обществознанию 7 класс ЗПР 7.2.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись
инициалы,
фамилия
30 августа______2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись
инициалы, фамилия
Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Обществознание
для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2.
Учитель Антощук Юлия Михайловна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 7
Срок реализации – 2023-2024 учебный год.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с задержкой психического
развития, вариант 7.2.
Приказ №1025 от 24.11.2022г.

с.Лесновка, 2023г.

2

I.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее - АОП обучающихся с ЗПР)
МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная
для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена
для обучающихся с задержкой психического развития, способных усвоить
адаптированную образовательную программу основного общего образования в
условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется
развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и
коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию
приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание образования в
школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных
компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Цели реализации АОП обучающихся с ЗПР МБОУ «Лесновская средняя школа»
1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на
образование;
2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным
предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их
психофизическим возможностям.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих
основных задач:
1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы
требованиям государственного образовательного стандарта;
2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы,
динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;
3. обеспечение получения качественного основного общего образования,
достижение
планируемых
результатов
освоения
адаптированной
образовательной программы всеми обучающимися;
4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным
потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психологопедагогического сопровождения каждого обучающегося;
5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации
коррекционного образовательного процесса;
6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации
адаптированной образовательной программы;
7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду,
формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими
своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором
профессии и своего места в обществе;
8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в
соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социальноправовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
3

9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни;
10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с
рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и
социального здоровья обучающихся;
В основе реализации АОП лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
формирование соответствующей целям основного общего образования
социальной среды для развития обучающихся с ОВЗ;
получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в
соответствии с их психофизическими возможностями;
ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции
отклонений в развитии детей с ОВЗ;
признание решающей роли в содержании основного общего образования,
специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и
социального развития обучающихся;
учет
индивидуальных
психолого-педагогических
и
физиологических
особенностей обучающихся с ОВЗ при построении коррекционно-образовательного
процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных
траекторий в развитии детей с ОВЗ;
контингента обучающихся;
психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного
возраста (11-15 лет), связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и
психологическими) предпосылками;
перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению
учебной деятельности на уровне основной школы, связанной с получения знаний в
основной школе по общеобразовательным предметам;
изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества
- переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий
педагогами по каждому образовательному предмету;
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую
обеспеченность следующие:
развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа
доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении
учебных задач);
развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения,
обобщения, навыки группировки и классификации;
осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение
ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с
обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
проводить социальную профилактику, формировать навыки общения,
правильного поведения.
Особенности организации учебной деятельности с учащимися с ЗПР.
4

При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня
интеллектуального развития обучающихся. Характерной особенностью учебновоспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к
слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное
развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого.
В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются
организационно-педагогические технологии:
1.
Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения,
которая позволяет обеспечить:
систематический характер обучения;
логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты
ресурсов при обучении.
2.
Технологии на основе личностной ориентации образовательной деятельности.
Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства
личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями
человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена
технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход
к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс,
осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных
технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический
процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников
педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того,
индивидуальный подход к ребенку.
3.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном
процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и
умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и
социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение,
коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко
применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным
способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности
органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в
которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5.
Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего
происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие
мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной
подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого
уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6.
Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений
работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся,
формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения,
5

позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него
содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном
обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
Особенности обучения по предметам:
небольшой (дозированный) объем подачи материала;
подготовительные упражнения;
постоянное повторение и закрепление материала;
использование наглядности и связь с жизнью;
смена видов деятельности на уроке.
На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового
материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности.
Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся.
Процесс овладения материалом строим на многократной тренировке в применении
полученных знаний.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и
письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач.
Объяснение нового материала следует проводить с опорой на практические задания.
При изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы,
карты и т.д. Рекомендуется систематическое включение блоков повторения изученного
материала перед основными темами курса.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных,
доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и
скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме
и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии
ситуаций.
Закрепление изученного материала проводится с использованием вариативного
дидактического материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность
повторения: таблиц; карточек; карточек-опор. После изучения темы или раздела
организуются контрольные работы.
Необходимо также постоянно формировать у детей умение работать с учебником,
справочной литературой. Кроме того, данных обучающихся отличают ограниченный
запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, поэтому следует
уделять внимание работе над терминами.
Каждое сформированное у школьников умение следует доводить до навыка, побуждая
их к выполнению работ различного характера: диктантов, практических,
самостоятельных, контрольных работ, зачётов. Часть этих работ можно проводить в так
называемой полуустной форме, когда на одни вопросы обучающиеся отвечают
письменно, а на другие устно, подняв руку и дождавшись, когда учитель сможет
подойти и выслушать ответ.
В процессе изучения каждый темы рекомендуется проводить самостоятельные работы
обучающего характера. Самостоятельные работы состоят из обязательной и
дополнительной частей. Выполнение заданий дополнительной части не является
обязательным. Но в силу того, что обучающиеся продвигаются в учёбе разными
темпами, им предоставляется возможность достичь более высокого уровня и,
соответственно, получить более высокую оценку. В начале самостоятельные работы
6

