история 6 класс ТНР 5.2.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

30 августа______2023 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: История

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.2
Учитель Антощук Юлия Михайловна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 6
Срок реализации – 2023-2024 учебный год.

Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа
Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.2, Приказ №1025 от
24.11.2022г.

Лесновка, 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее АОП обучающихся с ТНР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при
создании специальных условий.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение,
воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе
личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание
образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к
активной жизни в семье и социуме.
Цели реализации АОП обучающихся с ТНР МБОУ «Лесновская средняя школа»
1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование;
2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и
соответствующих их психофизическим возможностям.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям государственного образовательного стандарта;
2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено;
3. обеспечение получения качественного основного общего образования,
адаптированной образовательной программы всеми обучающимися;

достижение планируемых

4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;

результатов
школы,

освоения

обеспечение

5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса;
6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы;

7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной
направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего
места в обществе;
8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими,
социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;
9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды и уклада жизни;
10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического,
психологического и социального здоровья обучающихся;
В основу формирования АОП обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающегося;
- учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- коррекционная направленность образовательной деятельности;
- развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей обучающегося;
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей обучающихся;
- принцип преемственности;
- принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области);
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами
доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающейся к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АОП обучающейся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающейся, которые определяются уровнем
речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в
неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АОП создается в соответствии с дифференцированно
сформулированными в ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации
образовательной программы; результатам образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для
педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию,
развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их
возможностями.
Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающейся с ТНР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности.
Реализация деятельностного подхода в контексте АОП обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого
характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и личностного развития обучающейся с ТНР на основе формирования
универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков,
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического
или знакового характера, которая используется как средство общения. Системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в
формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и
навыками; воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных
областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области; реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели –
формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в
соответствии с различными ситуациями.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТНР наблюдается нарушение процесса формирования произносительной
системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования

артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками: отсутствие, замены (как правило,
звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Обучающиеся с ТНР характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических
компонентов языковой системы. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его
звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая
дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности
дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова,
наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов.
Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных
словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора
родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз,
пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающейся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене
союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающегося сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное
количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении
правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности при
составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни,
составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающегося отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких,
повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной
сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе

Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими предметными знаниями и умениями:
1.Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; соотносить год с
веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; группировать
(классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3.Работа с историческими источниками:
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического
объекта в разные эпохи, века, периоды; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
(материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать.
4.Описание (реконструкция):
6последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ
жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной
литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п., составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
Метапредметные
- способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- способность выделять главное в тексте и второстепенное;

- способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
- способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
- способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
- способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в
соответствии с целью;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
Личностные
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Система оценки достижений планируемых результатов учащихся
1. Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию
и символику;
•
правильно
выполнил
рисунки,
чертежи,
графики,
сопутствующие
ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении
практического
задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений
и навыков;
•
отвечал
самостоятельно
без
наводящих
вопросов
учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию
учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если:
• он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
•
в
изложении
допущены
небольшие
пробелы,
не
исказившие
содержание
ответа;
• допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию
учителя.
3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,

достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках,
исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного
уровня сложности по данной теме;
• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках,
в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
5. Отметка «1» ставится в случае, если:
• учащийся отказался от ответа без объяснения причин
КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЩАЮЩИХСЯ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки
умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные
выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.
Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными
нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.
С помощью творческой работы проверяется:
 умение раскрывать тему;
 умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
 соблюдение языковых норм и правил правописания;
 качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
 широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
 соответствие работы ученика теме и основной мысли;
 полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала;
 последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
 разнообразие словарного и грамматического строя речи;
 стилевое единство и выразительность речи;

 число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается:
 правильное оформление сносок;
 соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
 реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
 широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
 целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5” ставится, если:
содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа
отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного
материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если:
содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические
неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки
в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х
грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если:
в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения
последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и
иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если:
работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы;
отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены
серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого
решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки.
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории

