РП НАСАЙТ ШКОЛЫ 1-4 овз

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
учебно-воспитательной
работе
____________Н.А.Седова

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя
школа»
___________А.Ю.Орден

29 августа 2023г.

Приказ от 30.08.2023г.№
306

Рабочая программа
логопедических коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся 1 - 4 классов с
ограниченными возможностями здоровья

на 2023 – 2024 учебный год
учитель-логопед В.И.Шаповалова

с.Лесновка, 2023

1

Пояснительная записка
Актуальность и перспективность программы.
Традиционно речь рассматривается, как необходимый компонент
гармонично развивающейся личности. Ни одна форма психической
деятельности не протекает без прямого или косвенного участия речи.
Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие
и мышление, позволяя совершенствовать мыслительные операции. В
непосредственной зависимости от речи находится становление эмоций,
характера, личности в целом, что подтверждает наличие тесной связи между
эмоциональным, когнитивным и речевым развитием на которую указывали Л.С.
Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
Неотделимостью речи от других аспектов развития объясняется ее
признание одним из главных показателей психического развития ребенка. Все
психические процессы у ребенка - воспитание, память, внимание, воображение,
мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи
(Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец). Все достижения и проблемы
растущего человека отражаются в речи, развитие которой определяется рядом
факторов. К ним относятся: сохранность нейрофизиологических механизмов,
богатое языковое и социальное окружение, организованная соответствующим
образом предметная среда, а также выраженное желание взаимодействовать с
другими людьми. На фоне этого в большинстве случаев у детей присутствуют в
той или иной степени нарушения звукопроизношения, которые вызывают
трудности в общении с окружающими, закомплексованность, мешают детям
осваивать школьную программу, т.к. нарушения устной речи, как правило,
переносятся на письмо.
В последние годы увеличилось количество обращений родителей у детей,
которых не сформирована фразовая речь, имеется недоразвитие лексики,
грамматики, нарушены фонематические процессы, а также в речи присутствуют
различные дефекты звукопроизношения. Речь представлена простыми
предложениями. При этом остаются сохранными слух и интеллект. Данное
недоразвитие речи принято относить к общему недоразвитию речи. Попадая в
общеобразовательную школу, такие дети, из-за своего нарушенного речевого
развития, становятся неуспевающими учениками, что препятствует
формированию их полноценной учебной деятельности.
Это и определило необходимость составления «Рабочей программы
логопедических коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1-4
классов». Данная рабочая программа составлена
в соответствии с
требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся
начальных классов, имеющих ограниченные возможности здоровья(ОВЗ), с
нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по
родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических
разработок
логопедов-практиков
А.В. Ястребовой,
Г.Г. Ефименковой,
Р.И.Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной
области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России»).
Актуальность рабочей программы определяется распространенностью
нарушений устной и письменной речи, необходимостью своевременного
2

оказания этим детям коррекционно-логопедической помощи, позволяющей
предупредить вторичные отклонения в развитии, снизить риск дезадаптации и
свести к минимуму сложности в освоении общеобразовательных программ по
родному русскому языку.
При отборе содержания основывалась на следующие принципы:
1. Принцип природосообразности, который учитывает общность
развития нормально развивающихся детей и детей с нарушениями
речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая
закономерности развития речи в норме;
2. Принцип комплексности (тесной взаимосвязи работы специалистов
педагогического и медицинского профилей) способствует более
высоким темпам общего и речевого развития обучающихся;
3. Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка;
4. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых;
5. Принцип единства диагностики и коррекции;
6. Принцип возрастной адекватности: соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития.
Таким образом, цель работы учителя-логопеда: оказание помощи
обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи
(первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ,
способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся.
Задачи коррекционно-развивающей логопедической работы в
начальной школе:
1. Создание условий для реализации личностно-ориентированного
учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися
базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью,
формирование у обучающихся устойчивой мотивации к
разнообразной интеллектуальной деятельности.
2. Комплексная коррекционная логопедическая работа по
преодолению речевой недостаточности с целью формирования
полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в
соответствии с возрастом.
3. Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных
учебных действий; развитие способности учиться, познавать
окружающий мир и сотрудничать.
4. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
5. Формирование умения планировать сотрудничество с учителемлогопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и
сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью

3

выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
6. Формирование личностных, познавательных и регулятивных
действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза,
установление причинно-следственных связей.
7. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре
языка и усвоения правил слова и предложения, графической
формы букв, развитие знаково-символических действий –
замещение, моделирование и преобразование модели.
8. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту
форм и функций речи.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе
которых разработана данная программа:
1. Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ, утверждённая приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г.№1025.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 №
АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми
с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта
2021 г.№ 105«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего
образования».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
и
воспитания
в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
6. Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. №2.
7. Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда
при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б.
Бессоновой. М.,1996г
8. Положения о логопедическом кабинете МБОУ «Лесновская средняя
школа».

