МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 322 инициалы, фамилия 30 августа______2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: История для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.1 Учитель Антощук Юлия Михайловна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 6 Срок реализации – 2023-2024 учебный год. Количество часов: Всего 68 часов; в неделю 2 часа Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Вариант 5.1, Приказ №1025 от 24.11.2022г. Лесновка, 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее АОП обучающихся с ТНР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме. Цели реализации АОП обучающихся с ТНР МБОУ «Лесновская средняя школа» 1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование; 2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: 1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям государственного образовательного стандарта; 2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено; 3. обеспечение получения качественного основного общего образования, адаптированной образовательной программы всеми обучающимися; достижение планируемых 4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося; результатов школы, освоения обеспечение 5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса; 6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы; 7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; 8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе; 9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни; 10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся; В основу формирования АОП обучающихся с ТНР положены следующие принципы: - общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающегося; - учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - коррекционная направленность образовательной деятельности; - развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося; - онтогенетический принцип; - принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся; - принцип преемственности; - принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие предмета, а понятие предметной области); - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающейся к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; - принцип сотрудничества с семьей. В основу разработки АОП обучающейся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы. Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей обучающейся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АОП создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы; результатам образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающейся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности. Реализация деятельностного подхода в контексте АОП обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и личностного развития обучающейся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками; воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области; реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТНР наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Обучающиеся с ТНР характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающейся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающегося сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной речи у обучающегося отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими предметными знаниями и умениями: 1.Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2.Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям. 3.Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды; осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать. 4.Описание (реконструкция): 6последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п., составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); - соотносить единичные исторические факты и общие явления; - различать причину и следствие исторических событий, явлений; - выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; - раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; - излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; - определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты: Метапредметные - способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; - способность выделять главное в тексте и второстепенное; - способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию; - способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). - способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; - способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью; - способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации; - способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива; Личностные - способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества; - способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; - способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом. Система оценки достижений планируемых результатов учащихся 1. Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику; • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. 2. Ответ оценивается отметкой «4», если: • он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; • допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя; • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. 3. Отметка «3» ставится в следующих случаях: • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; • имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. 4. Отметка «2» ставится в следующих случаях: • не раскрыто основное содержание учебного материала; • обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. 5. Отметка «1» ставится в случае, если: • учащийся отказался от ответа без объяснения причин КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЩАЮЩИХСЯ Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: разнообразие словарного и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается: правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников. Отметка “5” ставится, если: содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. Отметка “4” ставится, если: содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок. Отметка “3” ставится, если: в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. Отметка “2” ставится, если: работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории % выполнения 0-40 41-60 61-80 81-100 Отметка «2» «3» «4» «5» СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Актуальность изучения курса истории Место и роль исторического знания в образовании обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. В программе курса прослеживается изменение картины мира у человека, вокруг которой формируются ценности культуры, структура представлений о мироздании. На этой основе дается представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации подростков. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся в современном обществе. Особенности рабочей программы: Программа составлена с учетом специфики учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Реализация программы предполагает: 1) применение на уроках коррекционно-развивающих, практико-ориентированных, объяснительно-иллюстративных и игровых педагогических приемов, которые оптимально подходят для обучающихся детей с ТНР, способствуя развитию мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ и речевой практики. 2) Программа составлена с учетом требований историко-культурного стандарта, которые отражены в Примерной основной образовательной программе основного общего образования. Курс истории России изучается с середины первого тысячелетия нашей эры до начала 16 века. 3) Основные содержательные линии рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух самостоятельных курсов: «История России» и «Всеобщая история». Курс «История Средних веков» спланирован на 28 учебных часов, что соответствует длительности первого полугодия. Курс «История России» изучается в течение 40 часов во втором полугодии. Такое распределение курсов истории по полугодиям логичнее воспринимается шестиклассниками и не вызывает стресса при смене учебника. Реализация программы предполагает применение на уроках коррекционно-развивающих, практико-ориентированных, объяснительноиллюстративных и игровых педагогических приемов. Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), выделяемых на изучение истории в 6 классе в соответствии с учебным планом школы. Цели изучения предмета история: - формирование у обучающихся представлений о развитии общества в эпоху Средних веков; - определение роли и места России во всемирной истории; - развитие и коррекция высших психических функций. Задачи изучения курсов «История Средних веков» и «История России с древнейших времён до начала XVI века»: - освоение ключевых исторических понятий и фактов истории Средних веков; - ознакомление с основными религиозными системами; - раскрытие особенностей социальной структуры общества на этапе Средних веков; - раскрытие специфики устройства власти; - раскрытие вклада выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории V – XV веков в развитие культуры и общества; - раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций; - формирование ценностных ориентиров на основе знаний об истории Средних веков; - воспитание толерантности и уважения к культурному наследию, религии разных народов; - развитие у учащихся интеллектуальных умений овладевать историческими знаниями; - формирование у школьников умения применять знания об истории, культуре, политическом устройстве русского общества для понимания сути современных общественных явлений. Учебно-тематический план по истории 6 класс. 68 часов Глава Тематический блок Всеобщая история. История Средних веков I Введение II Раннее Средневековье 1 Становление средневековой Европы Количество часов 28 часов 1 10 5 2 3 III 1 2 3 4 5 6 7 8 Византийская империя и славяне в VI – XI вв. Арабы в в VI – XI вв. Зрелое и позднее Средневековье Сеньоры и крестьяне Средневековый город в Западной и Центральной Европе Католическая церковь в XI - в XIII вв. Крестовые походы Образование централизованных государств в Западной и Центральной Европе в XI – в XVвв. Славянские государства и Византия в XIV- XVвв. Культура Западной Европы в средние века Страны Востока в средние века. Государства доколумбовой Америки Итоговое повторение История России c древности до начала XVI вв. 1 Введение. Наша Родина - Россия 2 Народы и государства на территории нашей страны в древности 3 Русь в IX- первой половине XII века 4 Русь в середине XII - начале XIII века 5 Русские земли в середине XIII - XIV вв. 6 Формирование единого Русского государства Всего часов 3 2 16 2 2 2 6 1 2 1 1 40 часов 1 5 11 5 10 8 68