История 7 класс ЗПР 7.2.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись
инициалы,
фамилия
30 августа______2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись
инициалы, фамилия
Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: История
для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2.
Учитель Антощук Юлия Михайловна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 7
Срок реализации – 2023-2024 учебный год.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа

Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с задержкой психического
развития, вариант 7.2.
Приказ №1025 от 24.11.2022г.

с.Лесновка, 2023г.

I.
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее - АОП обучающихся с ЗПР) МБОУ «Лесновская
средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с задержкой
психического развития, способных усвоить адаптированную образовательную программу
основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных
условий.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие
модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья
каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе
личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности
педагогического коллектива. Содержание образования в школе направлено на формирование у
обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной
жизни в семье и социуме.
Цели реализации АОП обучающихся с ЗПР МБОУ «Лесновская средняя школа»
1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на
образование;
2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам,
имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим
возможностям.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям
государственного образовательного стандарта;
2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое
наблюдение детей при переходе в среднее звено;
3. обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение
планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми
обучающимися;
4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным
потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося;
5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного
образовательного процесса;
6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации
адаптированной образовательной программы;
7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду,
формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих
интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе;
8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с
нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями,
принятыми в современном обществе;
9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни;
10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с

рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального
здоровья обучающихся;
В основе реализации АОП лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:
формирование соответствующей целям основного общего образования социальной
среды для развития обучающихся с ОВЗ;
получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии
с их психофизическими возможностями;
ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в
развитии детей с ОВЗ;
признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных
методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития
обучающихся;
учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей
обучающихся с ОВЗ при построении коррекционно-образовательного процесса, определения
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в
развитии детей с ОВЗ;
контингента обучающихся;
психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного возраста
(11-15 лет), связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и
психологическими) предпосылками;
перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению
учебной деятельности на уровне основной школы, связанной с получения знаний в основной
школе по общеобразовательным предметам;
изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий
педагогами по каждому образовательному предмету;
Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность
следующие:
развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа
доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных
задач);
развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения,
навыки группировки и классификации;
осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение
ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки;
развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с
обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности;
осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся;
проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного
поведения.
Особенности организации учебной деятельности с учащимися с ЗПР.
При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня
интеллектуального
развития
обучающихся.
Характерной
особенностью
учебновоспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым
сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях
максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного
решения задач обучения в этих классах активно используются организационнопедагогические технологии:

1.
Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая
позволяет обеспечить:
систематический характер обучения;
логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты
ресурсов при обучении.
2.
Технологии на основе личностной ориентации образовательной деятельности.
Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее
формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека,
максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики
сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими
активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию
окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное
погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого
взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманноличностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе,
осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений,
достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального
окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение,
коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4.
Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко
применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом
передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят
целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность
реализует себя как субъект деятельности.
5.
Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое
овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей
обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к
достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к
решению учебных и жизненных задач.
6.
Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений
работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют
исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому
работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым
происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению
профессиональных образовательных программ.
Особенности обучения по предметам:
небольшой (дозированный) объем подачи материала;
подготовительные упражнения;
постоянное повторение и закрепление материала;
использование наглядности и связь с жизнью;
смена видов деятельности на уроке.
На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала,
который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по

содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строим
на многократной тренировке в применении полученных знаний.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и
письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач.
Объяснение нового материала следует проводить с опорой на практические задания. При
изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы, карты и т.д.
Рекомендуется систематическое включение блоков повторения изученного материала перед
основными темами курса.
Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных,
доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной
деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию,
позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций.
Закрепление изученного материала проводится с использованием вариативного
дидактического материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность
повторения: таблиц; карточек; карточек-опор. После изучения темы или раздела организуются
контрольные работы.
Необходимо также постоянно формировать у детей умение работать с учебником, справочной
литературой. Кроме того, данных обучающихся отличают ограниченный запас общих
сведений и представлений, обеднённый словарный запас, поэтому следует уделять внимание
работе над терминами.
Каждое сформированное у школьников умение следует доводить до навыка, побуждая их к
выполнению работ различного характера: диктантов, практических, самостоятельных,
контрольных работ, зачётов. Часть этих работ можно проводить в так называемой полуустной
форме, когда на одни вопросы обучающиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв
руку и дождавшись, когда учитель сможет подойти и выслушать ответ.
В процессе изучения каждый темы рекомендуется проводить самостоятельные работы
обучающего характера. Самостоятельные работы состоят из обязательной и дополнительной
частей. Выполнение заданий дополнительной части не является обязательным. Но в силу того,
что обучающиеся продвигаются в учёбе разными темпами, им предоставляется возможность
достичь более высокого уровня и, соответственно, получить более высокую оценку. В начале
самостоятельные работы необходимо проводить по образцу, алгоритму, впоследствии
постоянно усложняя материал: добавлять задания продуктивного характера, а для кого-то и
творческого.
После изучения темы или раздела организуются контрольные работы.
Контрольные работы выполняются только письменно. После контрольной работы
обязательна работа по коррекции знаний, умений и навыков обучающихся.
Форма зачёта может быть самой свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать устно по
специальным билетам, а другие выполнять задания в письменном виде.
Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и преемственности
этапов, тщательный отбор методов и приёмов с опорой на несколько анализаторов и
определение их рациональной комбинации, организующая роль педагога, создание атмосферы
психологического комфорта - необходимые условия эффективного планирования и
проведения урока по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
с задержкой психического развития.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и
ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека
с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам
(способность к
нравственному
самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или
их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;

7

сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и
общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.
4.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира.
5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6.
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного

8

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
8.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9.
Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным
трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том
числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение
навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. Формирование и
развитию основ читательской компетенции.
Обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и
интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

9

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной
работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать
адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать
существующие
и планировать
будущие
образовательные
результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать
версии
решения
проблемы,
формулировать
гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить
цель
деятельности
на основе
определенной
проблемы
и
существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной целидеятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять
необходимые
действие
(я) в соответствии
с учебной
и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать
и осуществлять
выбор наиболее
эффективных
способов
решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения
учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять
план решения
проблемы
(выполнения
проекта,
проведения
исследования);
определять
потенциальные
затруднения
при
решении
учебной
и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;

10

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательнуютраекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль
своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать
свою деятельность,
аргументируя
причины
достижения
или
отсутствия планируемого результата;
находить достаточные
средства
для выполнения
учебных
действий
в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по
своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность наоснове
анализа
изменений ситуации
для получения
запланированных
характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение
характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели
и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать
достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов
и доступных внешних ресурсов;

11

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и
познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний
для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности),
эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации
(повышения психофизиологическойреактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать
слова, соподчиненные
ключевому
слову, определяющие
его
признаки и свойства;
выстраивать
логическую
цепочку,
состоящую
из ключевого
слова и
соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;

12

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемойзадачи;
самостоятельно
указывать
на информацию,
нуждающуюся
в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать
эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять,
детализируя или обобщая;объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или
формализованного (символьного) представления втекстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее
алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое
чтение.
Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

13

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст
(художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный,
текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живыхорганизмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать
изменения ситуации при смене действия одного фактора надействие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и
запросы;
осуществлять
взаимодействие
с электронными
поисковыми
системами,
словарями;
формировать
множественную
выборку
из поисковых
источников
для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности; играть
определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение
(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

14

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять
общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед
группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять
роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней
отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственнойдеятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках
диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;
использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных
технологий (далее – ИКТ).

15

Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи
своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель
решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационнойбезопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:

изучения

истории

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени
как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и
других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического
развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений –
походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и
других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры;
рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории
Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной
литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального
развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя
(включая понятия «монархия», «самодержавие»,
«абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм»,

16

«либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д)
художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и
всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций,
взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические
ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового
времени.
Выпускник получит возможность научиться:

• используя

историческую карту, характеризовать социально-экономическое
политическое развитие России, других государств в Новое время;

и

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими
материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и
др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались
общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении
описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 23 часа
Введение. От Средневековья к Новому времени (1 час)
Понятие
о
Новом
времени.
Что
изучает
Новая
история.
Хронологические границы и этапы Нового времени.
Тема 1. Мир в начале нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация (14 часов)
Европа в конце XV–начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты.
Политические, экономические и культурные последствия географических открытий.
Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI–
начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства.
Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI– начале
XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств
в Европе.