необходимо проводить по образцу, алгоритму, впоследствии постоянно усложняя
материал: добавлять задания продуктивного характера, а для кого-то и творческого.
После изучения темы или раздела организуются контрольные работы.
Контрольные работы выполняются только письменно. После контрольной работы
обязательна работа по коррекции знаний, умений и навыков обучающихся.
Форма зачёта может быть самой свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать
устно по специальным билетам, а другие выполнять задания в письменном виде.
Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и
преемственности этапов, тщательный отбор методов и приёмов с опорой на несколько
анализаторов и определение их рациональной комбинации, организующая роль
педагога, создание атмосферы психологического комфорта - необходимые условия
эффективного планирования и проведения урока по программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Обществознание» для 7-а класса
(обучающиеся с задержкой психического развития) разработана на основе примерной
программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений и авторской программы
Боголюбова Л.Н. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под
редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. М.: Просвещение,2014, допущенной Министерством
образования и науки РФ, в соответствии с
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 14.07.2022 года),
2. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом
Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями
на 07.06.2017 года).
3.Концепцией преподавания учебного предмета « Обществознание», опубликованной на
портале «Образование» 30.12.2018 и на основании следующих документов:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (в рамках ФГОС ООО 2
поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.
- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7
на 2022-2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:
1.Рабочая программа ФГОС «Обществознание». Предметная линия учебников под
редакцией Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2016 г.
2.Рабочая программа «Обществознание» к УМК Л.Н. Боголюбова / Е.Н. Сорокина – М.:
Вако, 2016 г.
3. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /Л.Н. Боголюбов – М.:
Просвещение, 2017 г. (включен в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год)
4. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс/ А.С. Митькина – М.: Экзамен, 2022 г.
7

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Примерная рабочая программа по обществознанию составлена на основе содержания
общего образования и требований к результатам основного общего образования с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на
основе АООП ООО.
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Общественнонаучные предметы». Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в
системе общего образования, обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностносмысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции
в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в
обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно освещает проблемы человека и
общества через призму основ наук: экономики, социологии, политологии, социальной
психологии, правоведения, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что
способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной
компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая возможность применения полученных знаний и
умений для решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми
нормами, для содействия правовыми способами и средствами поддержанию правопорядка в
обществе и противодействия противоправному поведению, что способствует адаптации
обучающихся с ЗПР подросткового возраста к условиям динамично развивающегося
современного общества в целом.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается
на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как
«История», «Литература», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
«География», «Биология» и другие, что создает возможность одновременного прохождения тем
по указанным учебным предметам. Курс построен по линейно-концентрическому принципу.
Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом
«Обществознание», осмысление и усвоение информации морально-нравственного и
гражданско-правового характера представляет определенную сложность для обучающихся с
ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной
деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному познавательному
интересу к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Обществознание»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным
возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов,
внутрипредметных и межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких
подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и закрепление изученного на
разнообразном учебном и неучебном материале; изучение некоторых тем в ознакомительном
плане. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с
принципом доступности при сохранении общего базового уровня.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛИ УЧЕБНОГО
развитие личности в ответственный период социального
ПРЕДМЕТА
взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов,
критического мышления в процессе восприятия социальной (в
том числе экономической и правовой) информации и
8

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности,
уважения
к
социальным
нормам;
приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы
знаний, необходимых для социальной адаптации: об
обществе;
основных
социальных
ролях;
позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих
успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой
деятельности;
способах
регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты
прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной,
практической деятельности в основных характерных для
подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для
решения типичных задач в области социальных отношений;
экономической и гражданско-общественной деятельности;
межличностных отношениях; отношениях между людьми
различных
национальностей
и
вероисповеданий;
самостоятельной
познавательной
деятельности;
правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Учебные
подвести учащихся к пониманию:
-роли и значения права в жизни человека, общества и
государства;
-ответственности человека за свои поступки перед обществом
и государством;
-значения существования гражданского общества и важности
деятельности местного самоуправления;
-основ конституционного строя России;
-важности звания гражданина;
-значения международных договорённостей о защите прав
человека;
-особенностей частной и публичной жизни гражданина;
-важности роли труда в обществе;
-взаимосвязи общества и человека, долга и совести;
-целей и принципов семейного права, нравственных основ
брака и семьи;
-особенностей социального государства и значению
социальных прав человека;
-политических прав и свобод в жизни современного общества;
-роли образования в современном обществе;
-значимости моральных принципов для человека, взаимосвязи
добра и зла.
Коррекционные.
- формировать умение самостоятельно контролировать
правильность
произношения
словесного
материала,
9

