МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись инициалы, фамилия 30 августа______2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 322 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Обществознание для обучающихся с задержкой психического развития, вариант Учитель Антощук Юлия Михайловна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 7 Срок реализации – 2023-2024 учебный год. Количество часов: Всего 68 часов; в неделю 2 часа Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с задержкой психического развития, вариант Приказ №1025 от 24.11.2022г. с.Лесновка, 2023г. 2 I. Пояснительная записка. Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП обучающихся с ЗПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме. Цели реализации АОП обучающихся с ЗПР МБОУ «Лесновская средняя школа» 1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование; 2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: 1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям государственного образовательного стандарта; 2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено; 3. обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися; 4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося; 5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса; 6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы; 7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; 8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе; 9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни; 3 10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся; В основе реализации АОП лежит системно-деятельностный подход, предполагающий: формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся с ОВЗ; получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии с их психофизическими возможностями; ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ; признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с ОВЗ при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии детей с ОВЗ; контингента обучающихся; психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного возраста (11-15 лет), связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и психологическими) предпосылками; перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на уровне основной школы, связанной с получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам; изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету; Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие: развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач); развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации; осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки; развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности; осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся; проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения. Особенности организации учебной деятельности с учащимися с ЗПР. При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся. Характерной особенностью учебновоспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым 4 сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии: 1. Технологии современного традиционного обучения. Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить: систематический характер обучения; логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты ресурсов при обучении. 2. Технологии на основе личностной ориентации образовательной деятельности. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманноличностный и более того, индивидуальный подход к ребенку. 3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения. В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы. 4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности. 5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач. 6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ. Особенности обучения по предметам: 5 небольшой (дозированный) объем подачи материала; подготовительные упражнения; постоянное повторение и закрепление материала; использование наглядности и связь с жизнью; смена видов деятельности на уроке. На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строим на многократной тренировке в применении полученных знаний. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Объяснение нового материала следует проводить с опорой на практические задания. При изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы, карты и т.д. Рекомендуется систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами курса. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций. Закрепление изученного материала проводится с использованием вариативного дидактического материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения: таблиц; карточек; карточек-опор. После изучения темы или раздела организуются контрольные работы. Необходимо также постоянно формировать у детей умение работать с учебником, справочной литературой. Кроме того, данных обучающихся отличают ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, поэтому следует уделять внимание работе над терминами. Каждое сформированное у школьников умение следует доводить до навыка, побуждая их к выполнению работ различного характера: диктантов, практических, самостоятельных, контрольных работ, зачётов. Часть этих работ можно проводить в так называемой полуустной форме, когда на одни вопросы обучающиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв руку и дождавшись, когда учитель сможет подойти и выслушать ответ. В процессе изучения каждый темы рекомендуется проводить самостоятельные работы обучающего характера. Самостоятельные работы состоят из обязательной и дополнительной частей. Выполнение заданий дополнительной части не является обязательным. Но в силу того, что обучающиеся продвигаются в учёбе разными темпами, им предоставляется возможность достичь более высокого уровня и, соответственно, получить более высокую оценку. В начале самостоятельные работы необходимо проводить по образцу, алгоритму, впоследствии постоянно усложняя материал: добавлять задания продуктивного характера, а для кого-то и творческого. После изучения темы или раздела организуются контрольные работы. Контрольные работы выполняются только письменно. После контрольной работы обязательна работа по коррекции знаний, умений и навыков обучающихся. Форма зачёта может быть самой свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать устно по специальным билетам, а другие выполнять задания в письменном виде. Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и преемственности этапов, тщательный отбор методов и приёмов с опорой на несколько анализаторов и 6 определение их рациональной комбинации, организующая роль педагога, создание атмосферы психологического комфорта - необходимые условия эффективного планирования и проведения урока по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты: • определение жизненных ценностей, мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины; • наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; • уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; • признание равноправия народов; • осознание важности семьи и семейных традиций; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; • осознание своей ответственности за судьбу страны. Метапредметные результаты: регулятивные : • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; • составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; познавательные : • проводить наблюдение под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • давать определения понятий; коммуникативные : • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); • в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы; 7 • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы), факты;критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей. Предметные результаты: ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся получит возможность Обучающийся научится научиться Тема: «Регулирование поведения людей в обществе» относительно целостное представление об понимать себя, анализировать свои обществе и о человеке, о сферах и областях поступки, чувства, состояния, работать общественной жизни, механизмах и в группах и парах; работать с текстом регуляторах деятельности людей; учебника, анализировать схемы и различать основные нравственные и таблицы, высказывать собственное правовые понятия, нормы и правила, мнение, суждение; понимать их роль в регуляции общественной понимать язык массовой социальножизни, применять эти нормы и правила к политической коммуникации, позволяющий анализу и оценке реальных социальных осознанно воспринимать ситуаций, руководствоваться этими нормами соответствующую информацию; и правилами в собственной повседневной различать факты, аргументы, оценочные жизни; суждения; понимать важность знания новых возможностей для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; Тема: «Человек в экономических отношениях » понимать особенности труда как одного из находить нужную информацию в основных видов деятельности человека; различных источниках; адекватно её основным требованиям трудовой этики в воспринимать; современном обществе; отдельным приемам и техникам правовым нормам, регулирующим трудовую преодоления конфликтов; деятельность несовершеннолетних; понимать значение трудовой деятельности для личности и для общества; понимать значение коммуникации в межличностном общении; Тема: «Человек и природа » понимать специфику познания мира взаимодействовать в ходе выполнения средствами искусства в соотнесении с другими групповой работы, вести диалог, способами познания; участвовать в дискуссии, 8 понимать роль искусства в становлении аргументировать личности и в жизни общества; зрения; находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № Раздел (тема) программы п/п 1 Регулирование поведения людей в обществе Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное собственную Колво часов точку Система оценки планируемых результатов (виды и формы текущего контроля) 14 ч Тест Самостоятельная работа 9 2 поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Человек в экономических отношениях 14ч 3 Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. Человек и природа Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Проверочная работа Тест 4ч Терминологически й диктант Тест Самостоятельная работа 10 4 Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговое повторение 2ч Итоговое тестирование ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. Раздел программы, тема Кол-во Основные виды часов обучающихся Регулирование 14 ч поведения людей в обществе учебной деятельности Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. Различать отдельные виды социальных норм. Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм современного общества. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Оценивать собственные практические поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка. Сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме. Характеризовать защиту Отечеств как долг и обязанность гражданина РФ. Понимать важность выполнения священного долга службы в армии; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений Использова ние электронн ых или цифровых учебнометодическ их материалов Видеоуроки, иллюстраци и, таблицы, тексты, мультимеди йные презентации 11 2. Человек в 14ч экономических отношениях в различных источниках информации. Раскрыть значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать разные виды дисциплин. Определять черты законопослушного поведения. Называть правоохранительные органы РФ. Исследовать практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни. Описывать разные формы организации хозяйственной жизни. Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Различать общие, постоянные и переменные затраты. Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Оценивать роль предпринимательства в развитии экономики. Описывать виды денег. Называть основные исторические формы эквивалента стоимости, виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. Определить своё отношение к деньгам. Характеризовать ресурсы семьи. Называть источники доходов семьи. Объяснять понятие семейный бюджет. Раскрывать виды расходов, принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Различать обязательные и необязательные расходы. Приводить примеры различных видов источников доходов семьи. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Видеоуроки, иллюстраци и, таблицы, тексты, мультимеди йные презентации 12 3. Человек природа 4. Итоговое повторение ИТОГО и 4ч 2ч Характеризовать человека как часть природы. Раскрывать аспекты взаимодействия человека и природы. Объяснять сущность проблемы загрязнения окружающей среды . Описывать состояние неисчерпаемых богатств и ресурсов страны. Объяснить опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Определять собственное отношение к природе. Оценивать землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности человечества. Характеризовать участие граждан в природоохранительной деятельности. Называть законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни. Иллюстраци и, таблицы, тексты, мультимеди йные презентации Иллюстрации, таблицы, тексты, 34 ЧАСА 13