17

Начало Реформации. М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в
Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви
против реформационного движения. Религиозныевойны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение
революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между
европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война. Вестфальский
мир.
Тема 2. Первые революции нового времени. Международные отношения (6
часов)
Страны Европы в XVII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и
значение революции.
Европейская культура XVI–XVII вв. Развитие науки: переворот в естествознании,
возникновение новой картины мира; выдающиеся учёные и изобретатели.
Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир
человека в литературе раннего Нового времени.
Стили художественной
культуры
XVII в. (барокко,
классицизм).
Становление театра.
Международные отношения.
Тема 3. Традиционные общества востока. Начало европейской колонизации (2
часа)
Страны Востока в XVI–XVII вв.
Османская империя: от могущества к упадку.
Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские
завоевания.
Империя Цин в Китае.
Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в
Японии.
ИСТОРИЯ РОССИИ
РОССИЯ в XVI в.–XVII в. ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
45 часов
Тема 1. Россия в XVI в. (21 час)
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор
европейского развития.

18

Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского
абсолютизма. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование
единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума.
Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада.
Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена
кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и
проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной
системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского
ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой.
Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ
Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством.
Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва – Третий
Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство. Культура народов России в XVI в. Повседневная
жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных
сословий.
Крымское ханство в XVI в. Границы. Социально-экономическое положение.
Хозяйство. Социально-политическая структура. Сословия. Хан. Беи. Мурзы. Ханский
Диван. Взаимоотношения России с Крымских ханством. Русские в Крыму. Готские
князья – эмигранты в Москве. Готский княжеский род Головиных. Набеги крымских татар
на русские земли (вторая половина XVI в. – 48). Выезды на Поле путивльских и рязанских
станичников. Сохдание сторожевой линии крепостей. Поход на Крым воеводы Д.
Адашева. «Крымский полон». Невольничьи рынки в Кафе, Карасубазаре, Бахчисарае,
Гезлеве. Обмен грамотами между Иваном IV и Девлет Гиреем в 1564 г. Православная
церковь в Крыму.
Тема 2. Россия в XVII в. (21 час)
Россия и Европа в начале XVII в. Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова.
Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств.
Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий
Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий

19

Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно- представительской
системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор
Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления:
развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление
крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские
соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное
включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка
и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки,
крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты.
Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект
европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война.
Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с
Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со
странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI–XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в.
Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство.
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература.
«Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени.
Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в.
Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские
географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в.
Народы Поволжья и Сибири.
Внешняя политика Крымского ханства. Внешняя политика Хаджи- Гиреев.
Влияние Османской Порты на Крым. Курс на «параллельную поддержку». Организация
войска. Военные походы. Бахчисарайский мирный договор 1681г.
Культура Крымского ханства. Быт и обычаи. Одежда. Обучение. Пища. Жилища.
Устное народное творчество. Религия. Развитие городов. Ремёсла. Архитектура.
Культовые сооружения. Дюрбе.

20

Резерв учебного времени (3 часа)
Итоговое повторение 2часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УЧЕТОМ ПРОГАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№

1.

Наименование
разделов итем

Количест
вочасов
АП

РП

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

23

23

Введение

1

1

Мир в начале Нового
времени.Великие
Географические открытия.
Возрождение.
Реформация.

14

14

Деятельность
учителя с учетом программы
воспитания

Установление доверительных
отношений между
педагогическим работником и его
обучающимися,
способствующихпозитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб
педагогического работника,
привлечению ихвнимания к
обсуждаемой на уроке
информации,активизации их
познавательной
деятельности;
Развитие у обучающихся
познавательной
активности,

самостоятельности,
инициативы,
творческих

21

способностей,формирование
гражданской позиции,
способности к трудуи жизни в
условиях
современного мира.
2.

Первые революции
Новоговремени.
Международные
отношения

6

6

Инициирование
Исследовательской

иподдержка

деятельности
обучающихся
в
рамках
реализации
ими индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов,
что даст
обучающимся
возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных
идей,
навык уважительного
отношения к чужим
идеям, оформленным
в
работах
других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования
и
отстаивания
своей
точки зрения.

22

3.

1

Традиционные общества
Востока. Начало
европейскойколонизации.

2

2

ИСТОРИЯ РОССИИ

45

45

21

21

Россия в XVI в.

Развитие у обучающихся
познавательнойактивности,
самостоятельности,инициативы,
творческих
способностей,формирование
гражданской позиции.

