обществознанию 7 класс ЗПР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись
инициалы,
фамилия
30 августа______2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись
инициалы, фамилия
Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Обществознание
для обучающихся с задержкой психического развития, вариант
Учитель Антощук Юлия Михайловна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 7
Срок реализации – 2023-2024 учебный год.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с задержкой психического
развития, вариант
Приказ №1025 от 24.11.2022г.

с.Лесновка, 2023г.

2

I.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее - АОП обучающихся с ЗПР) МБОУ «Лесновская
средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического
развития, способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего
образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие
модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья
каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе
личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности
педагогического коллектива. Содержание образования в школе направлено на формирование у
обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной
жизни в семье и социуме.
Цели реализации АОП обучающихся с ЗПР МБОУ «Лесновская средняя школа»
1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на
образование;
2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам,
имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим
возможностям.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям
государственного образовательного стандарта;
2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое
наблюдение детей при переходе в среднее звено;
3. обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми
обучающимися;
4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом
школы,
обеспечение
индивидуализированного
психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося;
5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного
образовательного процесса;
6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации
адаптированной образовательной программы;
7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду,
формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих
интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе;
8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с
нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями,
принятыми в современном обществе;
9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни;
3

10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с
рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального
здоровья обучающихся;
В основе реализации АОП лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
формирование соответствующей целям основного общего образования социальной
среды для развития обучающихся с ОВЗ;
получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии с
их психофизическими возможностями;
ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в
развитии детей с ОВЗ;
признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных
методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития
обучающихся;
учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей
обучающихся с ОВЗ при построении коррекционно-образовательного процесса, определения
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в
развитии детей с ОВЗ;
контингента обучающихся;
психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного возраста
(11-15 лет), связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и
психологическими) предпосылками;
перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной
деятельности на уровне основной школы, связанной с получения знаний в основной школе по
общеобразовательным предметам;
изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами
по каждому образовательному предмету;
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность
следующие:
развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа
доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных
задач);
развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения,
навыки группировки и классификации;
осуществлять
нормализацию
учебной
деятельности,
формировать
умение
ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с
обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного
поведения.
Особенности организации учебной деятельности с учащимися с ЗПР.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня
интеллектуального
развития
обучающихся.
Характерной
особенностью
учебновоспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым
4

сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях
максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного
решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические
технологии:
1.
Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая
позволяет обеспечить:
систематический характер обучения;
логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты ресурсов
при обучении.
2.
Технологии на основе личностной ориентации образовательной деятельности.
Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее
формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека,
максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики
сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими
активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию
окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное
погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого
взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманноличностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе,
осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений,
достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального
окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная
технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются
на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта
старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание,
планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как
субъект деятельности.
5.
Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение
знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся.
Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению
компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных
и жизненных задач.
6.
Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать
с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют
исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому
работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит
подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных
образовательных программ.
Особенности обучения по предметам:
5

небольшой (дозированный) объем подачи материала;
подготовительные упражнения;
постоянное повторение и закрепление материала;
использование наглядности и связь с жизнью;
смена видов деятельности на уроке.
На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала,
который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по
содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строим на
многократной тренировке в применении полученных знаний.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных
видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач.
Объяснение нового материала следует проводить с опорой на практические задания. При
изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы, карты и т.д.
Рекомендуется систематическое включение блоков повторения изученного материала перед
основными темами курса.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных,
доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной
деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию,
позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций.
Закрепление изученного материала проводится с использованием вариативного дидактического
материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения: таблиц;
карточек; карточек-опор. После изучения темы или раздела организуются контрольные работы.
Необходимо также постоянно формировать у детей умение работать с учебником, справочной
литературой. Кроме того, данных обучающихся отличают ограниченный запас общих сведений
и представлений, обеднённый словарный запас, поэтому следует уделять внимание работе над
терминами.
Каждое сформированное у школьников умение следует доводить до навыка, побуждая их к
выполнению работ различного характера: диктантов, практических, самостоятельных,
контрольных работ, зачётов. Часть этих работ можно проводить в так называемой полуустной
форме, когда на одни вопросы обучающиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв
руку и дождавшись, когда учитель сможет подойти и выслушать ответ.
В процессе изучения каждый темы рекомендуется проводить самостоятельные работы
обучающего характера. Самостоятельные работы состоят из обязательной и дополнительной
частей. Выполнение заданий дополнительной части не является обязательным. Но в силу того,
что обучающиеся продвигаются в учёбе разными темпами, им предоставляется возможность
достичь более высокого уровня и, соответственно, получить более высокую оценку. В начале
самостоятельные работы необходимо проводить по образцу, алгоритму, впоследствии
постоянно усложняя материал: добавлять задания продуктивного характера, а для кого-то и
творческого.
После изучения темы или раздела организуются контрольные работы.
Контрольные работы выполняются только письменно. После контрольной работы обязательна
работа по коррекции знаний, умений и навыков обучающихся.
Форма зачёта может быть самой свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать устно по
специальным билетам, а другие выполнять задания в письменном виде.
Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и преемственности
этапов, тщательный отбор методов и приёмов с опорой на несколько анализаторов и
6

