МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей социальногуманитарного цикла __________ С.А.Кравченко подпись инициалы, фамилия Протокол заседания МО от 28 августа 2023 г. № _5_ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись инициалы, фамилия 29 августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновскяа средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 306 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет Родной язык (русский) Учитель Кравченко С.А. Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 9 2023/2024 учебный год Количество часов: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч. Рабочая программа составлена на основе Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 Лесновка, 2023 Программа по родному (русскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р (далее - Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации), а также федеральной рабочей программы воспитания с учётом проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержание программы по родному (русскому) языку обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных ФГОС ООО к предметной области «Родной язык и родная литература». Программа по родному (русскому) языку ориентирована на сопровождение и поддержку русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Цели программы по родному (русскому) языку в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером учебного предмета, а также особенностями функционирования русского языка в регионах Российской Федерации. Программа по родному (русскому) языку направлена на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка, национальной культуры и самореализации в ней. В содержании программы по родному (русскому) языку предусматривается расширение сведений, имеющих отношение к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа по родному (русскому) языку отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Целями изучения родного (русского) языка на уровне основного общего образования являются: воспитание гражданина и патриота, формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре, воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России, овладение культурой межнационального общения; расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения, о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения, об основных нормах русского литературного языка, о национальных особенностях русского речевого этикета; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; совершенствование познавательных и интеллектуальных умений распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; совершенствование текстовой деятельности, развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другое); развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному (русскому) языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. В соответствии с ФГОС ООО родной (русский) язык входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (русского) языка в 9 классе - 34 (1 час в неделю). Содержание программы по родному (русскому) языку соответствует ФГОС ООО, опирается на содержание, представленное в предметной области «Русский язык и литература», имеет преимущественно практикоориентированный характер. В программе по родному (русскому) языку выделяются следующие блоки: В первом блоке - «Язык и культура» - представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и культуры народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в общении, выявление общего и специфического в языках и культурах русского народа и других народов Российской Федерации и мира, овладение культурой межнационального общения. Второй блок - «Культура речи» - ориентирован на формирование у обучающихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности, понимание вариантов норм, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими. В третьем блоке - «Речь. Речевая деятельность. Текст» - представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для обучающихся ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать стратегии коммуникации, понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Содержание обучения в 9 классе. Язык и культура. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и тому подобное. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка: активизация процесса заимствования иноязычных слов, «неологический бум» - рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии. Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Типичные грамматические ошибки в предложно-падежном управлении. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью, типичные ошибки в построении сложных предложений. Этика и этикет в интернет-общении. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Речь. Речевая деятельность. Текст. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты. Примерные темы проектных и исследовательских работ. Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира. Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа». Из этимологии фразеологизмов. Из истории русских имён. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве. О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Словарик пословиц о характере человека, его качествах. Словарь одного слова. Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта. Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края (России)». Лексическая группа существительных, обозначающих понятие «время» в русском языке. Мы живём в мире знаков. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. Понимаем ли мы язык Пушкина? Этимология обозначений имён числительных в русском языке. Футбольный сленг в русском языке. Компьютерный сленг в русском языке. Названия денежных единиц в русском языке. Интернет-сленг. Этикетные формы обращения. Как быть вежливым? Являются ли жесты универсальным языком человечества? Как назвать новорождённого? Межнациональные различия невербального общения. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). Этикет приветствия в русском и иностранном языках. Анализ типов заголовков в современных средствах массовой информации, видов интервью в современных средствах массовой информации. Сетевой знак @ в разных языках. Слоганы в языке современной рекламы. Девизы и слоганы любимых спортивных команд. Синонимический ряд: врач - доктор - лекарь - эскулап - целитель - врачеватель. Что общего и в чём различие. Язык и юмор. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах. Подготовка сборника «бывалыцин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и другое. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре», «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и другое. Планируемые результаты освоения программы по родному (русскому) языку на уровне основного общего образования. Изучение родного (русского) языка на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета. Личностные результаты освоения программы по родному (русскому) языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программы по родному (русскому) языку для основного общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое, в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной (русский) язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия 9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. В результате изучения родного (русского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности как часть коммуникативных универсальных учебных действий: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения. У обучающегося будут сформированы умения эмоционального интеллекта как часть регулятивных универсальных учебных действий: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию, регулировать способ выражения собственных эмоций. У обучающегося будут сформированы умения принимать себя и других как часть регулятивных универсальных учебных действий: осознанно относиться к другому человеку и его мнению, признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая, проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Предметные результаты освоения программы по родному (русскому) языку к концу обучения в 9 классе. Язык и культура: понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи, иметь представление о русской языковой картине мира, приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности родного русского языка, анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор; иметь представление о ключевых словах русской культуры, текстах с точки зрения употребления в них ключевых слов русской культуры (в рамках изученного); понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, анализировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их, распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного), правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); характеризовать влияние внешних и внутренних факторов изменений в русском языке (в рамках изученного), иметь представление об основных активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры в рамках изученного); иметь представление об особенностях новых иноязычных заимствований в современном русском языке, определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске, целесообразно употреблять иноязычные слова; объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах); использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений, словари синонимов, антонимов, учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные). Культура речи: понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения (в рамках изученного), способы фиксации произносительных норм в современных орфоэпических словарях; различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, соблюдать нормы произношения и ударения в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного), употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (в рамках изученного); распознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма; соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: предложно-падежное управление, построение простых предложений, сложных предложений разных видов, предложений с косвенной речью; распознавать и исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управлении, построении простых предложений, сложных предложений разных видов, предложений с косвенной речью; анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь, корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам и вариантам норм современного литературного языка; использовать при общении в Интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета, соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов, грамматические словари и справочники, в том числе мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по пунктуации. Речь. Речевая деятельность. Текст: пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и другое); владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста, основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект), использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации; анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки, уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма; создавать устные учебно-научные сообщения различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника, принимать участие в учебно-научной дискуссии; понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты; анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк); создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности, оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной и письменной форме; владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях. Тематический план № п/п Наименование разделов и тем Количество часов 1 Язык и культура 10 2 Культура речи. 10 3 Речь. Текст 10 4 Итоговый контроль 2 5 Защита проектов 2 Всего 34