МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 322 инициалы, фамилия 30 августа______2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: История для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2. Учитель Антощук Юлия Михайловна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 8 Срок реализации – 2023-2024 учебный год. Количество часов: Всего 68 часов; в неделю 2 часа Рабочая программа разработана на основе: АООП для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2. Приказ №1025 от 24.11.2022г. с.Лесновка, 2023г. 1 I. Пояснительная записка. Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее АОП обучающихся с ЗПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития, способных усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях инклюзивного обучения при создании специальных условий. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме. Цели реализации АОП обучающихся с ЗПР МБОУ «Лесновская средняя школа» 1.обеспечение прав детей, имеющих специальные образовательные потребности на образование; 2.получение выпускниками основной школы знаний по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующих их психофизическим возможностям. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: 1. обеспечение соответствия адаптированной образовательной программы требованиям государственного образовательного стандарта; 2. обеспечение преемственности образования начальной и общей школы, динамическое наблюдение детей при переходе в среднее звено; 3. обеспечение получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы всеми обучающимися; 4. воспитание и социализация обучающихся в соответствии с воспитательным потенциалом школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося; 5. эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации коррекционного образовательного процесса; 6. взаимодействие всех участников образовательного процесса в ходе реализации адаптированной образовательной программы; 7. проведение адекватной подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду, формирование у подростков профессиональной направленности, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; 2 8. обеспечение дальнейшей коррекции учащихся с целью социализации в соответствии с нормами и правилами, моральноэтическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе; 9. участие родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды и уклада жизни; 10. обеспечение оптимальной учебной нагрузки на обучающихся в соответствии с рекомендациями САНПиН 2.4.2.2821-10, физического, психологического и социального здоровья обучающихся; В основе реализации АОП лежит системно-деятельностный подход, предполагающий: формирование соответствующей целям основного общего образования социальной среды для развития обучающихся с ОВЗ; получение воспитанниками знаний по общеобразовательным предметам в соответствии с их психофизическими возможностями; ориентацию на достижение целей и результата образования - коррекции отклонений в развитии детей с ОВЗ; признание решающей роли в содержании основного общего образования, специальных методов образовательной деятельности в достижении личностного и социального развития обучающихся; учет индивидуальных психолого-педагогических и физиологических особенностей обучающихся с ОВЗ при построении коррекционно-образовательного процесса, определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных и дифференциальных образовательных траекторий в развитии детей с ОВЗ; контингента обучающихся; психолого-педагогических особенностей развития детей среднего школьного возраста (11-15 лет), связанных как с внешними, так и внутренними (биологическими и психологическими) предпосылками; перехода от учебных действий, характерных для начальной школы к овладению учебной деятельности на уровне основной школы, связанной с получения знаний в основной школе по общеобразовательным предметам; изменения форм организации учебной деятельности и учебного сотрудничества - переходом от проведения занятий одним педагогом к проведению учебных занятий педагогами по каждому образовательному предмету; Среди коррекционных задач особо выделяются и имеют методическую обеспеченность следующие: развивать познавательную активность детей (достигается реализацией принципа доступности учебного материала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач); развивать обще интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации; осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки самоконтроля, самооценки; развивать словарь, устную монологическую речь обучающихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности; 3 осуществлять психокоррекцию поведения обучающихся; проводить социальную профилактику, формировать навыки общения, правильного поведения. Особенности организации учебной деятельности с учащимися с ЗПР. При определении методик обучения особое внимание уделяется повышению уровня интеллектуального развития обучающихся. Характерной особенностью учебно-воспитательного процесса в этих классах является не пассивное приспособление к слабым сторонам психики детей, а принцип активного воздействия на их умственное развитие в целях максимального использования потенциальных возможностей каждого. В целях успешного решения задач обучения в этих классах активно используются организационнопедагогические технологии: 1. Технологии современного традиционного обучения. Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить: систематический характер обучения; логически правильное изучение учебного материала; и оптимизировать затраты ресурсов при обучении. 2. Технологии на основе личностной ориентации образовательной деятельности. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку. 3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения. В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы. 4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности. 5. Проблемное обучение - такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной 4 подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач. 6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ. Особенности обучения по предметам: небольшой (дозированный) объем подачи материала; подготовительные упражнения; постоянное повторение и закрепление материала; использование наглядности и связь с жизнью; смена видов деятельности на уроке. На уроках необходимо создавать оптимальные условия для усвоения базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему, посильным для обучающихся. Процесс овладения материалом строим на многократной тренировке в применении полученных знаний. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач. Объяснение нового материала следует проводить с опорой на практические задания. При изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы, карты и т.д. Рекомендуется систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами курса. Отработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в большом многообразии ситуаций. Закрепление изученного материала проводится с использованием вариативного дидактического материала, позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения: таблиц; карточек; карточек-опор. После изучения темы или раздела организуются контрольные работы. Необходимо также постоянно формировать у детей умение работать с учебником, справочной литературой. Кроме того, данных обучающихся отличают ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, поэтому следует уделять внимание работе над терминами. 5 Каждое сформированное у школьников умение следует доводить до навыка, побуждая их к выполнению работ различного характера: диктантов, практических, самостоятельных, контрольных работ, зачётов. Часть этих работ можно проводить в так называемой полуустной форме, когда на одни вопросы обучающиеся отвечают письменно, а на другие устно, подняв руку и дождавшись, когда учитель сможет подойти и выслушать ответ. В процессе изучения каждый темы рекомендуется проводить самостоятельные работы обучающего характера. Самостоятельные работы состоят из обязательной и дополнительной частей. Выполнение заданий дополнительной части не является обязательным. Но в силу того, что обучающиеся продвигаются в учёбе разными темпами, им предоставляется возможность достичь более высокого уровня и, соответственно, получить более высокую оценку. В начале самостоятельные работы необходимо проводить по образцу, алгоритму, впоследствии постоянно усложняя материал: добавлять задания продуктивного характера, а для кого-то и творческого. После изучения темы или раздела организуются контрольные работы. Контрольные работы выполняются только письменно. После контрольной работы обязательна работа по коррекции знаний, умений и навыков обучающихся. Форма зачёта может быть самой свободной, т.