история 7 класс Умственная отсталость

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

30 августа______2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет:

История

для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Учитель

Антощук Юлия Михайловна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 7
Срок реализации – 2023-2024 учебный год.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1), Приказ №1026 от 24.11.2022г.

Лесновка, 2023г.
1

I.Пояснительная записка.
Адаптированная общеобразовательная программа для обучающегося с легкой степенью умственной отсталостью направлена на формирование
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное,
физическое) в соответствии с принятыми в обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью
выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении
содержания школьного образования и социальной адаптации.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной
активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной
отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью
об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.
В процессе освоения отдельных учебных предметов проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности
смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Обучающаяся умеет читать и писать под диктовку. В целом мышление
характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой). Присуща
сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, она начинает выполнять работу, не дослушав
инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления учебного материала неразрывно
связаны с особенностями ее памяти. Запоминание, сохранение, воспроизведение полученной информации у обучающейся обладает целым рядом
специфических особенностей: она лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее
осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое
требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память сформирована
на более высоком уровне. Недостатки памяти проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с
большим количеством искажений.
Особенности нервной системы проявляются и в особенностях ее внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с
волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание
посильно и интересно для обучающейся, то ее внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения
обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. В процессе выполнения учебного задания часто
2

уходит от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывает» на действия, произведенные ранее, причем переносит их в прежнем виде, не
учитывая изменения условий.
Следует отметить независимость и самостоятельность обучающейся в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми
навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают
проявление некоторых специфических особенностей личности, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет
формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.
Для обучающейся характерны следующие специфические образовательные потребности:
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего
мира; отработка средств коммуникации, социально - бытовых навыков;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- обеспечение обязательности профильного трудового образования;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Основной принцип работы с обучающейся заключается в направленности на формирование деятельности, дающей возможность овладения всеми
видами доступной ей предметно-практической деятельности. Способами и приемами познавательной, учебной, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением, а также переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.
II. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
- уметь объяснять значение понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
3

- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрации, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
- устанавливать (по вопросам учителя) причины:
* возникновения языческих верований;
* возникновения разнообразных видов труда;
* возвышения среди племен отдельных личностей;
* объединения племен;
* возникновения государства;
* крещения Руси;
* распада Киевской Руси;
- знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль
- знать исторические имена (3-5 имен);
- -знать главные исторические события : от крещения Руси до Куликовской битвы.
Достаточный уровень:
- объяснять значение словарных слов и понятий;
- устанавливать причины:
* возникновения языческих верований и обрядов;
* развития ремесел, торговых отношений, культуры;
* возникновения государства, его структуры, функций;
* развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
* распад Киевской Руси;
-* возникновение религии, торговли межгосударственных связей России (9- 17 вв.);
* захват чужих земель, войн между племенами, народами, гсударствами;
* освободительных войн между государствами;
* возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном:
- смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословий в Российском государстве.
4

* описывать образ жизни восточных славян, места расселения;
* отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Лжедмитрий и др.
- знать названия древних городов Руси (5-6 названий);
- знать основные события периодов:
* 9в. – первое Древнерусское государство;
* 10 в. – крещение Руси;
* 11 в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
* 11-13 вв. – расцвет культуры древней Руси;
* 11-15 вв.- раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;
* 16-17вв – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана Грозного, смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.
Личностные результаты:
- проводить сравнения, находить признаки сходства и различия;
- уметь самостоятельно выполнять задания по учебнику и в тетради;
- уметь самостоятельно составлять рассказ по плану в учебнике;
- уметь объяснять значение понятий и слов;
- уметь самостоятельно устанавливать прямые и обратные связи между датами и событиями;
- уметь самостоятельно излагать контекст исторических событий по иллюстрации, плану, ленте времени, картам.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
- устанавливать (по вопросам учителя) причины:
* возникновения языческих верований;
* возникновения разнообразных видов труда;
* возвышения среди племен отдельных личностей;
* объединения племен;
* возникновения государства;
* крещения Руси;
* распада Киевской Руси;
- знать названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль
5

- знать исторические имена (3-5 имен);
- -знать главные исторические события : от крещения Руси до Куликовской битвы.
Достаточный уровень:
- объяснять значение словарных слов и понятий;
- устанавливать причины:
* возникновения языческих верований и обрядов;
* развития ремесел, торговых отношений, культуры;
* возникновения государства, его структуры, функций;
* развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
* распад Киевской Руси;
-* возникновение религии, торговли межгосударственных связей России (9- 17 вв.);
* захват чужих земель, войн между племенами, народами, гсударствами;
* освободительных войн между государствами;
* возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном:
- смутного времени и народных волнений;
- возникновения и укрепления сословий в Российском государстве.
* описывать образ жизни восточных славян, места расселения;
* отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир Красное Солнышко, Иван Грозный, Лжедмитрий и др.
- знать названия древних городов Руси (5-6 названий);
- знать основные события периодов:
* 9в. – первое Древнерусское государство;
* 10 в. – крещение Руси;
* 11 в. – расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
* 11-13 вв. – расцвет культуры древней Руси;
* 11-15 вв.- раздробленность русских земель, монгольское нашествие, свержение Золотой Орды;
* 16-17вв – объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана Грозного, смутное время, Земский собор 1613 г., развитие сословных отношений.

