МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей социальногуманитарного цикла __________ С.А.Кравченко подпись СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова инициалы, фамилия Протокол заседания МО от 28.08.2023 г. № _5 подпись инициалы, фамилия ___29.08. 2023 г. Адаптированная рабочая программа Предмет Русский язык Учитель Наумова галина Ивановна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 8 2023/2024 учебный год Количество часов: Всего 102 ч.; в неделю 3 ч. Рабочая программа составлена на основе : Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказомМинистерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 Лесновка, 2023 У Д « _ П № I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык». Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Задачи обучения: − расширение представлений о языке как важнейшем средствечеловеческого общения; − ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; − использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; − развитие положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе определяет следующие задачи: − совершенствование умения дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи (имя существительное, имя прилагательное, личноеместоимение, глагол, наречие), по существенным признакам; − совершенствование умения дифференцировать части слова по существенным признакам, разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; − формирование умений построения простого распространённого предложения, простого предложения с однородными членами, сложного предложения; − совершенствование умения написания изложения и сочинения, повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения; − развитие умения оформлять различные виды деловых бумаг (заметка в стенгазету, автобиография, анкета, заявление о приёме на работу, об увольнении с работы и др., объяснительная записка); − развитие умения пользоваться орфографическим словарём, для уточнения написания слов; − воспитание интереса к русскому языку и стремление использовать знания в повседневной жизни. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе Личностные результаты: − осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе Минимальный уровень: − знать отличительные грамматические признаки основных частей речи; − разбирать слова с опорой на представленный образец, схему, вопросыучителя; − образовывать слова с новым значением с опорой на образец; − иметь представление о грамматических разрядах слов; − различать изученные части речи по вопросу и значению; − использовать на письме орфографические правила послепредварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; − составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец; − устанавливать смысловые связи в словосочетании по образцу, вопросам учителя; − находить главные и второстепенные члены предложения без деленияна виды (с помощью учителя); − находить в тексте однородные члены предложения; различать предложения, разные по интонации; − находить в тексте предложения, различные по цели высказывания (с помощью учителя); − участвовать в обсуждении фактического материала высказывания дляраскрытия его темы и основной мысли; − выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; − оформлять изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец; − писать небольшие по объему изложения повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (45-50 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; − составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, по опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: знать значимые части слова и дифференцировать их по существеннымпризнака − разбирать слова по составу с использованием опорных схем; − образовывать слова с новым значением, относящиеся к разным частямречи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; − дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам; − определять некоторые грамматические признаки изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; − находить орфографические трудности в слове и решать орографические задачи (под руководством учителя); − использовать орфографический словарь для уточнения написания слова; − составлять простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; − устанавливать смысловые связи в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; − находить главные и второстепенные члены предложения с использованием опорных схем; − составлять предложения с однородными членами с опорой на образец; − составлять предложения, разные по интонации с опорой на образец; различать предложения (с помощью учителя) различные по цели высказывания; − отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия темы текста; − отбирать фактический материал, необходимый для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); − выбирать один заголовок из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; − оформлять все виды изученных деловых бумаг; − писать изложения повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 60 слов); писать сочинения-повествования с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение русскому языку в 8 классе носит коррекционную, практическую и коммуникативную направленность. В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются «Состав слова» и «Части речи». Состав слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений у обучающихся формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. Части речи. Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе выполнения упражнений у обучающихся формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В 8 классе продолжается привитие навыков делового письма. Обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (заявление, предусматривается объявление, письмо формирование и др.); навыков в то четкого, же время правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме. Тематическое планирование № Название раздела, темы Количество Контрольные Сочи- Изло- часов работы нения жения 2 Состав слова. Текст 10 1 3 Части речи. Текст. 13 1 1 1 Имя существительное 4 Имя прилагательное 12 5 Местоимение 19 6 Глагол 18 7 Наречие 11 8 Предложение. Текст 10 1 93 5 Итого: 1 1 1 2 1 2