е. одни обучающиеся могут отвечать устно по специальным билетам, а другие выполнять задания в письменном виде. Таким образом, четкая постановка цели и задач, определение структуры и преемственности этапов, тщательный отбор методов и приёмов с опорой на несколько анализаторов и определение их рациональной комбинации, организующая роль педагога, создание атмосферы психологического комфорта - необходимые условия эффективного планирования и проведения урока по программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития. II. Планируемые результаты Учащийся научится: • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры); • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; 6 • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; • объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. Предметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя: - целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории; - яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира; - способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого; - представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого; - умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра» - уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; - уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; - уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; - умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; - умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; - умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами; 7 - готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране. Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: - способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; - готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог; - умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты); - способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы. Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя: - представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире; - приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения; - освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов; - опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны. II. Содержание предмета. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 68 часов Тема 1. Счет лет в истории (1 час) Введение. Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Раздел I. Первобытность (6 часов) Тема 2. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Тема 3. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа) 8 Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Крым в древности. Жизнь людей в древнейшие времена. Археологические культуры. Ямная культура. Подкурганные захоронения. Похоронный инвентарь. Каменные стелы. Основные занятия. Кеми-Обинская культура. Курган Кеми-Оба. Каменные ящики. Катакомбная культура. Происхождение. Катакомбы. Керамика. Занятия. Белозерская культура. Жилища. Занятия. Черняховская культура – «праславяне». Раздел II. Древний Восток (19 часов) Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Тема 4. Древний Египет (8 часов) Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов) Древний Восток. Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей. Народы Таврики раннего железного века. Киммерийцы. Древнейшие сведения о киммерийцах. Гомер, Геродот. Территория расселения. Занятия. Тавры. Легенда «Понт Аксинский и Понт Эвксинский». Территория расселения. Происхождение, занятия и быт. Религия. Скифы. Легенда «Геракл и скифы». Военные походы в Закавказье и Переднюю Азию. Война с персами. Общественный строй. Расцвет Скифии. Атей. Курганы. Занятия. Неаполь Скифский. Скилур. Палак. Вторжение племен сарматов. Гибель Скифии. Сарматы. Этническая принадлежность. Общественный строй. Захоронение. Хозяйство и быт. Тема 6. Индия и Китай в древности (4 часа) Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. 9 Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Раздел III. Древняя Греция (20 часов) Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов) Античный мир: понятие. Карта античного мира. Древняя Греция. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов) Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Античные поселения в Крыму. Греческая колонизация Северного Причерноморья. Боспорское царство. Основание Боспора. Пантикапей. Некрополь. Хозяйство. Легенда «О семи колодцах». Кризис Боспора в III в. до н.э. Херсонес Таврический. Образование новой колонии. Общественное устройство. Религиозная система. Территориальные владения. Присяга граждан Херсонеса. Хозяйство. Войны со скифами. Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии (4 часа) Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания. Олимпийские игры. Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н. э. (4 часа) Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Раздел IV. Древний Рим (17 часов) Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Завоевание Римом Италии. 10 Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) Войны с Карфагеном. Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Крым под властью Рима. Митридат VI Евпатор. Легенда «Смерть Митридата». Боспорское царство под контролем Рима. Боспор в I-III вв. н.э. Развитие культуры. Упадок Боспорского царства. Херсонес Таврический под властью Рима. Зависимость от Боспора. Легенда «Гикия – героиня Херсонеса». Крепость Аракс. Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа) Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Октавиан Август. Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (3 часа) Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 часа) Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Тема 16. Народы и государства на территории нашей страны в древности (2 часа) Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Резерв учебного времени (3 часа) III. Тематическое планирование. № п/п Содержание 1 Введение Раздел I. Первобытноть Первобытные собиратели и охотники Первобытные земледельцы и скотоводы Раздел II. Древний Восток 2 3 Количество часов Всего Контр. раб. 1 6 3 3 19 Практ. раб. Электронные (цифровые) Форма образовательные ресурсы реализации воспитательного потенциала https://resh.edu.ru/subject/lesson/405/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/406/ 11 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Древний Египет Западная Азия в древности Индия и Китай в древности Раздел III. Древняя Греция Древнейшая Греция Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии Македонские завоевания в IV в. до н.э. Раздел IV. Древний Рим Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Рим – сильнейшая держава Средиземноморья Гражданские войны в Риме Римская империя в первые века нашей эры Разгром Рима германцами и падение западной Римской империи Народы и государства на территории нашей страны в древности Итоговое повторение Рефлексия ИТОГО 8 7 4 20 5 7 https://resh.edu.ru/subject/lesson/591/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/411/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/430/ 4 https://resh.edu.ru/subject/lesson/594/ 4 17 3 https://resh.edu.ru/subject/lesson/434/ 3 https://resh.edu.ru/subject/lesson/55/ 4 3 https://resh.edu.ru/subject/lesson/660/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/600/ 4 https://resh.edu.ru/subject/lesson/604/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/47/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/432/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/559/ 2 2 1 68 12 13