«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновская средняя школа» ___________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от 30 августа 2023 г. № 322 инициалы, фамилия 30 августа______2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Человек Учитель: Романенко Ольга Александровна Ф.И.О. учителя-разработчика Класс 6Б 2023/2024 учебный год Количество часов: Всего 34 часов; в неделю 1 час Рабочая программа разработана на основе: АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ №1026 от 24.11.2022г. Лесновка, 2023г. 1. Пояснительная записка Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2 Приказ №1599, (СИПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающейся с умеренной умственной отсталостью обусловленной хромосомным заболеванием, способной усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях надомного индивидуального обучения. В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме. Для обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе по варианту 2 АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями обусловленные хромосомным заболеванием) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое сочетается с системными нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в легкой степени тяжести. Ребенок с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Снижение интеллектуального и психофизического развития, снижен уровень сформированности всех психической функции, практического навыка. Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У ребенка с умеренной степенью умственной отсталости затруднено формирование устной и письменной речи. Для девочки характерно ограниченное восприятие обращенной к ней речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ней речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи у девочки выделяется речь с высказыванием на уровне отдельных слов и с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с грамматизмами. Ввиду этого при обучении нужно использовать разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание у обучающейся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Девочке трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У девочки отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания достаточная. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и ограничен лишь знанием предметов окружающего быта. Специфика эмоциональной сферы определяется не только недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо - и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка неспособна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер, быстро устает. Цели реализации АОП ООО обучающейся с умственной отсталостью, вариант 2 Приказ №1599, (СИПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» Цель: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. Задачи: формирование гигиенических навыков; коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся, развитие мелкой моторики рук; обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов; формирование организационных умений и навыков; формирование навыков культурой еды; развитие умений ориентироваться в задании; развитие самостоятельности в выполнении навыков самообслуживания. Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек» В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов для конкретной обучающейся: Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета: основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Возможные предметные результаты: представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале; представления о собственном теле; отнесение себя к определённому полу; умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст; умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.; умение сообщать о своих потребностях и желаниях. умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому; умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета); умение следить за своим внешним видом. 3.Содержание учебного курса № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Название темы Необходимое количество часов для ее изучения Представление о себе. Пол, возраст, имя, фамилия. Человек, строение тела. Кожа, мышцы, скелет. Кожа, мышцы, скелет. Человек. Части тела и лица. Отражение в зеркале Руки, движения пальцев рук Гигиена тела. Режимные моменты. Гигиена тела. Предметы санитарии и гигиены. Соблюдение последовательности действий в туалете, ванне, бане, столовой. Уход за зубами, волосами. Обращение с одеждой и обувью. Хранение одежды, обуви, головных уборов. Стирка, сушка одежды, обуви. Работа с пособиями: шнуровка, молнии, липучки, пуговицы. Техника безопасности при работе с моющими средствами. Прием пищи. Съедобное и несъедобное. Самостоятельный аккуратный прием пищи. Итоговый урок 10 2 2 2 2 2 8 2 2 2 2 9 3 2 2 2 5 2 3 2 Тематический план № п/п 1 2 3 4 6 7 Наименование разделов и тем Представление о себе. Гигиена тела. Обращение с одеждой и обувью. Прием пищи. Итоговые уроки Всего уроков Всего часов 10 8 9 5 2 34