ОПИСАНИЕ МЕСТА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ШКОЛЫ

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА И
ОСОБЕННОСТИ
ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ
СОДЕРЖАНИЯ

соблюдение орфоэпических правил произношения слов, фраз в
нормальном темпе, голосом нормальной разговорной
громкости;
- формировать умение и навык восприятия и различения
речевого материала на слух осмысленно;
- расширение речевой практики, использование языкового
материала в речи, в разных видах общения;
-отведение особой роли письменной речи как средству
развития самостоятельной речи и познавательной
деятельности, обучающихся в целом;
- развитие и обогащение самостоятельно приобретённых
обучающимися речевых навыков;
-стимулирование различными средствами, методами и
формами работы активного поведения обучающихся, их
собственной самостоятельной практической и умственной
деятельности
Учебный предмет «Обществознание» является составной
частью предметной области
«Общественно-научные
предметы».
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования предусматривает изучение
предмета «Обществознание»
в перечне обязательных
предметов .
В
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного образовательного стандарта основного
общего образования на изучение обществознания в 7-а классе
отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком
ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год,
утвержденными приказом от 30 августа 2022 № 175 ,
рабочая программа составлена на _ часа с учетом выходных и
праздничных дней.
На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в
специально организованной помощи, направленной на то,
чтобы облегчить им усвоение учебного материала. Для
преодоления этих трудностей основное внимание должно быть
уделено отбору учебного материала в соответствии с
принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. Он должен по содержанию и объему быть
адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их
особыми
образовательными
потребностями.
Следует
облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР
посредством его детального объяснения с систематическим
повтором, использования приемов актуализации (визуальная
опора, памятка, алгоритм, схема, карта). Примерная программа
предусматривает внесение некоторых изменений: уменьшение
объема теоретических сведений, исключение излишней
детализации, включение отдельных тем или целых разделов в
материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы
для ознакомительного изучения в программе выделены
курсивом. Объём основного содержания по предмету
10

сокращается несущественно за счёт устранения избыточных
по отношению к основному содержанию требований.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Цели и задачи изучения обществознания в школе формулируются в виде совокупности
приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в
учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения обществознания в
современной школе — образование, развитие и воспитание личности обучающегося,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего знания в учебной и социальной деятельности. Изучение обществознания в
основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения обучающимся
типичных для подростка социальных ролей, общей ориентации в актуальных общественных
событиях и процессах. Формирует опыт нравственной и правовой оценки конкретных
поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей, сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в
российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не
только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и
происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии,
биологии и др.), а также привлекается социальный опыт обучающихся. Курс обществознания
призван сформировать у обучающихся ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и
согласия. Воспитание отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании
равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для
общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешними и грядущими поколениями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
результатов
освоения
образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
• определение жизненных ценностей, мотивированность и направленность ученика на активное
и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни
общества, в благополучии и процветании своей Родины;
• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
• уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру
поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
• признание равноправия народов;
• осознание важности семьи и семейных традиций;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;
• осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные результаты:
регулятивные :
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы,
ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
11

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а
также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
познавательные :
• проводить наблюдение под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятий;
коммуникативные :
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать
различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы),
факты;критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего
мнения и корректировать его;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других
людей.
Предметные результаты:
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Обучающийся получит возможность
Обучающийся научится
научиться
Тема: «Регулирование поведения людей в обществе»
относительно целостное представление об понимать себя, анализировать свои
обществе и о человеке, о сферах и областях поступки, чувства, состояния, работать
общественной
жизни,
механизмах
и в группах и парах; работать с текстом
регуляторах
деятельности
людей; учебника,
анализировать
схемы
и
различать
основные
нравственные
и таблицы,
высказывать
собственное
правовые
понятия, нормы и правила, мнение, суждение;
понимать их роль в регуляции общественной понимать язык массовой социальножизни, применять эти нормы и правила к политической коммуникации, позволяющий
анализу и оценке реальных социальных осознанно
воспринимать
ситуаций, руководствоваться этими нормами соответствующую
информацию;
и правилами в собственной повседневной различать факты, аргументы, оценочные
жизни;
суждения;
понимать
важность
знания
новых
возможностей
для
коммуникации
в
современном обществе, уметь использовать
современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки необходимой
социальной информации;
Тема: «Человек в экономических отношениях »
понимать особенности труда как одного из находить
нужную
информацию
в
основных видов деятельности человека; различных источниках; адекватно её
12

