Обществознание 6 класс ТНР 5.2.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

30 августа______2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Обществознание

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.2.
Учитель Антощук Юлия Михайловна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 6
Срок реализации – 2023-2024 учебный год.

Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи. Вариант 5.2, Приказ №1025 от 24.11.2022г.

с.Лесновка, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа основного общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - АОП обучающихся с ТНР) МБОУ
«Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения
данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи, способных усвоить адаптированную образовательную программу
основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных
условий.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие
модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья
каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе
личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности
педагогического коллектива. Содержание образования в школе направлено на формирование у
обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной
жизни в семье и социуме.
Цели реализации АОП обучающихся с ТНР МБОУ «Лесновская средняя школа»
1.обеспечение прав
образование;

детей, имеющих

специальные образовательные потребности на

2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам,
имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим
возможностям.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям
государственного образовательного стандарта;
2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое
наблюдение детей при переходе в среднее звено;
3. обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми
обучающимися;
4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным
потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося;
5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного
образовательного процесса;
6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации
адаптированной образовательной программы;
7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду,
формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих
интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе;
8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с
нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями,
принятыми в современном обществе;

9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни;

в

10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с
рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального
здоровья обучающихся;
В основу формирования АОП обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающегося;
- учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- коррекционная направленность образовательной деятельности;
- развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей
обучающегося;
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
- принцип преемственности;
- принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие
предмета, а понятие предметной области);
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях
учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающейся
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АОП обучающейся
деятельностный и системный подходы.

с

ТНР

заложены

дифференцированный,

Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей
обучающейся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом,
характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АОП создается в
соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ
требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации
образовательной программы; результатам образования. Применение дифференцированного
подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР
возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие
возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных
материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности
обучающихся самостоятельно решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи в
соответствии с их возможностями.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающейся с
ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им
деятельности.
Реализация деятельностного подхода в контексте АОП обеспечивает: придание результатам
образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися
знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и
интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; создание условий
для общекультурного и личностного развития обучающейся с ТНР на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими
системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на
следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем
собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая
используется как средство общения. Системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в
формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными
знаниями, действиями, умениями и навыками; воздействие на все компоненты речи при
устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных
областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области; реализацию
интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в
единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в
соответствии с различными ситуациями.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТНР наблюдается нарушение
процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования
артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными
признаками: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение,
искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Обучающиеся с ТНР характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Нарушения
звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его
звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Отмечается недостаточная
внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей
смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности
дифференцированного
восприятия
фонем
и
являющееся
важным
показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
Недостаточность
лексического
строя
речи
проявляется
в
специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно
в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора
родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения
программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении
грамматических форм слова.

речи

часто

встречаются

ошибки

в

употреблении

Особую сложность для обучающейся представляют конструкции
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

с

придаточными

Лексико-грамматические средства языка у обучающегося сформированы неодинаково. С
одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок,
особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности при составлении рассказа на заданную тему, по
картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни,
составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном,
простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающегося отмечаются разнообразные нарушения
чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при
чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной
сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы
чтения и письма в норме.
Планируемые результаты
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования
система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения
ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей
перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину
развития
обучающихся,
поощрять
продвижения
обучающихся,
выстраивать
индивидуальные траектории движения с учѐтом зоны ближайшего развития ребѐнка.
Курс ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных
результатов ООО.
Личностными
результатами
выпускников
основной
школы,
формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2. заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной
школы проявляются:
в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив;
в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных
социальных ролей, свойственных подросткам;
в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной

практике:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных
источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения с
окружающими; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами
освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию
являются:
1.
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2.
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
3.
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4.
умения находить нужную социальную информацию в педагогически
отобранных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям
с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5.
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
6.
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять
эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на
необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной
повседневной жизни;
7.
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм
и гражданственность;
8.
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых
норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с
другими способами познания;
11. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
13. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой социальной информации;
14.
понимание языка массовой социально – политической коммуникации,

позволяющее
осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
17. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Человек в социальном измерении. Личность как совокупность
важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной
личности.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка.
Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры
как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и
формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный
характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Слагаемые жизненного успеха. Труд как условие успеха. Выбор профессии.
Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.
Практикум по теме «Человек в социальном измерении».
Тема 2. Человек среди людей. Межличностные отношения. Роль чувств в
отношениях между людьми. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и
соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья.
Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения.
Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное
разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Практикум по теме «Человек среди людей».
Тема 3. Нравственные основы жизни .Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое
правило морали. Учимся делать добро.
Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага.
Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто
нуждается в поддержке.
Практикум по теме «Нравственные основы жизни».
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
Итого

Название темы, раздела
Человек в социальном измерении
Человек среди людей
Нравственные основы жизни

Общее
количество
часов
12
11
11
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».