определение их рациональной комбинации, организующая роль педагога, создание атмосферы
психологического комфорта - необходимые условия эффективного планирования и проведения
урока по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой
психического развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
результатов
освоения
образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
• определение жизненных ценностей, мотивированность и направленность ученика на активное
и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
• уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру
поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
• признание равноправия народов;
• осознание важности семьи и семейных традиций;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;
• осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные результаты:
регулятивные :
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы,
ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
познавательные :
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятий;
коммуникативные :
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
7

• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать
различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы),
факты;критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других
людей.
Предметные результаты:
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Обучающийся получит возможность
Обучающийся научится
научиться
Тема: «Регулирование поведения людей в обществе»
относительно целостное представление об понимать себя, анализировать свои
обществе и о человеке, о сферах и областях поступки, чувства, состояния, работать
общественной
жизни,
механизмах
и в группах и парах; работать с текстом
регуляторах
деятельности
людей; учебника,
анализировать
схемы
и
различать
основные
нравственные
и таблицы,
высказывать
собственное
правовые
понятия, нормы и правила, мнение, суждение;
понимать их роль в регуляции общественной понимать язык массовой социальножизни, применять эти нормы и правила к политической коммуникации, позволяющий
анализу и оценке реальных социальных осознанно
воспринимать
ситуаций, руководствоваться этими нормами соответствующую
информацию;
и правилами в собственной повседневной различать факты, аргументы, оценочные
жизни;
суждения;
понимать
важность
знания
новых
возможностей
для
коммуникации
в
современном обществе, уметь использовать
современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
Тема: «Человек в экономических отношениях »
понимать особенности труда как одного из находить
нужную
информацию
в
основных видов деятельности человека; различных источниках; адекватно её
основным требованиям трудовой этики в воспринимать;
современном обществе;
отдельным
приемам
и
техникам
правовым нормам, регулирующим трудовую преодоления конфликтов;
деятельность
несовершеннолетних;
понимать значение трудовой деятельности
для
личности
и
для
общества;
понимать
значение
коммуникации
в
межличностном общении;
Тема: «Человек и природа »
понимать
специфику
познания
мира взаимодействовать в ходе выполнения
средствами искусства в соотнесении с другими групповой
работы,
вести
диалог,
способами
познания; участвовать
в
дискуссии,
8

понимать роль искусства в становлении аргументировать
личности
и
в
жизни
общества; зрения;
находить нужную информацию в различных
источниках; адекватно ее воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать
имеющиеся
данные,
соотносить их с собственными знаниями);
давать оценку взглядам, подходам, событиям,
процессам
с
позиций
одобряемых
в
современном
российском
обществе
социальных ценностей
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ Раздел (тема) программы
п/п

1

Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы. Многообразие правил поведения.
Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и
хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их
гарантии. Конституционные обязанности гражданина.
Права ребёнка и их защита. Особенности правового
статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды
правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Необходимость соблюдения законов.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и
справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная
армия. Военная служба. Важность подготовки к
исполнению воинского долга. Международно-правовая
защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования
общества и человека. Общеобязательная и специальная
дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон
смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное

собственную

Колво
часов

точку

Система оценки
планируемых
результатов (виды
и формы текущего
контроля)

14 ч

Тест
Самостоятельная
работа

9

2

поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на
страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура.
Нотариат. Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан.
Человек в экономических отношениях
14ч

3

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль
в жизни общества. Основные сферы экономики;
производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд.
Производительность труда. Заработная плата. Факторы,
влияющие на производительность труда.
Производство,
затраты,
выручка,
прибыль.
Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое
предпринимательство
и
фермерское
хозяйство.
Основное
организационно-правовые
формы
предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен,
торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и
формы денег. Реальные и номинальные доходы.
Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы
страхования. Формы сбережения граждан. Страховые
услуги, предоставляемые гражданам, их роль в
домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология,
НТР, НТП. Экономическая система, рыночная
экономика, рынок, факторы производства, конкуренция,
спрос, предложение. экономические задачи государства,
государственный бюджет, налоговая система, функции
денег, бизнес, реклама.
Человек и природа
Воздействие
человека
на
природу.
Экология.
Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые
богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение
атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение
атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы.
Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь.
Ответственное отношение к природе. Браконьер.
Последствия безответственности Экологическая мораль.
Господство над природой. Сотрудничество с природой