основным требованиям трудовой этики в воспринимать;
современном обществе;
отдельным
приемам
и
техникам
правовым нормам, регулирующим трудовую преодоления конфликтов;
деятельность
несовершеннолетних;
понимать значение трудовой деятельности
для
личности
и
для
общества;
понимать
значение
коммуникации
в
межличностном общении;
Тема: «Человек и природа »
понимать
специфику
познания
мира взаимодействовать в ходе выполнения
средствами искусства в соотнесении с другими групповой
работы,
вести
диалог,
способами
познания; участвовать
в
дискуссии,
понимать роль искусства в становлении аргументировать собственную точку
личности
и
в
жизни
общества; зрения;
находить нужную информацию в различных
источниках; адекватно ее воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать
имеющиеся
данные,
соотносить их с собственными знаниями);
давать оценку взглядам, подходам, событиям,
процессам
с
позиций
одобряемых
в
современном
российском
обществе
социальных ценностей
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ Раздел (тема) программы
Колп/п
во
часов

1

Регулирование поведения людей в обществе
Социальные нормы. Многообразие правил поведения.
Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и
хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их
гарантии. Конституционные обязанности гражданина.
Права ребёнка и их защита. Особенности правового
статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды
правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Необходимость соблюдения законов.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и
справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная
армия. Военная служба. Важность подготовки к
исполнению воинского долга. Международно-правовая

Система оценки
планируемых
результатов (виды
и формы текущего
контроля)

14 ч

Тест
Самостоятельная
работа
13

2

защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования
общества и человека. Общеобязательная и специальная
дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон
смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное
поведение. Преступления и проступки. Ответственность
несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на
страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура.
Нотариат. Взаимоотношения органов государственной
власти и граждан.
Человек в экономических отношениях
14ч

3

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль
в жизни общества. Основные сферы экономики;
производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд.
Производительность труда. Заработная плата. Факторы,
влияющие на производительность труда.
Производство,
затраты,
выручка,
прибыль.
Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое
предпринимательство
и
фермерское
хозяйство.
Основное
организационно-правовые
формы
предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен,
торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и
формы денег. Реальные и номинальные доходы.
Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы
страхования. Формы сбережения граждан. Страховые
услуги, предоставляемые гражданам, их роль в
домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология,
НТР, НТП. Экономическая система, рыночная
экономика, рынок, факторы производства, конкуренция,
спрос, предложение. экономические задачи государства,
государственный бюджет, налоговая система, функции
денег, бизнес, реклама.
Человек и природа
Воздействие
человека
на
природу.
Экология.
Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые
богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение
атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение
атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы.
Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь.
Ответственное отношение к природе. Браконьер.
Последствия безответственности Экологическая мораль.
Господство над природой. Сотрудничество с природой

Проверочная
работа
Тест

4ч

Терминологически
й диктант
Тест
Самостоятельная
работа

14

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила
охраны
природы,
установленные
государством.
Биосферные заповедники. Государственный контроль.
Государственные инспекторы. Участие граждан в
защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая
катастрофа, охрана природы.
Итоговое повторение

4

2ч

Итоговое
тестирование

ФОРМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ПРЕДМЕТУ «Обществознание» :
итоговое тестирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

1.

Раздел
программы,
тема

Регулирование
поведения
людей в
обществе

Кол-во
часов

Основные виды учебной деятельности
обучающихся

14 ч

Характеризовать на примерах социальные
нормы и их роль в общественной жизни.
Различать отдельные виды социальных норм.
Оценивать свою деятельность с позиций
социальных норм современного общества.
Анализировать
несложные
практические
ситуации,
связанные
с
реализацией
гражданами своих прав и свобод.
Оценивать
собственные
практические
поступки, моральные качества, выявлять их
динамику.
Объяснять и конкретизировать фактами
социальной
жизни
связь
закона
и
правопорядка.
Сравнивать различные документы по теме и
высказывать свою точку зрения, осуществлять
поиск социальной информации по заданной
теме.
Характеризовать защиту Отечеств как долг и
обязанность гражданина РФ.
Понимать важность выполнения священного
долга службы в армии; давать нравственную и
правовую оценку конкретных ситуаций;
осуществлять поиск дополнительных сведений
в различных источниках информации.

Использова
ние
электронн
ых или
цифровых
учебнометодическ
их
материалов
Видеоуроки,
иллюстраци
и, таблицы,
тексты,
мультимеди
йные
презентации

15

2.

