окружающий социальный мир программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновская средняя школа»
___________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от 30 августа 2023 г.
№ 322

инициалы, фамилия

30 августа______2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Окружающий социальный мир
Учитель: Романенко Ольга Александровна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс 6Б
2023/2024 учебный год

Количество часов:
Всего 34 часа; в неделю 1час
Рабочая программа разработана на основе: АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказ
№1026 от 24.11.2022г.
Лесновка, 2023г.

1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью, вариант 2 Приказ
№1599, (СИПР) МБОУ «Лесновская средняя школа» - это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию. Программа предназначена для обучающейся с умеренной умственной отсталостью обусловленной хромосомным заболеванием, способной усвоить адаптированную образовательную программу основного общего образования в условиях надомного индивидуального обучения.
В процессе реализации программы в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе
личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной
жизни в семье и социуме.
Для обучающейся по адаптированной основной общеобразовательной программе по варианту 2 АООП с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями обусловленные хромосомным заболеванием) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое сочетается с системными нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой
сферы, выраженными в легкой степени тяжести.
Ребенок с умеренной умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим
освоению предметных учебных знаний. Снижение интеллектуального и психофизического развития, снижен уровень сформированности
всех психической функции, практического навыка. Наряду с нарушением базовых психических функций: памяти и мышления, отмечается
своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У ребенка с
умеренной степенью умственной отсталости затруднено формирование устной и письменной речи. Для девочки характерно ограниченное
восприятие обращенной к ней речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ней речи с трудом формируется
соотнесение слова и предмета, слова и действия.
По уровню сформированности речи у девочки выделяется речь с высказыванием на уровне отдельных слов и с наличием фраз. При этом
речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с грамматизмами. Ввиду этого при обучении нужно использовать разнообразные
средства невербальной коммуникации.
Внимание у обучающейся с умеренной умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за
быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания,

формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Девочке трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У девочки отмечается замедленный темп,
вялость, пассивность, заторможенность движений.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание
ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания достаточная. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо - и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, девочка неспособна произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не
имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер, быстро устает.
Цели реализации АОП ООО обучающейся с умственной отсталостью, вариант 2 Приказ №1599, (СИПР) МБОУ «Лесновская
средняя школа» формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Задачи:
1.знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
2.формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих
предметов, действия с ними).
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными
и близкими.
Актуальность предмета заключена в том, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и
использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого
себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения.
С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир. По мере расширения представлений об окружающем

повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства.
Адекватные представления об окружающем мире способствуют эффективной социализации детей с задержкой интеллектуального развития.
Любой живой организм существует в определённой среде. Он не может существовать вне среды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые для жизни компоненты. Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели.
Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в
которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация».
Точно так же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главным отличием по сравнению с другими представителями
животного мира является то, что он не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку
человеческие качества и свойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться
в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений.
В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он
включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми
нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности,
учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий социальный мир»
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов для конкретной обучающейся:
Ожидаемые личностные результаты учебного предмета:


















-основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предполагаемые предметные результаты освоения учебного предмета:
1) Представления о мире, созданном руками человека:
Интерес к объектам, созданным человеком.
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о
транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и
социальных ролях людей.
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и
формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей.
Умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
Использование простейших эстетических эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Представления о праве на жизнь, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки, гражданина и др.





6) Представление о стране проживания Россия.
Представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания.
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
3.Содержание учебного курса
№
п/п

1
2
3
4

Название темы

Необходимое количество часов
для ее изучения

Школа
Помещения школы: классы, спортивный зал, столовая, туалет.
Узнавание (различение) помещений школы. Правила поведения в помещениях школы (класс, спортивный
зал, столовая).
Профессии работников школы: учитель физической культуры, учитель музыки, библиотекарь, охранник,
повар, уборщица
Школьные принадлежности. Применение школьных принадлежностей на практике.
Мой дом

8
2
2
2
2
10

Дом. Части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Типы домов. Места общего пользования в
доме: чердак, подвал. Правила безопасности.
Места общего пользования в доме: подъезд, лифт, лестничная площадка. Правила пользования
домофоном, мусоропроводом, лифтом.
Квартира. Помещение квартиры: комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, балкон, кухня, ванная
комната, санузел. Функциональное назначение комнат.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире. Отопление: батарея, вентиль, вода. Канализация:
вода, унитаз, сливной бачок, трубы.
Электроснабжение: розетка, свет, электричество). Аварийные ситуации в доме. Правила безопасности и
поведения во время аварийных ситуаций в доме.
Во дворе

2

10

Село, в котором я живу. Домашний адрес. Моя страна. Государственная символика.

2

11

Двор. Части территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка). Место для
парковки автомобилей, место для контейнеров с мусором, газон).

2

5
6
7
8
9

2
2
2
2
6

12

Правила безопасности и поведения во дворе. Правила поведения в общественных местах
На улице.

2
4

13

Улица. Светофор, пешеходный переход и их назначение. Транспорт. Виды транспорта.

2

14

Пользование общественным транспортом. Правила поведения на проезжей части, прогулка

2

Праздники моей страны.

4

15

Знание традиций и атрибутов праздников, Новый Год, Рождество.

1

16

Знание традиций и атрибутов праздников, День Победы.

1

17

Знание традиций и атрибутов праздников, 8 марта.

1

18

Знание традиций и атрибутов праздников, 23 февраля.

1

Итоговое повторение
19

Итоговый урок.

2
2

Тематический план
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

Наименование разделов и тем

Школа.
Мой дом.
Во дворе.
На улице.
Праздник моей страны.
Итоговый урок.
Итого

Всего часов

8
10
6
4
4
2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».