АРП русский язык 3 класс 7.2

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО классных
руководителей
___________Ю.А.Абдулганиева
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от _________2023 г. № ____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

инициалы, фамилия

____________________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
______________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от __________ 2023 г.
№ ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Русский язык
Руководитель Панова Антонина Николаевна
Ф.И.О. разработчика программы

Класс 3- А
Срок реализации – 1 год.

Количество часов:
Всего 170 ч.; в неделю 5 ч.
Программа разработана на основе ___________________________________________________________________________________________
Лесновка, 2023г.

Данная программа адресована учащимся 3-х классов, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2)
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Лесновская средняя общеобразовательная школа». Нормативный срок
обучения 5 лет.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки. «Сопоставимость»
заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению
к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной
компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системного
характера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в целом,
у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются
нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в
той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в
поведении и деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с
недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N
99ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

Особые образовательные потребности обучающихся с
ЗПР К общим потребностям относятся:
• получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
• выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
• получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
• психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
• психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
• постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
• гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
• упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему
развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
• наглядно-действенный характер содержания образования;
• развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
• необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
• комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
• специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
• развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с
взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
• обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов
семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного
образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;
- использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов;
- использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка.

Место предмета в учебном плане
В 3 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР.
Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной
записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

–
–
–
–
–
–
–
–
–

–

–
–

Общей целью изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма,
развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Овладение учебным предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками
фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной
сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными потребностями
определяются общие задачи учебного предмета:
формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
формировать умения и навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма;
уточнять, расширять и активизировать словарный запас путем расширения непосредственных впечатлений и представлений об
окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и совершенствовать целенаправленность и связность
высказываний, точность и разнообразие лексики, внятности и выразительности речи);
формировать интерес к родному языку, навыки учебной работы;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения,
сравнения и обобщения явлений языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет упрощения учебно-познавательных задач,
решаемых в ходе образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление
типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. С учетом особых
образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом: − обучать
выделению звуков из слова, различению гласных и согласных, определению последовательности звуков и слогов,
установлению ударного слога, границы слов, предложений;
научить писать все прописные и заглавные буквы русского алфавита, слоги, слова, предложения, списывать с печатного текста,
писать под диктовку слоги и отдельные слова, освоить правила предложения, использования заглавных букв в именах
собственных, написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;
научить обозначению мягкого согласного на письме с помощью мягкого знака и йотированных гласных;
совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово», «предложение», «текст»;

–
–
–
–
–

–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

обогащать и уточнять словарный запас при выполнении заданий раздела «Речевая практика»;
воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные
операции;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой
помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;
формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем
предложения); − развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка каллиграфии.
С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 дополнительном – 4 классах обозначенные задачи
конкретизируются следующим образом:
совершенствовать навыки различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, определения слогового и
звукового состава слов, установления ударного слога, границ предложений;
научить различать ударные и безударные гласные, соотносить количество звуков и букв в словах, определять порядок букв в алфавите,
использовать в речи языковые термины;
научить делить слова на слоги и переносить слова по слогам, правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, слова с удвоенными согласными
и слова с непроверяемым написанием;
научить раздельно писать предлоги со словами, писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия
населенных пунктов и улиц;
научить различать слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;
обогащать и уточнять словарный запас при изучении многозначных и однозначных слов, слов с близким и противоположным значением;
совершенствовать навыки построения высказывания в ходе практического ознакомления с признаками текста, выполнения заданий по
составлению и озаглавливанию небольших текстов;
совершенствовать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку слов и предложений;
воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст), активизируя необходимые
мыслительные операции;
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со
стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;
формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);

