Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей социально-гуманитарного цикла __________ С.А.Кравченко подпись инициалы, фамилия Протокол заседания МО от 25.08.2023 г. № 5 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновскяа средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись Приказ от 30.08.2023 г. № 306 инициалы, фамилия 29.08.2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ подпись инициалы, фамилия ПРОГРАММА (ЗПР) Предмет Родной язык (русский) Уровень Базовый Учитель Седова Наталия Анатольевна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 6 Срок реализации – 1 год. Количество часов: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч. Программа разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. № 1025. Лесновка, 2023г. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по родному языку для обучающихся 6 класса разработана для обучающихся ОВЗ (ЗПР). У учащихся с задержкой психического развития, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе, особые образовательные потребности заключаются в: • учете особенностей работоспособности (повышенной истощаемости) школьников с ЗПР при организации всего учебно- воспитательного процесса; • учете специфики саморегуляции (недостатков инициативности, самостоятельности и ответственности, трудностей эмоционального контроля) школьников с ЗПР при организации всего учебно-воспитательного процесса; • обеспечении специальной помощи подростку в осознании и преодолении трудностей саморегуляции деятельности и поведения, в осознании ценности волевого усилия; • обеспечении постоянного контроля за усвоением учебных знаний для профилактики пробелов в них вместе с щадящей системой оценивания; • организации систематической помощи в усвоении учебных предметов, требующих высокой степени сформированности абстрактно - логического мышления. Коррекционно - развивающая работа Конкретные методические пути коррекционно-развивающей работы избираются с учетом особенностей интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения. Реализация коррекционной направленности обучения: - выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать выделять главное в материале); - опора на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в рамках предмета и нескольких предметов); - соблюдение в определение объема изучаемого материала, принципов необходимости и достаточности; - введение в содержание учебных программ коррекционных разделов для активизации познавательной деятельности; - учет индивидуальных особенностей ребенка, т. е. обеспечение личностноориентированного обучения; - практико-ориентированная направленность учебного процесса; - связь предметного содержания с жизнью; - проектирование жизненных компетенций обучающегося; - включение всего класса в совместную деятельность по оказанию помощи друг другу; - привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные средства). 1. Увеличение времени, планируемого на повторение и пропедевтическую работу Распределение часов по разделам и темам, ориентировано на используемый УМК, с учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР. Проектирование наряду с основными образовательными задачами индивидуальных образовательных задач для детей с ЗПР. Определяются цель и задачи изучаемого предмета и описываются коррекционные возможности предмета. 2. Использование приемов коррекционной педагогики на уроках: - наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; - поэтапное формирование умственных действий; - опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика; - безусловное принятие ребенка, игнорирование некоторых негативных поступков; - обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности. Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР: - соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях. - тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка. - контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки. - организация занятий с учетом актуальных возможностей ребенка с ЗПР, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности ребенка. Психолого-педагогические принципы: - введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала; - использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей; - коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития; - определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами. Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР: - подбор заданий, пробуждающих активность ребенка, потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности. - приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР. - применение индивидуального подхода. - сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями. - повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. - постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, дидактического материала различной степени трудности и с различным объемом помощи. - использование многократных указаний, упражнений. - использование поощрений, повышение самооценки ребенка. - поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. - использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций. - детализация учебного материала, постепенное усложнение. - дополнительные наводящие вопросы. - использование приемов - предписаний с указанием последовательности операций. - помощь в выполнении определенных операций, использование образцов. - переключение с одного вида деятельности на другой, разнообразные виды занятий. - формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Изучение родного языка (русского) – языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить: - получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации; - формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, осознание взаимосвязи между своим социальным и культурным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; - формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, с установкой на билингвизм; - обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Личностные результаты 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как согласования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 6. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 7. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. 8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. 10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 11. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоциональноценностное видение окружающего мира; способность к эмоциональноценностному освоению мира, уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности). Метапредметные результаты Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится: анализировать результаты; существующие и планировать будущие образовательные идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); составлять план исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать траекторию. и решения проблемы корректировать свою (выполнения проекта, индивидуальную проведения образовательную 1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся научится: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; фиксировать результатов. и анализировать динамику собственных образовательных 1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. решений и Обучающийся научится: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую соподчиненных ему слов; выделять явление из общего ряда других явлений; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения). цепочку, состоящую из ключевого слова и 1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 1. Смысловое чтение. Обучающийся научится: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся научится: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся научится: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. из поисковых источников для Коммуникативные УУД 1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся научится: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; строить позитивные деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); отношения в процессе учебной и познавательной 1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся научится: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; использовать невербальные средства или наглядные подготовленные/отобранные под руководством учителя; 1. Формирование и развитие компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). материалы, использования Обучающийся научится: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. Предметные результаты 1. Совершенствование разных видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. 2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования. 3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков. 4. Расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка. 5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения. 6. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Изучаемая тематика совпадает с ООП ООО МБОУ «Лесновская средняя школа» 1. Коррекционно-развивающая направленность курса обеспечивается черезспециально организованную работу с текстами, а именно: предлагаемый к изучению материал соотносится с личным опытом обучающихся, понятными им жизненными ситуациями; проводится пропедевтическая (до чтения текста) работа по семантизации слов, включенных в изучаемые тексты и потенциально сложные для осмысления учащимися с ЗПР (понятийный словарь, многозначная лексика, фразеологизмы и устойчивые сочетания и др.), установлению синонимических и антонимических отношений, связей внутри лексико-тематических групп, дифференциации значений омонимов и паронимов; используются разнообразные приемы аудирования и чтения текстов, обеспечивается смена видов работы с текстом; осуществляется адаптация (преобразование, дробление) сложных синтаксических конструкций (предложения с разными типами связи, с нескольким придаточными, с группами однородных членов, с причастными и деепричастными оборотами и др.); при необходимости сокращается объем текста или он дробится на смысловые части; при необходимости осуществляется линейное переструктурирование материала, выделение временной последовательности, причинно-следственных связей; обеспечивается выделение в тексте семантически значимых, ключевых компонентов, облегчающих навигацию в текстовом материале, выделение этапных предложений, позволяющих составить минимальный и достаточный план описания исторического явления, события, особенностей эпохии т.д., задаются алгоритмы описания явлений культуры и других видовразвёрнутых устных и письменных ответов; определяется алгоритм поиска необходимой текстовой информации ипредставления полученных данных (в том числе в сети Интернет); используются средства наглядного моделирования текстового материала (схемы, таблицы, изображения, видеофрагменты и др.); обсуждение текстового материала включает вопросы и задания, направленные на обеспечение целостного и завершённого представления о рассматриваемом явлении, событии, процессе; специально организуется обсуждение материала при наличии параллелей с материалом уроков литературы, истории (обсуждение семейных отношений, действий фольклорных, литературных и исторических персонажей и др.); целенаправленная пропедевтическая работа проводится на урокахразвития речи. На каждом уроке обязательно отводится время на повторение пройденного и проведение физкультминутки. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Наименование раздела раздела Всего В том числе часов теория практика контроль 1 Язык и культура. 9 9 2 Культура речи. 17 17 - - 3 Речь. Текст. 8 7 1 - Итого 34 -