4

Общая характеристика учебного курса
Данный курс способствует формированию у учащихся предпосылок,
лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о
языке и готовит к применению их в учебной деятельности. Это курс,
подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения,
адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации
разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи
его содержания по вопросам и самостоятельно. В свою очередь содержание
курса коррекция нарушений устной и письменной речи является базой для
усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной
школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения
родного языка. Специфика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми
учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением.
Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в
которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и
первоначальным литературным образованием.
Распределение учебных часов по годам обучения
№

Количество
часов

Разделы

п/п

1
класс
6

2
класс
5

3
класс
5

4
класс
5

1.

Диагностика обучающихся

2.

Коррекция устной и письменной
речи

60

63

63

63

3.

ИТОГО:

66

68

68

68

Место курса.
С учащимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся
групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность
логопедических занятий 2 раза в неделю. Продолжительность группового
занятия 35 - 40 минут (1 класс первое полугодие и второе полугодие
соответственно), 40 минут (2- 4-й классы), продолжительность индивидуального
занятия 20-30 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью
тяжести нарушения речи. Комплектование групп обуславливается схожестью
нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным
критерием.
Содержание учебного курса
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с
содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание
5

коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы
коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов
для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы
учащихся.
Перед началом логопедической работы организуется проведение
обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой
системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и
оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения
речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной
работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития
ребёнка с нарушением зрения используется тестовая методика диагностики
устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльноуровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой
карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая
коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно
раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только
коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Логопедическая диагностика учащихся включает:
1. Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи,
2. Обследование фонематического слуха,
3. Обследование лексического строя речи,
4. Обследование грамматического строя,
5. Обследование процесса письма и чтения.

1.

2.

3.

Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
 коррекция дефектов произношения;
 формирование полноценных фонетических представлений на базе
развития фонематического восприятия;
 совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в
звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
 уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов;
 дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых
слов, относящихся к различным частям речи;
 формирования представлений о морфологических элементах слова,
навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
 уточнение,
развитие,
совершенствование
грамматического
оформления речи путем овладения моделями различных
синтаксических конструкций;
 развитие навыков самостоятельного высказывания, путем
установления последовательности высказывания, отбора языковых

6

средств, совершенствования навыка строить и перестраивать
предложения по заданным образцам.
Предполагаемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства
человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной
культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является
показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: умение
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей
разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости
ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и
координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного
участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного
мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами коррекционной работы в начальной школе
являются: овладение начальными представлениями нормах русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила
постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме
изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие
языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,
простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять
написанное.
По окончании 1 класса обучающиеся должны уметь:
1. Различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по
звуковому составу;
2. Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить
слова на слоги, переносить части слова при письме;
3. Различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные,
свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
4. Списывать рукописный и печатный текст целыми словами и
словосочетаниями;

7

5. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
6. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
По окончании 2 класса обучающиеся должны уметь:
1. Различать предложение, словосочетание, слово;
2. Анализировать слова по звуковому составу;
3. Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста,
восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
4. Подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать
слово по составу (несложные случаи);
5. Писать под диктовку предложения и тексты;
6. Правильно читать вслух целыми словами;
7. Соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение,
необходимую интонацию;
8. Отвечать на вопросы по прочитанному;
9. Высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
10.Пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по
содержанию тексты – самостоятельно;
11.Устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
По окончании 3 класса обучающиеся должны уметь:
1. Производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
2. Дифференцировать звуки по акустическому сходству;
3. Подбирать к слову родственные слова;
4. Владеть навыками словообразования и словоизменения;
5. Подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
6. Дифференцировать предлоги и приставки;
7. Составлять распространенные предложения;
8. Определять тему рассказа, последовательность и связность
предложений в тексте;
9. Составлять план связного высказывания.
По окончании 4 класса:
1. Должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил
правописания, связанных с полноценными представлениями о
морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые
ударением,
приставки,
сложные
слова,
изменение
имён
прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от
существительных);
2. Учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного
языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие,
парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;

8

3. Учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и
формы слова;
4. Учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку,
суффикс;
5. Учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления
на виды) члены предложения;
6. Учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого
этикета и правила устного общения (умение слышать, точно
реагировать на реплики, поддерживать разговор);
7. Учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и
письменно сопоставлять, и обобщать содержащуюся в разных частях
текста информацию, составлять на основании текста небольшое
монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с
возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и
письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями
устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного
развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и
успеваемости в общеобразовательной школе.
Литература
1. Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 1998 г.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в
школе. -М.: "Творческий центр" 2005г.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 1991 г.
4. Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у
учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство
Министерство просвещения РСФСР" 1960 г.
5. Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексикограмматического строя речи младших школьников с задержкой
психического развития. Ярославль, 2003 г.
6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений
чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
8. Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С.
Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, «Феникс».2001 г.
10.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
11.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. Спб.,
2001 г.
12.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с ОНР. СПб., 2007 г.
13.Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,
1989.г.
9

14.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.М.,1983 г.
15.Ястребова
А.В.
Коррекция
нарушений
речи
у
учащихся
общеобразовательной школы. М., 1984 г.

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».