Организацию
личностно значимойи
общественноприемлемой
деятельности
для

2

Россия в XVII в.

21

21

формирования
у
обучающихся
российской гражданской
идентичности,осознания
сопричастностисоциально
позитивным
духовным ценностям и традициям
своей семьи, этнической и(или)
социокультурной группы,
родногокрая, уважения к
ценностям
другихкультур;
Привлечение
Внимания

23

обучающихся к
ценностному аспектуизучаемых на
уроках явлений, организацияих
работы с
получаемой на урокесоциально
значимойинформацией –
инициирование ее обсуждения,
высказывания
обучающимися
своего мнения по ееповоду,
выработки
своего к нейотношения
3

Итоговое повтение

2

2

Рефлексия

1

1

Организацияшефства
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками,
дающего обучающимся
социально значимыйопыт
сотрудничества и взаимной помощи;
Включение в урокигровых процедур,
которые помогаютподдержать
мотивацию
обучающихся
кполучению
знаний,налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению

24

доброжелательной
атмосферы во время
урока;
ИТОГО

68

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
Сроки
Название раздела
п/п
выполнения
(количество часов)
темы урока
план
факт
Введение.* От Средневековья к Новому времени
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие Географические открытия.
Возрождение. Реформация(14ч)
Технические открытия и выход к Мировому океану.
Встреча миров. Великие географические открытия и ихпоследствия

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.
Картографический пратикум
Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм вЕвропе

Дух предпринимательства преобразует экономику
Европейское общество в раннее Новое время
Мир художественной культуры Возрождения
Мир художественной культуры Возрождения
Рождение новой европейской науки в XVI–XVII вв.
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

25

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на
морях
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии воФранции

Урок обобщения и систематизации по теме «Мир в Начале нового
времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация»
Тема 1. Россия в XVI в.** (21 час)
Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий.
Отношения с Крымским ханством. Русские вКрыму

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и России
Российское государство в первой трети XVI в..
Внешняя политика Российского государства в первой третиXVI

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине
XVI в. Проектная деятельность
Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине
XVI в. Проектная деятельность
Крымское ханство в XVI в.
Внешняя политика России во второй половине XVI в
Внешняя политика России во второй половине XVI в.
Картографический практикум
Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые
Опричнина

26

Опричнина
«Россия во времена Ивана IV Грозного». Практикум
Россия в конце XVI в.
Церковь и государство в XVI в.
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Проектная деятельность
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.
Проектная деятельность
Урок обобщения и систематизации по теме «Россия в XVI в.»
Тема 2. Первые революции Нового времени. Международные отношения (6ч)
Освободительная война в Нидерландах.
Республики Соединённых провинций

Рождение

Парламент против короля. Революция в Англии
Путь к парламентской монархии
Международные отношения в XV–XVII вв.
Международные отношения в XV–XVII вв.
Урок обобщения и систематизации по теме «Первые
революции Нового времени. Международные отношения»
Тема 2. Россия в XVII в. (21час)
Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце
XVI–начале XVII вв.
Смута в Российском государстве
Смута в Российском государстве
Окончание Смутного времени
Смута. Практикум
Экономическое развитие России в XVII в.

27

Россия при первых Романовых: перемены в государственномустройстве.
Изменения в социальной структуре российского общества.

Народные движения в XVII в.
Народные движения в XVII в. Практикум
Россия в системе международных отношений.
Взаимоотношения с Крымским ханством. Бахчисарайский мирный
договор 1681 г.
Россия в системе международных отношений.
Взаимоотношения с Крымским ханством. Бахчисарайский мирный
договор 1681 г.
«Под рукой» российского государя: вхождение территорий Войска
Запорожского в состав России
Война за независимость.Создание Соединённых ШтатовАмерики.

Колониальный период в Латинской Америке.
Россия при первых Романовых. Практикум
Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и
раскол
Русские путешественники и первопроходцы XVII в.
Картографический практикум
Культура народов России в XVII в.
Культура народов России в XVII в.
Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского
человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья,
Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
Культура Крымского ханства. Проектная деятельность
Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского
человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья,
Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

28

Культура Крымского ханства. Проектная деятельность
Урок обобщения и систематизации по теме «Россия в XVIIв.»
Урок итогового контроля знаний
Глава 3. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего
Нового времени..
Начало европейской колонизации
Итоговое повторение
* Названия разделов, тем и уроков по всеобщей истории - курсив.
**Названия разделов, тем и уроков по истории России - печатный шрифт.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».