6

III. Содержание предмета
Раздел 1. Древняя Русь. Происхождение славян.
Славяне – коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III- II тыс. до н.э. в северной части Европы от Рейна до Днепра.
Ветви славян и славянских языков.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян , их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное
обобщение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар.
Славяне - воины, борьба славян со степными кочевниками, походы на Византию.
Славяне и соседние народы.
Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с
соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. неравномерность развития отдельных славянских племен.
Соседская территориальная община – вервь, племена и союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать- князья, старейшины, их
опора – дружина. Положение женщин в общине. Вече – общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к
возникновению государства у восточных славян.
Облик славян и черты их характера.
Внешность славян. Реконструкции М. М. Герасимова. Сила, храбрость славян. Обращение с пленными. Гостеприимство, трудолюбие славян.
Хозяйство и уклад жизни восточных славян.
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля,
бортничество, огородничество и др.
Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славя. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
Возникновение городов – центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород – развитые центры славянского мира,
контролирующие торговые пути.
Культура и верования восточных славян.
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун – бог грома, молнии, войны.; Сварог – бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) – бог солнца;
Род – бог плодородия. Археологические находки предметов культуры восточных славян. Обряды восточных славян: культ предков. Свадебные и
похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами. Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы.
Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
7

Создание Древнерусского государства.
Происхождение слова Русь (научные представления).
Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей – Киевская Русь (IXв.)
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина. Боярская думасовещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Община как замкнутая социальная система, организующая и
контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.
Вотчина –крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля – главное богатство восточных славян. Положение
простых крестьян – смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье – сбор дани со всего «свободного» населения, «уроки» и «погосты».
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
Развитие древних городов Руси: Киева, Переяславля, Чернигова, Смоленска, Новгорода и др.
Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами.
Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны по пути в Индию.
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ
государства и покорения соседних племен.
Крещение Руси, истоки христианской веры.
Повторение. Истоки христианской веры. Религия в X-XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария
(ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический Запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства.
Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивлние народа и
Крещение Руси в 988 г. значение принятия Русью христианства ля ее дальнейшего исторического развития: укрепления государственной власти,
расширение внешних связей, укрепления международного авторитета, развития культуры.
Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром.
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев
– один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого,
родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда – свод древнерусского феодального права.
Феодальная раздробленность Руси. Русская Правда – свод древнерусского феодального права.
Феодальная раздробленность Руси (XI – XVвв.)
8

Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате
княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха(1053 -1125) по сохранению единства русских
земель. Введение короны русских царей – шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси.
Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его
сына Мстислава 1 –великого князя киевского ( 1076 -1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на
северо-западе), Владимиро-_ Суздальское (на юго- востоке).
Новгород – крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский.
Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147 г.)
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве ив Новгороде, Золотые ворота в Киеве,
соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Церковь Покрова на Нерли, Успенский Дмитровский соборы во Владимире и др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери – символ Руси. Развитие русской иконописной школы.
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями.
Образование монгольского государства.
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских
племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого
войска от кочевников.
Покорение монголами Волжской Болгарии, земель Средней Волги., вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение рязанской земли, покорение
города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Создание нового государства –
Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, ярлыки.
Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь - преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами.
Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги.
Объединение русских земель против Золотой Орды.
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование
трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства.
Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, десятина крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва,
Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины
возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита –
московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой.
9

Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства Иван III (1497). Роль Русской православной
церкви в объединении русских земель в борьбе с монголо-татарским игом. Личность Сергия Радонежского и его влияние на самосознание русского
народа.
Раздел III. Единое Московское государство.
Российское в XVIв. Царь Иван Грозный
Территория Россия в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана Грозного. Личность царя. Беспощадность самодержца против
демократических проявлений в обществе. Погромы Новгорода. Причины возникновения опричнины. Церковь – крупный собственник и землевладелец
в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая
община и др. зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге
власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г. , Юрьев день, военная реформа. Стоглавый собор Русской
православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в
Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море.
Смутное время. Воцарение династии Романовых.
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI – XVII вв. положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной
системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление
Москвы (Белый город, Земляной город). Рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход
Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина – заговор и
предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против
польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери.
Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий:
бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.
Культура в Российском государстве XVI – XVII вв.
Влияние православной церкви на русскую культуру. Московские ремесленники. Строительство соборов Кремля, церкви Вознесения в Коломенском.
Памятники литературы. Агиография, народное творчество. Отражение исторических событий в народном творчестве.
Книгопечатание. Франциск Скорина, Иван Федоров. Рост грамотности населения. Открытие Славяно-греко-латинской академии. Легенда о библиотеке
Ивана Грозного
IV. Тематическое планирование
10

