РП логопедических занятий (ЗПР)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе

Директор МБОУ
«Лесновкая средняя школа»

___________Н.А.Седова
29 августа 2023г.

__________А.Ю.Орден
Приказ от 30августа 2023г.
№ 306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ с ОВЗ (ЗПР)
на 2023-2024 учебный год

учитель-логопед Шаповалова В.И.

с.Лесновка, 2023г.
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий
для учащихся 5 – 9 классов
(Нарушение чтения и письма у учащихся с ЗПР)
Пояснительная записка
Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным
звеном в общей системе коррекционной работы. Это связано с тем, что
нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный характер и
затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону,
лексику, грамматический строй, семантику. У обучающихся отмечаются в
остаточной степени выраженности дисфункции в сферах пространственных
представлений, зрительно-моторной координации, нейродинамики и др. У
учащихся с ЗПР повышена психическая истощаемость, что приводит к
снижению

умственной

работоспособности

и

устойчивости

к

интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Рабочая программа коррекционного курса составлена на основании
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования
приказом

с

ограниченными

Министерства

24.11.2022г.№1025),
государственного
(утвержден

05.03.

в

возможностями

просвещения
соответствии

образовательного
2004

г.

№

здоровья

Российской
с

1089);

Федерации

Федеральным

стандарта

общего

методиками

(утверждена
от

компонентом
образования

логопедического

сопровождения учащихся, методическими рекомендациями для учителейлогопедов Н.Н. Яковлевой, Т.А. Ткаченко, Е.В. Мазановой, И.А. Морозовой,
О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, О. А. Ишимовой, Л.Н. Ефименковой.
Цель курса: создание условий для преодоления нарушений чтения и
письма, профилактики и преодоления дизорфографии, развития навыков
учебной деятельности у обучающихся 5 – 9 классов.
Основные задачи:
1.

РЕЧЕВЫЕ:



коррекция дисграфии, дислексии;



профилактика и (или) коррекция дизорфографии;



формирование и развитие фонематических, морфологических,

грамматических, морфемных представлений;


развитие орфографической зоркости, отработка алгоритмов

решения орфографических задач;


уточнение значений слов и обогащение словарного запаса

посредством накопления новых слов, относящихся к разным частям речи;


формирование правильного звукопроизношения.

2.

НЕРЕЧЕВЫЕ:



совершенствование умений и навыков планирования и

организации деятельности;


совершенствование умение произвольно управлять вниманием;

регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой
группы;


совершенствование навыков самоконтроля и самопроверки;



совершенствование

коммуникативных

навыков

в

процессе

учебной деятельности;


повышение мотивации к обучению и преодолению учебных

затруднений;


совершенствование умения осуществлять рефлексию в процессе

учебной деятельности.
Общая характеристика коррекционного курса
В соответствии с поставленными целями и задачами в программе
можно выделить три основных направления коррекционной работы. Работа
по

направлениям

строится

параллельно

с

работой

грамматических тем.
Коррекция нарушений чтения и письма
 Развитие орфографической зоркости

над

освоением

 Формирование

грамматических,

фонематических,

морфологических и морфемных представлений
 Отработка алгоритмов решения орфографических задач
 Работа над словарными словами
 Развитие навыков интонированного, осмысленного чтения
Обучение «учению»
 Совершенствование умения правильно воспринимать словесную
или письменную инструкцию
 Совершенствование

умения

планировать

действия

по

выполнению задания
 Совершенствование

умения

осуществлять

итоговый

самоконтроль
 Совершенствование умения общаться в учебной ситуации
 Совершенствование способности к самостоятельной оценке
результатов своей деятельности
Развитие неречевых функций
 Совершенствование квазипространственных представлений;
 Совершенствование зрительно – моторных координаций;
 Совершенствование сукцессивных функций;
 Совершенствование гностических функций;
 Совершенствование мнестических функций;
 Совершенствование когнитивных функций.
Выбор грамматических тем соответствует основным темам программы
по русскому языку 5 -9 классов. В каждом классе предусмотрены часы для
закрепления и повторения пройденного.
В

начале

каждого

занятия

выполняется

(при

необходимости)

артикуляционная гимнастика и упражнения для автоматизации звуков в
словах и предложениях.
Место коррекционного курса в учебном плане

На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю в каждом классе. Всего
68 часов в год.
класс

5

6

7

8

9

итого

количество
часов
учебном году

в 68 ч

68 ч

68 ч

68 ч

68 ч

340 ч

количество
неделю

в 2ч

2ч

2ч

2ч

2ч

10 ч

обследование состояния 2 ч
устной и письменной
речи

2ч

2ч

2ч

2ч

10 ч

проверочные работы

5

4

4

4

23

часов

6

Планируемые результаты
Предметные результаты


усвоить основные понятия курса русского языка (фонетические,

лексические, грамматические), представляющие основные единицы языка и
отражающие существенные связи, отношения и функции;


овладеть основными представлениями о нормах русского и

родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета;


уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях

общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач.


