Рабочая программа по РРЯ 9 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО учителей социальногуманитарного цикла
__________ С.А.Кравченко
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от 28 августа 2023 г. № _5_

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

инициалы, фамилия

29 августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 306

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Родной язык (русский)
Учитель Кравченко С.А.
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 9
2023/2024 учебный год
Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Рабочая программа составлена на основе Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370

Лесновка, 2023

Программа по родному (русскому) языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС
ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р (далее - Концепция преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации), а также федеральной рабочей программы воспитания с учётом проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Содержание программы по родному (русскому) языку обеспечивает достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования в части требований, заданных ФГОС ООО к предметной
области «Родной язык и родная литература». Программа по родному (русскому) языку ориентирована на сопровождение
и поддержку русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература». Цели программы по
родному (русскому) языку в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером учебного предмета, а также особенностями
функционирования русского языка в регионах Российской Федерации.
Программа по родному (русскому) языку направлена на удовлетворение потребности обучающихся в изучении
родного языка, национальной культуры и самореализации в ней.
В содержании программы по родному (русскому) языку предусматривается расширение сведений, имеющих
отношение к вопросам реализации языковой системы в речи, внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа по родному (русскому)
языку отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые
обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Целями изучения родного (русского) языка на уровне основного общего образования являются:
воспитание гражданина и патриота, формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него - к родной культуре, воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного отношения к культурам

и языкам народов России, овладение культурой межнационального общения;
расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и
фразеологии с национально-культурным компонентом значения, о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и
ситуациях общения, об основных нормах русского литературного языка, о национальных особенностях русского
речевого этикета;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся, развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
совершенствование познавательных
и интеллектуальных
умений
распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
совершенствование текстовой деятельности, развитие умений функциональной грамотности осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другое);
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской
работы по родному (русскому) языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
В соответствии с ФГОС ООО родной (русский) язык входит в предметную область «Родной язык и родная
литература» и является обязательным для изучения.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (русского) языка в 9 классе - 34 (1 час в
неделю).
Содержание программы по родному (русскому) языку соответствует ФГОС ООО, опирается на содержание,
представленное в предметной области «Русский язык и литература», имеет преимущественно практикоориентированный характер.
В программе по родному (русскому) языку выделяются следующие блоки:

В первом блоке - «Язык и культура» - представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть
взаимосвязь языка и истории, языка и культуры народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит
овладение нормами русского речевого этикета в общении, выявление общего и специфического в языках и культурах
русского народа и других народов Российской Федерации и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок - «Культура речи» - ориентирован на формирование у обучающихся ответственного и осознанного
отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры, практическое
овладение культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка в устной и
письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности,
понимание вариантов норм, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского
литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке - «Речь. Речевая деятельность. Текст» - представлено содержание, направленное на
совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие
базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для обучающихся ситуациях общения: умений
определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра,
выбирать стратегии коммуникации, понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых
типов, жанров, стилистической принадлежности.
Содержание обучения в 9 классе.
Язык и культура.
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов
(концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и тому подобное.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых
изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка: активизация процесса заимствования иноязычных слов, «неологический
бум» - рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая

переоценка, создание новой фразеологии.
Культура речи.
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Активные процессы в
области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные
пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Отражение
вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Типичные грамматические ошибки в предложно-падежном управлении. Нормы употребления причастных и
деепричастных оборотов, предложений с косвенной речью, типичные ошибки в построении сложных предложений.
Этика и этикет в интернет-общении. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное
и дистантное общение.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления
информации.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст.
Афоризмы. Прецедентные тексты.

Примерные темы проектных и исследовательских работ.
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты «дух» и «душа».
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах. Словарь одного
слова. Словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта.
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края (России)».
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие «время» в русском языке.
Мы живём в мире знаков.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
Понимаем ли мы язык Пушкина?
Этимология обозначений имён числительных в русском языке.
Футбольный сленг в русском языке. Компьютерный сленг в русском языке. Названия денежных единиц в русском
языке. Интернет-сленг.
Этикетные формы обращения. Как быть вежливым?
Являются ли жесты универсальным языком человечества? Как назвать новорождённого?
Межнациональные различия невербального общения. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
Этикет приветствия в русском и иностранном языках. Анализ типов заголовков в современных средствах
массовой информации, видов интервью в современных средствах массовой информации.
Сетевой знак @ в разных языках. Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд. Синонимический ряд: врач - доктор - лекарь - эскулап - целитель
- врачеватель. Что общего и в чём различие.

