МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись инициалы, фамилия 30 августа______2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 322 АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Обществознание для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2. Учитель Антощук Юлия Михайловна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 7 Срок реализации – 2023-2024 учебный год. Количество часов: Всего 68 часов; в неделю 2 часа Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2. Приказ №1025 от 24.11.2022г. с.Лесновка, 2023г. 2 I. Пояснительная записка. Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП обучающихся с ЗПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме. Цели реализации АОП обучающихся с ЗПР МБОУ «Лесновская средняя школа» 1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование; 2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: 1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям государственного образовательного стандарта; 2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено; 3. обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися; 4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психологопедагогического сопровождения каждого обучающегося; 5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса; 6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы; 7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; 8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социальноправовыми ценностями, принятыми в современном обществе; 3 9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни; 10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся; В основе реализации АОП лежит системно-деятельностный подход, предполагающий: формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся с ОВЗ; получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии с их психофизическими возможностями; ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ; признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с ОВЗ при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии детей с ОВЗ; контингента обучающихся; психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного возраста (11-15 лет), связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и психологическими) предпосылками; перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на уровне основной школы, связанной с получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам; изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества - переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету; Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие: развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач); развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации; осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки; развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности; осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся; проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения. Особенности организации учебной деятельности с учащимися с ЗПР. 4 При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся. Характерной особенностью учебновоспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационно-педагогические технологии: 1. Технологии современного традиционного обучения. Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить: систематический характер обучения; логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты ресурсов при обучении. 2. Технологии на основе личностной ориентации образовательной деятельности. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку. 3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения. В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы. 4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности. 5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач. 6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, 5 позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ. Особенности обучения по предметам: небольшой (дозированный) объем подачи материала; подготовительные упражнения; постоянное повторение и закрепление материала; использование наглядности и связь с жизнью; смена видов деятельности на уроке. На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строим на многократной тренировке в применении полученных знаний. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Объяснение нового материала следует проводить с опорой на практические задания. При изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы, карты и т.д. Рекомендуется систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами курса. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций. Закрепление изученного материала проводится с использованием вариативного дидактического материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения: таблиц; карточек; карточек-опор. После изучения темы или раздела организуются контрольные работы. Необходимо также постоянно формировать у детей умение работать с учебником, справочной литературой. Кроме того, данных обучающихся отличают ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, поэтому следует уделять внимание работе над терминами. Каждое сформированное у школьников умение следует доводить до навыка, побуждая их к выполнению работ различного характера: диктантов, практических, самостоятельных, контрольных работ, зачётов. Часть этих работ можно проводить в так называемой полуустной форме, когда на одни вопросы обучающиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв руку и дождавшись, когда учитель сможет подойти и выслушать ответ. В процессе изучения каждый темы рекомендуется проводить самостоятельные работы обучающего характера. Самостоятельные работы состоят из обязательной и дополнительной частей. Выполнение заданий дополнительной части не является обязательным. Но в силу того, что обучающиеся продвигаются в учёбе разными темпами, им предоставляется возможность достичь более высокого уровня и, соответственно, получить более высокую оценку. В начале самостоятельные работы 6 необходимо проводить по образцу, алгоритму, впоследствии постоянно усложняя материал: добавлять задания продуктивного характера, а для кого-то и творческого. После изучения темы или раздела организуются контрольные работы. Контрольные работы выполняются только письменно. После контрольной работы обязательна работа по коррекции знаний, умений и навыков обучающихся. Форма зачёта может быть самой свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать устно по специальным билетам, а другие выполнять задания в письменном виде. Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и преемственности этапов, тщательный отбор методов и приёмов с опорой на несколько анализаторов и определение их рациональной комбинации, организующая роль педагога, создание атмосферы психологического комфорта - необходимые условия эффективного планирования и проведения урока по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Адаптированная рабочая программа по предмету «Обществознание» для 7-а класса (обучающиеся с задержкой психического развития) разработана на основе примерной программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений и авторской программы Боголюбова Л.Н. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. М.: Просвещение,2014, допущенной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 14.07.2022 года), 2. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года). 3.Концепцией преподавания учебного предмета « Обществознание», опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018 и на основании следующих документов: - Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (в рамках ФГОС ООО 2 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7. - Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год. - Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год. - Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Азовской школы № 7. Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя: 1.Рабочая программа ФГОС «Обществознание». Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2016 г. 2.Рабочая программа «Обществознание» к УМК Л.Н. Боголюбова / Е.Н. Сорокина – М.: Вако, 2016 г. 3. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Боголюбов – М.: Просвещение, 2017 г. (включен в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год) 4. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс/ А.С. Митькина – М.: Экзамен, 2022 г. 7 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Примерная рабочая программа по обществознанию составлена на основе содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО. Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Общественнонаучные предметы». Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая возможность применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами, для содействия правовыми способами и средствами поддержанию правопорядка в обществе и противодействия противоправному поведению, что способствует адаптации обучающихся с ЗПР подросткового возраста к условиям динамично развивающегося современного общества в целом. Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «География», «Биология» и другие, что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам. Курс построен по линейно-концентрическому принципу. Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Обществознание», осмысление и усвоение информации морально-нравственного и гражданско-правового характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному познавательному интересу к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Обществознание» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и закрепление изученного на разнообразном учебном и неучебном материале; изучение некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ЦЕЛИ УЧЕБНОГО развитие личности в ответственный период социального ПРЕДМЕТА взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и 8 ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Учебные подвести учащихся к пониманию: -роли и значения права в жизни человека, общества и государства; -ответственности человека за свои поступки перед обществом и государством; -значения существования гражданского общества и важности деятельности местного самоуправления; -основ конституционного строя России; -важности звания гражданина; -значения международных договорённостей о защите прав человека; -особенностей частной и публичной жизни гражданина; -важности роли труда в обществе; -взаимосвязи общества и человека, долга и совести; -целей и принципов семейного права, нравственных основ брака и семьи; -особенностей социального государства и значению социальных прав человека; -политических прав и свобод в жизни современного общества; -роли образования в современном обществе; -значимости моральных принципов для человека, взаимосвязи добра и зла. Коррекционные. - формировать умение самостоятельно контролировать правильность произношения словесного материала, 9 ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ соблюдение орфоэпических правил произношения слов, фраз в нормальном темпе, голосом нормальной разговорной громкости; - формировать умение и навык восприятия и различения речевого материала на слух осмысленно; - расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения; -отведение особой роли письменной речи как средству развития самостоятельной речи и познавательной деятельности, обучающихся в целом; - развитие и обогащение самостоятельно приобретённых обучающимися речевых навыков; -стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения обучающихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности Учебный предмет «Обществознание» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает изучение предмета «Обществознание» в перечне обязательных предметов . В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение обществознания в 7-а классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30 августа 2022 № 175 , рабочая программа составлена на _ часа с учетом выходных и праздничных дней. На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта). Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в программе выделены курсивом. Объём основного содержания по предмету 10 сокращается несущественно за счёт устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цели и задачи изучения обществознания в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения обществознания в современной школе — образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего знания в учебной и социальной деятельности. Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения обучающимся типичных для подростка социальных ролей, общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. Формирует опыт нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, сознательного неприятия антиобщественного поведения. Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт обучающихся. Курс обществознания призван сформировать у обучающихся ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия. Воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования: Личностные результаты: • определение жизненных ценностей, мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины; • наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; • уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; • признание равноправия народов; • осознание важности семьи и семейных традиций; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; • осознание своей ответственности за судьбу страны. Метапредметные результаты: регулятивные : • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; 11 • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; • составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи; • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; познавательные : • проводить наблюдение под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; • давать определения понятий; коммуникативные : • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.); • в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы; • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы), факты;критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций; • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей. Предметные результаты: ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Обучающийся получит возможность Обучающийся научится научиться Тема: «Регулирование поведения людей в обществе» относительно целостное представление об понимать себя, анализировать свои обществе и о человеке, о сферах и областях поступки, чувства, состояния, работать общественной жизни, механизмах и в группах и парах; работать с текстом регуляторах деятельности людей; учебника, анализировать схемы и различать основные