№ п/п
1
1-2
3-4
5-7

8

Разделы программы
Глава 1. Древняя Русь
Тема 1. Происхождение славян
Тема 2. Славяне и соседние народы
Тема 3. Облик славян и черты их характера
Тема 4: Хозяйство и уклад жизни
восточных славян
1. Земледелие – основное занятие славян

Количество часов
38
2
2
3
4
1

9

2. Организация жизни славян

1

10-11

3. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян

2

12-15
16

Тема 5. Культура и верования восточных славян
Тема 6. Создание Древнерусского государства
1. Как возникло древнерусское государство

4
6
1

17

О чем рассказывает древняя летопись
2. Об Аскольде, Дире и их походах Византию

1

18

3. Князь Олег

1

19

4. Князь Игорь из рода Рюриковичей

1

20

5. Как княгиня Ольга отомстила древлянам

1

21

6. Сын князя Игоря и Ольги - Святослав

1

Тема 7. Крещение Руси, истоки христианской
веры.

4

11

Дата

22

1. Сыновья князя Святослава

1

23

2. Князь Владимир Красное Солнышко

1

24

3. Крещение Руси

1

25

4. Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства

1

26

Тема 8. Расцвет русского государства
при Ярославе Мудром
1. Князь – воин, строитель, книжник

5
1

27

2. Русская Правда Ярослава Мудрого

1

28

3. Русь после смерти Ярослава Мудрого

1

29-30

4. Князь Владимир Мономах

2

31

Тема 9. Феодальная раздробленность Руси
(XI вв.)
1. Распад Руси на отдельные княжества в 12 веке

8
1

32

2. Новгородская республика. Господин Великий Новгород

1

33

3. Ростово-Суздальское княжество в 12 веке

1

34

4. Князь Юрий Долгорукий

1

35-36

5. История возникновения Москвы

2

12

37-38
2
39

6. Культура Руси в 10-13 веках

2

Глава 2. Русь в борьбе с завоевателями
Тема 10. Образование монгольского государства.
1. Чингисхан и его армия

14
6
1

40

Битва на реке Калке
2. Нашествие монголов на Русь

1

41

3. Летописи о битах на реке Сить и героической обороне Козельска

1

42

4. Походы Батыя на южнорусские земли

1

43

5. Новгородский князь Александр Невский

1

44

Ледовое побоище
6. Власть Золотой Орды над русскими князьями

1

45

Тема 11. Объединение русских земель против
Золотой Орды
1. Русские княжества в 13-14 веках

8
1

46

2. Борьба Москвы с Тверью

1

47

3. Московский князь Иван Калита

1

48

4. Наследники Калиты

1

49

5. Московский князь Дмитрий Иванович

1

Сергий Радонежский. Куликовская битва
13

50

6. Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году

1

51

7. Наследники Дмитрия Донского

1

52

Собирание Руси Иваном III (1452-1505)
8. Освобождение Руси от Золотой Орды

1

16
6

53

Управление государством Иваном III
Глава 3. Единое Московское государство
Тема 12. Российское государство в XVI в.
Царь Иван Грозный.
1. Начало правления Ивана IV. Близкое окружение Ивана IV

54

2. Земский собор, реформы Избранной рады

1

55

3. Войны Ивана Грозного

1

56

4. Войны с западными странами

1

57

5. Опричнина. Погромы в Новгороде и конец опричнины

1

58

6. Покорение Сибири

1

3.

59

Тема 13. Смутное время.
Воцарение династии Романовых
1. Россия после Ивана Грозного

1

6
1

60

2. Лжедмитрий 1 – самозванец

1

61

3. Лжедмитрий II. Семибоярщина

1

14

62

4. Русская православная церковь в Смутное время.

1

63

5. Минин и Пожарский: за веру и Отечество!

1

64

6. Воцарение династии Романовых

1

65-68

Тема 14. Культура Российского государства
в XVI-XVII вв.

4

Итого:

68

5

Тематическое планирование
Разделы, темы
Древняя Русь
Тема 1. Происхождение славян
Тема 2. Славяне и соседние народы
Тема 3. Облик славян и черты их характера
Тема 4: Хозяйство и уклад жизни
восточных славян
Тема 5. Культура и верования восточных славян

6

Тема 6. Создание Древнерусского государства

6

7

Тема 7. Крещение Руси, истоки христианской
веры.
Тема 8. Расцвет русского государства
при Ярославе Мудром
Тема 9. Феодальная раздробленность Руси
(XI вв.)
Русь в борьбе с завоевателями
Тема 10. Образование монгольского государства.
Тема 11. Объединение русских земель против
Золотой Орды

4

№
Глава 1.
1
2
3
4

8
9
Глава 2.
10

Количество часов
38
2
2
3
4
4

5
8
14
6
8

15

Тема 12. Российское государство в XVI в.
Царь Иван Грозный.
Тема 13. Смутное время.
Воцарение династии Романовых
Тема 14. Культура Российского государства в XVI-XVII вв.
Итого :

16

6
6
4
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».