровесниках

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

Итого по разделу

8

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1.

Развитие устной и письменной речи

Итого по разделу

2
2

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.

Итоговая контрольная работа

1

Итого по разделу

1

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

Количествочасов
всего

контрольные работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
практические работы

1.1.

Преданья старины глубокой

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.2.

Города земли русской

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.3.

Родные просторы

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

4

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

2..2.

Тепло родного дома

4

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.2.

Загадки русской души

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.3.

О ваших ровесниках

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

Итого по разделу

8

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1.

Развитие устной и письменной речи

Итого по разделу

2
2

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.

Итоговая контрольная работа

1

Итого по разделу

1

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количествочасов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
1.1.

Преданья старины глубокой

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.2.

Города земли русской

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1.3.

Родные просторы

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
2.1.

Праздники русского мира

4

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

2..2.

Тепло родного дома

4

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

Итого по разделу

8

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
3.1.

Не до ордена — была бы Родина

3

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.2.

Загадки русской души

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.3.

О ваших ровесниках

2

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

0

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/chg-5-2021/f

1

0

Итого по разделу

8

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4.1.

Развитие устной и письменной речи

Итого по разделу

2
2

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
5.1.

Итоговая контрольная работа

1

Итого по разделу

1

Резервное время

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».