Человек в
экономических
отношениях

14ч

3.

Человек и
природа

4ч

Раскрыть
значение
дисциплины
как
необходимого
условия
существования
общества и человека.
Характеризовать разные виды дисциплин.
Определять
черты
законопослушного
поведения.
Называть правоохранительные органы РФ.
Исследовать
практические
ситуации,
связанные
с
деятельностью
правоохранительных органов.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать
на вопросы; применять полученные знания и
умения в обычной жизни.
Описывать разные формы организации
хозяйственной жизни.
Характеризовать
роль
потребителя
и
производителя в экономике.
Описывать
составляющие
квалификации
работника.
Характеризовать
факторы,
влияющие на размер заработной платы.
Раскрывать
роль
производства
в
удовлетворении
потребностей
общества.
Характеризовать факторы, влияющие на
производительность труда. Различать общие,
постоянные и переменные затраты.
Раскрывать
роль
производства
в
удовлетворении
потребностей
общества.
Объяснять значение разделения труда в
развитии производства. Оценивать
роль
предпринимательства в развитии экономики.
Описывать виды денег. Называть основные
исторические формы эквивалента стоимости,
виды денег. Раскрывать на примерах функции
денег. Определить своё отношение к деньгам.
Характеризовать ресурсы семьи. Называть
источники доходов семьи. Объяснять понятие
семейный бюджет. Раскрывать виды расходов,
принципы рационального ведения домашнего
хозяйства.
Различать обязательные и необязательные
расходы. Приводить примеры различных
видов источников доходов семьи.
Описывать
закономерность
изменения
потребительских
расходов
семьи
в
зависимости от доходов.
Характеризовать человека как часть природы.
Раскрывать аспекты взаимодействия человека
и природы. Объяснять сущность проблемы
загрязнения окружающей среды .
Описывать состояние неисчерпаемых богатств
и ресурсов страны.

Видеоуроки,
иллюстраци
и, таблицы,
тексты,
мультимеди
йные
презентации

Иллюстраци
и, таблицы,
тексты,
мультимеди
йные
презентации
16

4.

Итоговое
повторение

2ч

Объяснить опасность загрязнения воды, почвы
и атмосферы.
Определять собственное отношение к природе.
Оценивать землю и другие природные ресурсы
как
основу
жизни
и
деятельности
человечества.
Характеризовать
участие
граждан
в
природоохранительной
деятельности.
Называть законы РФ, направленные на охрану
окружающей среды.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать
на вопросы; применять полученные знания и
умения в обычной жизни.

Иллюстрации,
таблицы,
тексты,

Тематическое планирование по предмету «Обществознание» для 7-а класса составлено с
учетом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного
учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания
обучающихся основного общего образования:
 развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его
счастья;
 развитие ценностного отношения к миру как главному принципу человеческого общежития,
условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
 развитие ценностного отношения к окружающим людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и
позволяющие избегать чувства одиночества;
 развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
Наименование
п/п
1. Печатные пособия

Перечень материально-технического обеспечения
Для обучающихся:
1. Боголюбов Л.Н. Учебник по обществознанию для 7 класса
общеобразовательных учреждений /– М.: Просвещение, 2017 г.
2. Митькина А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7
класс/– М.: Экзамен, 2022 г.
Для учителя:
1.Рабочая программа ФГОС «Обществознание». Предметная
линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова – М.:
Просвещение, 2016 г.
2.Рабочая программа «Обществознание» к УМК Л.Н.
Боголюбова / Е.Н. Сорокина – М.: Вако, 2016 г.
3.Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс/Е.Н.
Сорокина – М.: Вако, 2016 г.
4.Планирование учебной деятельности. Технологические карты
17

2.

Экранно-звуковые
пособия (могут
быть в цифровом
виде)

3.

Технические
средства обучения
(средства ИКТ)
Цифровые
образовательные
ресурсы

4.

уроков. Обществознание/ И.Ю. Буйволова – В.: Учитель, 2016
г.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
видеофильмы, соответствующие тематике программы по
обществознанию; презентации, соответствующие тематике
программы по обществознанию;
электронное приложение к учебнику Л.Н. Боголюбова
«Обществознание» 7 класс
Классная доска с креплениями для таблиц, персональный
компьютер
http//:edu.ru
http//: fcior/ru
http//: catalog.ior.r

http//: scool- collection. edu.ru
5.

Демонстрационные
пособия

6.

Натуральный фонд

1 Таблицы по основным разделам курса
2 Схемы по обществоведению (отражающие причинноследственные связи, системность социальных объектов,
явлений и процессов)
3
Комплект
«Государственные
символы
Российской
Федерации»

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».