Проверочная
работа
Тест

4ч

Терминологически
й диктант
Тест
Самостоятельная
работа

10

4

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила
охраны
природы,
установленные
государством.
Биосферные заповедники. Государственный контроль.
Государственные инспекторы. Участие граждан в
защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая
катастрофа, охрана природы.
Итоговое повторение
2ч

Итоговое
тестирование

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

1.

Раздел
программы,
тема

Кол-во Основные виды
часов
обучающихся

Регулирование 14 ч
поведения
людей
в
обществе

учебной

деятельности

Характеризовать на примерах социальные
нормы и их роль в общественной жизни.
Различать отдельные виды социальных норм.
Оценивать свою деятельность с позиций
социальных норм современного общества.
Анализировать
несложные
практические
ситуации,
связанные
с
реализацией
гражданами своих прав и свобод.
Оценивать
собственные
практические
поступки, моральные качества, выявлять их
динамику.
Объяснять и конкретизировать фактами
социальной
жизни
связь
закона
и
правопорядка.
Сравнивать различные документы по теме и
высказывать свою точку зрения, осуществлять
поиск социальной информации по заданной
теме.
Характеризовать защиту Отечеств как долг и
обязанность гражданина РФ.
Понимать важность выполнения священного
долга службы в армии; давать нравственную и
правовую оценку конкретных ситуаций;
осуществлять поиск дополнительных сведений

Использова
ние
электронн
ых
или
цифровых
учебнометодическ
их
материалов
Видеоуроки,
иллюстраци
и, таблицы,
тексты,
мультимеди
йные
презентации

11

2.

Человек
в 14ч
экономических
отношениях

в различных источниках информации.
Раскрыть
значение
дисциплины
как
необходимого
условия
существования
общества и человека.
Характеризовать разные виды дисциплин.
Определять
черты
законопослушного
поведения.
Называть правоохранительные органы РФ.
Исследовать
практические
ситуации,
связанные
с
деятельностью
правоохранительных органов.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать
на вопросы; применять полученные знания и
умения в обычной жизни.
Описывать разные формы организации
хозяйственной жизни.
Характеризовать
роль
потребителя
и
производителя в экономике.
Описывать
составляющие
квалификации
работника.
Характеризовать
факторы,
влияющие на размер заработной платы.
Раскрывать
роль
производства
в
удовлетворении
потребностей
общества.
Характеризовать факторы, влияющие на
производительность труда. Различать общие,
постоянные и переменные затраты.
Раскрывать
роль
производства
в
удовлетворении
потребностей
общества.
Объяснять значение разделения труда в
развитии производства. Оценивать
роль
предпринимательства в развитии экономики.
Описывать виды денег. Называть основные
исторические формы эквивалента стоимости,
виды денег. Раскрывать на примерах функции
денег. Определить своё отношение к деньгам.
Характеризовать ресурсы семьи. Называть
источники доходов семьи. Объяснять понятие
семейный бюджет. Раскрывать виды расходов,
принципы рационального ведения домашнего
хозяйства.
Различать обязательные и необязательные
расходы. Приводить примеры различных
видов источников доходов семьи.
Описывать
закономерность
изменения
потребительских
расходов
семьи
в
зависимости от доходов.

Видеоуроки,
иллюстраци
и, таблицы,
тексты,
мультимеди
йные
презентации

12

3.

Человек
природа

4.

Итоговое
повторение

ИТОГО

и 4ч

2ч

Характеризовать человека как часть природы.
Раскрывать аспекты взаимодействия человека
и природы. Объяснять сущность проблемы
загрязнения окружающей среды .
Описывать состояние неисчерпаемых богатств
и ресурсов страны.
Объяснить опасность загрязнения воды, почвы
и атмосферы.
Определять собственное отношение к природе.
Оценивать землю и другие природные ресурсы
как
основу
жизни
и
деятельности
человечества.
Характеризовать
участие
граждан
в
природоохранительной
деятельности.
Называть законы РФ, направленные на охрану
окружающей среды.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать
на вопросы; применять полученные знания и
умения в обычной жизни.

Иллюстраци
и, таблицы,
тексты,
мультимеди
йные
презентации

Иллюстрации,
таблицы,
тексты,

34 ЧАСА

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».