нравственные и таблицы, высказывать собственное правовые понятия, нормы и правила, мнение, суждение; понимать их роль в регуляции общественной понимать язык массовой социальножизни, применять эти нормы и правила к политической коммуникации, позволяющий анализу и оценке реальных социальных осознанно воспринимать ситуаций, руководствоваться этими нормами соответствующую информацию; и правилами в собственной повседневной различать факты, аргументы, оценочные жизни; суждения; понимать важность знания новых возможностей для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; Тема: «Человек в экономических отношениях » понимать особенности труда как одного из находить нужную информацию в основных видов деятельности человека; различных источниках; адекватно её 12 основным требованиям трудовой этики в воспринимать; современном обществе; отдельным приемам и техникам правовым нормам, регулирующим трудовую преодоления конфликтов; деятельность несовершеннолетних; понимать значение трудовой деятельности для личности и для общества; понимать значение коммуникации в межличностном общении; Тема: «Человек и природа » понимать специфику познания мира взаимодействовать в ходе выполнения средствами искусства в соотнесении с другими групповой работы, вести диалог, способами познания; участвовать в дискуссии, понимать роль искусства в становлении аргументировать собственную точку личности и в жизни общества; зрения; находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № Раздел (тема) программы Колп/п во часов 1 Регулирование поведения людей в обществе Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая Система оценки планируемых результатов (виды и формы текущего контроля) 14 ч Тест Самостоятельная работа 13 2 защита жертв войны. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних. Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Человек в экономических отношениях 14ч 3 Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен. Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства. Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют. Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве. Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама. Человек и природа Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера. Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой Проверочная работа Тест 4ч Терминологически й диктант Тест Самостоятельная работа 14 Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы. Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы. Итоговое повторение 4 2ч Итоговое тестирование ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ «Обществознание» : итоговое тестирование ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. Раздел программы, тема Регулирование поведения людей в обществе Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся 14 ч Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. Различать отдельные виды социальных норм. Оценивать свою деятельность с позиций социальных норм современного общества. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Оценивать собственные практические поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка. Сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме. Характеризовать защиту Отечеств как долг и обязанность гражданина РФ. Понимать важность выполнения священного долга службы в армии; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в различных источниках информации. Использова ние электронн ых или цифровых учебнометодическ их материалов Видеоуроки, иллюстраци и, таблицы, тексты, мультимеди йные презентации 15 2. Человек в экономических отношениях 14ч 3. Человек и природа 4ч Раскрыть значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать разные виды дисциплин. Определять черты законопослушного поведения. Называть правоохранительные органы РФ. Исследовать практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни. Описывать разные формы организации хозяйственной жизни. Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Описывать составляющие квалификации работника. Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда. Различать общие, постоянные и переменные затраты. Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Оценивать роль предпринимательства в развитии экономики. Описывать виды денег. Называть основные исторические формы эквивалента стоимости, виды денег. Раскрывать на примерах функции денег. Определить своё отношение к деньгам. Характеризовать ресурсы семьи. Называть источники доходов семьи. Объяснять понятие семейный бюджет. Раскрывать виды расходов, принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Различать обязательные и необязательные расходы. Приводить примеры различных видов источников доходов семьи. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризовать человека как часть природы. Раскрывать аспекты взаимодействия человека и природы. Объяснять сущность проблемы загрязнения окружающей среды . Описывать состояние неисчерпаемых богатств и ресурсов страны. Видеоуроки, иллюстраци и, таблицы, тексты, мультимеди йные презентации Иллюстраци и, таблицы, тексты, мультимеди йные презентации 16 4. Итоговое повторение 2ч Объяснить опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Определять собственное отношение к природе. Оценивать землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности человечества. Характеризовать участие граждан в природоохранительной деятельности. Называть законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять полученные знания и умения в обычной жизни. Иллюстрации, таблицы, тексты, Тематическое планирование по предмету «Обществознание» для 7-а класса составлено с учетом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся основного общего образования: развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Наименование п/п 1. Печатные пособия Перечень материально-технического обеспечения Для обучающихся: 1. Боголюбов Л.Н. Учебник по обществознанию для 7 класса общеобразовательных учреждений /– М.: Просвещение, 2017 г. 2. Митькина А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс/– М.: Экзамен, 2022 г. Для учителя: 1.Рабочая программа ФГОС «Обществознание». Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2016 г. 2.Рабочая программа «Обществознание» к УМК Л.Н. Боголюбова / Е.Н. Сорокина – М.: Вако, 2016 г. 3.Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс/Е.Н. Сорокина – М.: Вако, 2016 г. 4.Планирование учебной деятельности. Технологические карты 17 2. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде) 3. Технические средства обучения (средства ИКТ) Цифровые образовательные ресурсы 4. уроков. Обществознание/ И.Ю. Буйволова – В.: Учитель, 2016 г. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения; видеофильмы, соответствующие тематике программы по обществознанию; презентации, соответствующие тематике программы по обществознанию; электронное приложение к учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 7 класс Классная доска с креплениями для таблиц, персональный компьютер http//:edu.ru http//: fcior/ru http//: catalog.ior.r http//: scool- collection. edu.ru 5. Демонстрационные пособия 6. Натуральный фонд 1 Таблицы по основным разделам курса 2 Схемы по обществоведению (отражающие причинноследственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов) 3 Комплект «Государственные символы Российской Федерации» 18