АРП технология 3 класс 7.2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО классных
руководителей
___________Ю.А.Абдулганиева
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от _________2023 г. № ____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

инициалы, фамилия

____________________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
______________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от __________ 2023 г.
№ ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Технология
Руководитель Панова Антонина Николаевна
Ф.И.О. разработчика программы

Класс 3- А
Срок реализации – 1 год.

Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе ___________________________________________________________________________

Лесновка, 2023г.

Данная программа адресована учащимся 3 классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Лесновская средняя общеобразовательная школа». Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения
избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию
полноценной жизненной компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи
системного характера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ,
обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной
степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и
мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной
сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в
целом, у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса
наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной
регуляции, гиперактивностью.
1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-

ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР К общим потребностям относятся:
• получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
• выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным
этапами;
• получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных
областей, так и в процессе индивидуальной работы;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
• психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
• постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные
потребности:
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
• гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных
областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;

• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и
социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС
и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального
развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации
собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
• обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению
качественного образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;
- использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов» - использование наглядных, словесных,
практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка;
- новый материал будет преподноситься для детей с ЗПР предельно развёрнуто и доступно;
- значительное место будет отведено практической деятельности учащихся;
- в случае затруднения выполнения заданий – дополнительное инструктирование, пошаговый алгоритм, работа по плану и др.;
- уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью;
- индивидуальный подход к ребёнку (учёт уровня подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание,
целенаправленность при выполнении заданий).
Место предмета в учебном плане

В 3 классах на предмет «Технология», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Учебный предмет «Технология» входит в предметную область «Технология» и является обязательным для реализации. Он направлен
на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию
недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков
обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Программа отражает содержание обучения предмету «Технология» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарнотематическом планировании.
Общая цель изучения предмета «Технология» в соответствии с примерной адаптированной образовательной программой (АООП)
заключается в:
− создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта обучающимися с ЗПР, для успешной
социализации в обществе;
− приобретении первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими
знаниями, техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью;
− формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики,
пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными
потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
− получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;
− усвоение правил техники безопасности;
− овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе
социального и трудового взаимодействия;
− овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные
технологии и освоенные трудовые навыки в жизни;
− формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является
основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего
периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные
для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.).
Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации
деятельностного подхода в образовании.
Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития,
формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для
активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также вербального обоснования оценки качества
сделанной работы.
Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и
позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд
нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий,
безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение.
Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку
представление о технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил, показывает,
как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках
технологии создает основу для формирования системы специальных технологических действий.
Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации
рабочей программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы
образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с
видами и характером профессионального труда).
В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей
организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции.
Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это
способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных
учебных действий (УУД).
Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовно-нравственного развития, поскольку
формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания.
Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных
операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения,
геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.
Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуальнотипологическими различиями, которые проявляются и
устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и мотивационноповеденческими особенностями, и
степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания
внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают
полноценную возможность для этого.
На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо:
− при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали;
− выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие;
− осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения;
− трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметноинструкционным или графическим планом
требуют предварительного обучения указанным действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль
педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной
ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция
мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников
сопровождения.
Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и несовершенства мыслительных операций,
может различаться. При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю
рекомендуется:
− при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и оказание стимулирующей, организующей
и обучающей помощи;
− затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана) делают
адекватным присутствие наглядного пошагового плана действий;
− объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от функционального состояния центральной нервной
системы (ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.).
Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей работы

Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной
организации в зависимости от материально-технической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников
сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медикопедагогических консилиумах и педагогических советах (если образование
реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки
познавательной деятельности, отклонения в эмоциональноволевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные
неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого
учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.
Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам:
− расширение представлений о трудовой деятельности людей;
− развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности
(в качестве средств выступают схемы изделий, технологические карты);
− совершенствование пространственных представлений;
− улучшение ручной моторики;
− развитие действий контроля;
− совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);
− вербализация плана деятельности;
− умение работать в парах и группах сменного состава;
− совершенствование диалогических умений;
− формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность, инициативность и т.п.).
Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и
социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе
и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют
появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических
новообразований младшего школьника.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3)

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками
коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14)
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение
навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне,
соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение
начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми
предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:

1) формирование умений работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.);
выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
2) формирование организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте,
выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)
3) формирование навыков самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов,
усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач; 5) приобретение первоначальных навыков
совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Учебный предмет «Технология» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг
становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
– осуществлять
экологичные действия
по
преобразованию
окружающей
действительности, направленные на удовлетворение своих потребностей;
– пользоваться инструментами и приспособлениями для обработки материалов в соответствии с их свойствами.
Овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия
проявляется в умениях:
– использовать вербальную и невербальную коммуникацию как средство достижения цели;
– получать и уточнять информацию от партнера, учителя;
– осваивать культурные формы коммуникативного взаимодействия.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется:
– в расширении и уточнении представлений об окружающем предметном и социальном мире, пространственных и временных
отношениях;
– в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;
– в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями, для осуществления поставленной
задачи.
Личностные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету «Технология» оцениваются по следующим
направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
– знании различных профессий, ремеслах и промыслах народов России Освоение социальной роли ученика проявляется в:

– умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная организация рабочего пространства);
– проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);
– соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасного труда);
– соответствии поведения дисциплинарным требованиям;
– социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности;
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
– умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации собственной потребности;
– описывать порядок получения результата своего труда, говорить об испытываемых эмоциях,
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
– использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
– умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективной работы.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
– стремлении украшать предметы окружающей действительности,
– интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного
– мира,
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
– осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выбор приемов реализации задуманного),
– умении получить одобряемый результат своего труда,
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
– рационально организовывать рабочее место;
– рационально использовать инструменты и приспособления для обработки материалов в соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоения ПРП для 3-го класса по учебному предмету
«Технология» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут
быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении:
– оперировать известными понятиями.
– самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты
– самостоятельно отличать новое от уже известного;

– самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
– самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении:
– самостоятельно определять цель выполнения заданий;
– выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
– самостоятельно
ориентироваться
в
задании;
– самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнении заданий;
– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения; - определять конструкторско-технологические
приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа, освоенных, работая по составленному плану,
осуществлять контроль точности выполнения операций;
– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью измерительных инструментов;
– исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении:
– вести диалог по обозначенной теме;
– договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;
– приходить в обсуждении к общему решению;
– учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий
– использовать допустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений:
- умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их
обработки в зависимости от их свойств;
- умение правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарногигиенические требования и т.д;
- навыки самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной
обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач; - приобретение первоначальных навыков совместной
продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

– различение видов материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия; – овладение неподвижным и подвижным способами
соединения деталей и использования соединительных материалов (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока,
нитки, тонкая веревочка); – освоение понятий о чертеже и линиях чертежа, новых терминов (макраме, коллаж); – знакомство со свойствами
новых материалов (стеарин, тесто); уточнение представлений о новых свойствах уже встречавшихся материалов;
– освоение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью линейки, на глаз, с помощью шаблонов;
– освоение новых видов лепки, аппликации, мозаики, плетения, приемов комбинирования в одном изделии различных материалов;
–– создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе
"бросовых", и разных способов соединения; – владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности.
- работать с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, циркулем;
- различать виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка), их особенности,
способы создания.
В разделе «Технология ручной обработки материалов.
Основы художественнопрактической деятельности»:
- Называть и различать обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия,
отделка;
- Называть и различать свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе
(гибкость, пластичность, промокаемость, сминаемость);
- различать натуральные ткани (хлопчатобумахные, шерстяные, шелковые);
- Осуществлять основные способы соединения деталей из разных материалов, изученными соединительными материалами (клей, нитки,
пластилин);
- различать чертеж и эскиз;
- Называть и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения
прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
- Называть и различать устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
- Читать простейшие чертежи (эскизы);
- Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
- соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- выполнять доступные практические(технологические) задания с опорой на образец.
В разделе «Конструирование и моделирование»:
- Называть и различать, использовать неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

- Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами (клей, нитки,
пластилин).

Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов
рукотворного мира (техника, предметы быта и декоративно­прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3
народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные,
географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность;
гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и
других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные,
групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной
деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,
взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов2. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических
свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно­художественным и
конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их
рационального и безопасного использования.
2

В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные,
синтетические и др.), материалы, используемые в декоративно­прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью
получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и
выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу,
копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом),
формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды
соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с
особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок,
простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление
изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких­либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.).
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды
и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления
назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по
заданным условиям (технико­технологическим, функциональным, декоративно­художественным и пр.). Конструирование и моделирование
на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере
Информация и её отбор. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование
простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам. Соблюдение безопасных
приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными
ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word и Power Point

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства
разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Мастера и их профессии. Бережное
отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы,
планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего
времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль
и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и
подчинённый). Творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Коллективные, групповые и
индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Особенности тематики, материалов, внешнего
вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного
народа. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,
взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Исследование физических, механических и
технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка
материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно­художественным и конструктивным
свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и
приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и
безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка;
обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и
изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по
шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами,
канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное,
винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в
соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший
чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая,
разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по
рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкции каких­либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды
конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,

конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико­технологическим, функциональным,
декоративно­художественным и пр.).
Практика работы с компьютером. Информация и её отбор. Способы получения, хранения, переработки информации.Простейшие
приёмы поиска информ ации: по ключевым словам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях(CD). Работа с простыми информационными объектами (текст, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление.
Создание небольшого текста по интересным детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word и PowerPoint.

Тематическое планирование

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Всего

1

Повторение и обобщение пройденного во втором
классе

1

2

Информационно-коммуникативные технологии

3

3

4

5
6

Способы получения объемных рельефных форм и
изображений (технология обработки пластических
масс, креповой бумаги
Способы получения объемных рельефных форм и
изображений Фольга. Технология обработки
фольги
Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его
строение свойства, сферы использования
Объемные формы деталей и изделий. Развертка.
Чертеж развертки

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Контрольные
работы

Практические
работы

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

https://resh.edu.ru/subject/8/3/
1

https://resh.edu.ru/subject/8/3/
https://resh.edu.ru/subject/8/3/

4

4
https://resh.edu.ru/subject/8/3/

1

1

1

1

6

6

https://resh.edu.ru/subject/8/3/
https://resh.edu.ru/subject/8/3/

7

Технологии обработки текстильных материалов

4

4

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

8

Пришивание пуговиц. Ремонт одежды

3

3

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

9

Современные производства и профессии

4

4

https://resh.edu.ru/subject/8/3/

10

Подвижное и неподвижное соединение деталей из
деталей
наборов
типа
«Конструктор».
Конструирование изделий из разных материалов

6

11

Резервное время

1

1

34

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://resh.edu.ru/subject/8/3/
6

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».