Язык и юмор.
Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах. Подготовка сборника «бывалыцин», альманаха рассказов,
сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и другое.
Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре», «Успешное резюме»,
«Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и другое.
Планируемые результаты освоения программы по родному (русскому) языку на уровне основного общего
образования.
Изучение родного (русского) языка на уровне основного общего образования направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы по родному (русскому) языку на уровне основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программы по родному (русскому) языку для основного общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое, в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России;
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего
края, народов России в контексте учебного предмета «Родной (русский) язык»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного

творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе
языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые
средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и

общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве
с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
закономерностях развития языка;
овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики языкового образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через

практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных
знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом
влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся
ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения родного (русского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; проводить выводы с использованием

дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с
учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования
(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных
учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в
текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и
применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или
нескольких источников с учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения,
выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в

соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, обобщать мнения нескольких
человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои
действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных
действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к
принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных
неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
У обучающегося будут сформированы умения эмоционального интеллекта как часть регулятивных универсальных
учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую
ситуацию, регулировать способ выражения собственных эмоций.
У обучающегося будут сформированы умения принимать себя и других как часть регулятивных универсальных учебных
действий:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению, признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая, проявлять открытость; осознавать невозможность
контролировать всё вокруг.
Предметные результаты освоения программы по родному (русскому) языку к концу обучения в 9 классе.
Язык и культура:
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом (в рамках
изученного), правильно употреблять их в речи, иметь представление о русской языковой картине мира, приводить
примеры национального своеобразия, богатства, выразительности родного русского языка, анализировать национальное
своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
иметь представление о ключевых словах русской культуры, текстах с точки зрения употребления в них ключевых
слов русской культуры (в рамках изученного);

понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом,
анализировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их, распознавать источники
крылатых слов и выражений (в рамках изученного), правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и
выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
характеризовать влияние внешних и внутренних факторов изменений в русском языке (в рамках изученного),
иметь представление об основных активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные
примеры в рамках изученного);
иметь представление об особенностях новых иноязычных заимствований в современном русском языке,
определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске,
целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском
языке (на конкретных примерах);
использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений, словари синонимов, антонимов, учебные этимологические словари,
грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные).
Культура речи:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения (в рамках изученного),
способы фиксации произносительных норм в современных орфоэпических словарях;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы, соблюдать нормы произношения и ударения в
отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного), употреблять слова с учётом
произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (в рамках
изученного); распознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: предложно-падежное управление,

построение простых предложений, сложных предложений разных видов, предложений с косвенной речью;
распознавать и исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управлении, построении простых
предложений, сложных предложений разных видов, предложений с косвенной речью;
анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного русского литературного языка
чужую и собственную речь, корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам и вариантам норм
современного литературного языка;
использовать при общении в Интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного
общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета, соблюдать нормы русского этикетного речевого
поведения в ситуациях делового общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов, грамматические
словари и справочники, в том числе мультимедийные, использовать орфографические словари и справочники по
пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебнонаучных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе
сочетающих разные форматы представления информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и другое);
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста, основными способами
и средствами получения, переработки и преобразования информации (аннотация, конспект), использовать графики,
диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки, уместно использовать жанры
разговорной речи в ситуациях неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
создавать устные учебно-научные сообщения различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника,
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);

создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности, оформлять реферат в письменной
форме и представлять его в устной и письменной форме;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
1
Язык и культура
10
2
Культура речи.
10
3
Речь. Текст
10
4
Итоговый контроль
2
5
Защита проектов
2
Всего
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».