позитивно относиться к правильной устной и письменной речи

как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;


овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь

использовать

приобретённые

знания

для

практических и коммуникативных задач
Личностные результаты

решения

познавательных,



развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

ошибки, поступки;


овладеть навыками коммуникации и принятыми нормами

социального взаимодействия;


овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками

в разных социальных ситуациях;


развитие этических чувств, проявление доброжелательности;



формирование установки к работе на результат.
Метапредметные результаты



уметь

ориентироваться

в

учебной

ситуации

(понимать

инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять
непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);


уметь полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе;



ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;



выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций
общения;


уметь задавать вопросы.
Содержание логопедических занятий

Диагностика. Логопедическая диагностика: вводная, промежуточная,
итоговая (изучение состояния устной, письменной речи и неречевых
функций). Используется модифицированная тестовая методика Т. А.
Фотековой (Речевая карта для учащихся среднего и старшего школьного
возраста). Кроме того, проводятся диагностические работы: диктанты,
списывания, тесты.
Фонетика. Графика.
Развитие фонематических представлений (дифференциация гласных и
согласных, согласных по различным основаниям; обозначение мягкости

согласных буквами Ь, Ю, Я, И, Е, Ё; транскрипция). Упражнения для
совершенствования графомоторной координации.
Орфография.

Развитие

алгоритмов решения

орфографической

орфографических

задач

зоркости,

отработка

(повторение

изученных

орфограмм).
Морфемика и морфология. Развитие морфологических морфемных и
лексико-грамматических

представлений

(состав

слова,

части

речи,

орфограммы в различных частях слова, дифференциация корней «-лаг-»-«лож-», «-раст-/-ращ-»-«-рос-»; чередование гласных в корнях -кос-, -кас-; гор-, -гар-. дифференциация приставок на з-с; суффиксальные орфограммы;
суффиксы наречий (правило окна) и глаголов.
Синтаксис.

Развитие

анализа

структуры

предложения.

Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные
члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь. Знаки
препинания.
Связная речь. Чтение. Упражнения в составлении предложений (с
заданными словами, на различные темы). Устный рассказ, пересказ.
Упражнения для развития навыка чтения.
Оценка планируемых результатов
1) Оценка динамики индивидуальных достижений проводится
на основании сопоставительных данных первичной и контрольной
диагностики: по методике О.Б. Иншаковой;
2) Уровень усвоения по разделам программы оценивается по
результатам проверочных работ.
Обучающийся 5 – 7 класса должен знать:
понятия:

«звук»,

«буква»,

«слог»,

«слово»,

«словосочетание»,

«предложение», «рассказ».
роль гласных и согласных и слове;
смысловые и грамматические признаки слов-предметов, действий,

отношений, признаков;
вопросительные слова к словам-предметам, действиям, признака
условно - графические схемы слов и предложений; принцип
построения простого предложения и возможность его распространения;
существительные изменяются по числам и падежам;
глаголы изменяются по числам, родам и временам;
возможности использования способов словообразования.
Обучающийся

должен

уметь:

говорить

фонетически

внятно,

членораздельно, выразительно;
производить фонетический разбор; делить слова на слоги, определять
количество звуков и слогов в словах различной слоговой структуры,
определять характер звуков: гласные /ударные, безударные/, согласные
/звонкие - глухие, твердые - мягкие/, соотносить количество звуков и букв в
словах;
образовывать нужную в предложении форму слова, использовать в
предложении слова различных частей речи /существительные, глаголы,
прилагательные/, устанавливать связь между ними по вопросам;
отвечать на вопросы, используя слова вопроса;
составлять предложения по опорным словам по картинкам и сериям
картинок, по графической схеме;
группировать слова, словосочетания, предложения по заданному
признаку;
пользоваться формами словообразования и словоизменения для
точности выражения мысли; использовать грамматические, конструкции
словосочетаний с существительными /по типу согласования/ и с глаголами
/по типу управления и примыкания/.
Обучающийся 8- 9 класса должен знать: структуру и грамматические
признаки простых распространенных предложений;
характеристику частей речи, их формы, возможности употребления в
предложениях;

признаки однокоренных слов, синтаксическая роль разных морфемных
частей слова; одно и то же смысловое содержание может оформляться
разными речевыми средствами;
различные по структуре высказывания могут иметь сходное по смыслу
содержание;
запас вариативных выражений с одинаковым смысловым значением
обогащает речь; грамматические средства изменения существительных,
прилагательных, глаголов; связь частей речи и значения формы каждой части
речи для выполнения синтаксической роли.
Обучающийся должен уметь:
включать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, в
состав предложений разных структур; определять синтаксическую роль
слова по той или иной его части /окончанию, суффиксу, приставке/;
различать существительные мужского, женского и среднего рода по их
связям с другими словами в предложении;
определять значение наиболее употребляемых существительных с
мягким знаком; изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее
значения в составе предложения;
составлять простые и сложные предложения в ситуативной речи;
пользоваться приемами словообразования и словоизменения для выражения
отношений между словами; определять тему рассказа по содержанию.

Литература:
-Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в
школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.
-Елецкая О.В. Формирование навыка правописания безударной гласной в
корне слова у школьников с нарушениями письменной речи// Логопед, 2005 №1
-Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по

коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ практическое пособие для
логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003г.
-Иншакова

О.Б.

Методика

выявления

дизорфографии

у

младших

школьников. – М.: В. Секачев, 2014 г
-Ишимова О. А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов. Чтение. Програмно – методические материалы. М.: Просвещение,
2014 г.
-Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной
работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.
-Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие
/Под редакцией Н.Н.Яковлевой. – СПб.:СПбАППО, 2004г.
-Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностикаречевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. М.,Аркти, 2002г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».