% выполнения

0-40

41-60

61-80

81-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Актуальность изучения курса истории
Место и роль исторического знания в образовании обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в
духовно-нравственное становление личности человека.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и
мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных
событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества.
В программе курса прослеживается изменение картины мира у человека, вокруг которой формируются ценности культуры, структура
представлений о мироздании. На этой основе дается представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой
цивилизации.
Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при
соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и
самоотверженности во имя общества.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в
процессе самоидентификации подростков. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о
взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся в
современном обществе.
Особенности рабочей программы:
Программа составлена с учетом специфики учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи.
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на
формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную
адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на
формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания,
ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память,
страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других

психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических
особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту,
дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей с
тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов,
пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность,
обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями
речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Реализация программы предполагает:
1) применение на уроках коррекционно-развивающих, практико-ориентированных, объяснительно-иллюстративных и игровых
педагогических приемов, которые оптимально подходят для обучающихся детей с ТНР, способствуя развитию мыслительных операций:
сравнение, обобщение, анализ и речевой практики.
2) Программа составлена с учетом требований историко-культурного стандарта, которые отражены в Примерной основной
образовательной программе основного общего образования. Курс истории России изучается с середины первого тысячелетия нашей эры до
начала 16 века.
3) Основные содержательные линии рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух самостоятельных курсов: «История
России» и «Всеобщая история». Курс «История Средних веков» спланирован на 28 учебных часов, что соответствует длительности первого
полугодия. Курс «История России» изучается в течение 40 часов во втором полугодии. Такое распределение курсов истории по полугодиям
логичнее воспринимается шестиклассниками и не вызывает стресса при смене учебника.
Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих, практико-ориентированных, объяснительноиллюстративных и игровых педагогических приемов.
Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), выделяемых на изучение истории в 6 классе в соответствии с учебным
планом школы.
Цели изучения предмета история:
- формирование у обучающихся представлений о развитии общества в эпоху Средних веков;
- определение роли и места России во всемирной истории;

- развитие и коррекция высших психических функций.
Задачи изучения курсов «История Средних веков» и «История России с древнейших времён до начала XVI века»:
- освоение ключевых исторических понятий и фактов истории Средних веков;
- ознакомление с основными религиозными системами;
- раскрытие особенностей социальной структуры общества на этапе Средних веков;
- раскрытие специфики устройства власти;
- раскрытие вклада выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории V – XV веков в развитие культуры и

общества;

- раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций;
- формирование ценностных ориентиров на основе знаний об истории Средних веков;
- воспитание толерантности и уважения к культурному наследию, религии разных народов;
- развитие у учащихся интеллектуальных умений овладевать историческими знаниями;
- формирование у школьников умения применять знания об истории, культуре, политическом устройстве русского общества для понимания
сути современных общественных явлений.

Учебно-тематический план по истории 6 класс. 68 часов
Глава

Тематический блок

Всеобщая история. История Средних веков
I
Введение
II
Раннее Средневековье
1
Становление средневековой Европы

Количество часов
28 часов
1
10
5

2
3
III
1
2
3
4
5
6
7
8

Византийская империя и славяне в VI – XI вв.
Арабы в в VI – XI вв.
Зрелое и позднее Средневековье
Сеньоры и крестьяне
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Католическая церковь в XI - в XIII вв. Крестовые походы
Образование централизованных государств в Западной и Центральной Европе в XI – в XVвв.
Славянские государства и Византия в XIV- XVвв.
Культура Западной Европы в средние века
Страны Востока в средние века. Государства доколумбовой Америки
Итоговое повторение

История России c древности до начала XVI вв.
1
Введение. Наша Родина - Россия
2
Народы и государства на территории нашей страны в древности
3
Русь в IX- первой половине XII века
4
Русь в середине XII - начале XIII века
5
Русские земли в середине XIII - XIV вв.
6
Формирование единого Русского государства
Всего часов

3
2
16
2
2
2
6
1
2
1
1
40 часов
1
5
11
5
10
8
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».