–
–

совершенствовать навыки разборчивого и аккуратного письма.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать,
излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к
правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры.
Поэтому овладение учебным предметом «Русский язык» оказывает положительное влияние на общую успеваемость школьника по всем
предметным областям. Однако даже у школьника без ограничений по возможностям здоровья усвоение необходимого учебного содержания
нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью организации речевой деятельности.
При ЗПР эти трудности многократно усиливаются. Дети, как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их
последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и
словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. У детей
недостаточен интерес к звучащему слову, его следует стимулировать и поощрять. Они нередко продолжают демонстрировать слабые языковые
способности и недостаточные речевые умения: затрудняются определить звуковой и слоговой состав слова, дифференцировать сходные фонемы,
выделить границы предложения, согласовывать слова в предложениях, самостоятельно выражать в речи просьбу, разворачивать ответ,
пользоваться речевыми формами этикета. У учащихся с ЗПР могут наблюдаться нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, не скорригированные в период предшествующего обучения.
Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления не только перечисленных несовершенств, но и других недостатков
развития, типичных для учащихся по варианту 7.2. Вместе с тем механический перенос на контингент с ЗПР методических рекомендаций по
обучению школьников, не обнаруживающих отставания в развитии, равно как и надежда на коррекционный эффект исключительно особых
организационных условий (меньшее количество обучающихся в классе, пролонгация обучения и пр.) опасен отсутствием ожидаемого результата.
В ходе обучения младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации,
совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.
Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для учащихся, подбирать
дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для
более слабых и т.п.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения программы должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых
мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие
адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми
умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в
том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
временнопространственной организации.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по
содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты
посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2) формирование интереса к изучению русского (родного) языка;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
4) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
5) овладение основами грамотного письма;
6) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.
Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг
становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется в умениях:
– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в
понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей
и социальных ролей проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать.
Личностные результаты оцениваются по следующим параметрам и конкретизирующим их дескрипторам:
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
– соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку, действовать в соответствии с инструкцией учителя);
– старательности;
– подчинении дисциплинарным требованиям;
– адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание учителя;
– стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
– порядке в учебных принадлежностях;
– бережном отношении к учебникам, школьному имуществу;
– выполнении порученных учителем заданий неучебного характера;
– самостоятельных вопросах по содержанию учебного материала;
– проявлении ответственного поведения (беспокойство по поводу соблюдения требований).
Сформированность речевых умений проявляется в:
– владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию (диалогические умения);
– грамматически правильной речи;
– овладении чтением и письмом для реализации коммуникации;
– возможности аргументировать свои решения, говорить об испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения);
– возможности выразительно читать текст;
– стремлении улучшать качество речи (лучше читать или писать).
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
– умении соблюдать нормы речевого этикета, не перебивать, соблюдать очередность, уступать;
– понимании того, что каждый продукт и каждая вещь является результатом чьего-то труда и бережном отношении к вещам;
– невербально проявляемой вежливость (улыбка при встрече, обращении);
– умение проявить сочувствие при чужих затруднениях и неприятностях;
– согласие (стремлении) делиться своими имуществом или знаниями;

–

умении сделать правильный реальный поведенческий выбор в конфликтной ситуации на основе представлений о нравственных нормах и
справедливости.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
– желании поддерживать порядок и чистоту вокруг себя;
– способности следить за своим внешним видом;
– заинтересованности в процессе прослушивания литературных произведений.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
– умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
– возможности согласованно выполнять необходимые действия в паре, не разрушая общего замысла;
– способности объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение коммуникативного партнера;
– умении справедливо распределять обязанности в паре;
– умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью;
– умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и затруднения;
–
умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
– умении обозначить свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки,
учиться новому и т.д.);
– осознании разных результатов выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности);
– осознании собственных потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
– осознании затруднений (не понимаю, не успел);
– возможности анализировать причины успехов и неудач;
– разграничении ситуаций, требующих и не требующих помощи педагога;
– умении прогнозировать последствия своего поведения и поведения других по отношению к себе.
– Метапредметные результаты включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные,
коммуникативные, личностные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
– С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут
быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
– умении формулировать (воспроизводить) правило, необходимое для объяснения написания орфограмм;

–
–
–
–
–
–
–
–

умении определять подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены предложения;
умении классифицировать предложения по интонации;
умении использовать схему для конструирования предложения по заданным условиям;
находить нужную информацию в словарях учебника;
умении понимать и использовать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
осуществлять элементарный синтаксический и морфологический разбор;
сравнивать, группировать объекты: находить общее и различие в однокоренных словах;
умении называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты: части речи, простые и сложные
предложения;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге языковых явлений: сколько в слове гласных, столько и слогов;
– овладение понятиями, требующимися при обучении учебному предмету: корень, приставка, окончание, суффикс, существительное,
прилагательное, глагол.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
– понимании инструкции, предложенной классу;
– удержании инструкции;
– умении составить план действий;
– умении придерживаться плана (на материале разных учебных заданий: написание текста, проверка безударной гласной, синтаксический
разбор предложения);
– умении оценить результат действий (на материале практической деятельности, в приложении к каждому осваиваемому учебному
действию);
– умении выслушивать не перебивая;
– умении сопоставлять результат с образцом;
– умение найти ошибки у соседа;
– умении найти ошибки у себя.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:
– умении слушать мнение партнера по поводу решения учебной задачи;
– умении высказывать свое мнение по поводу коммуникативных ситуаций;
–
умении рассказывать о событии;
– умении решить спор договоренностью;

– умение высказывать свое мнение по поводу событий, явлений и т.п.;
– умении аргументировать свое мнение;
– умении убеждать;
– умении распределить функции.
Сформированные личностные универсальные учебные действия проявляются в:
– способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел);
– стремлении к опережающему овладению каким-либо учебным умением или знанием (инициативность);
– беспокойстве о выполнении домашнего задания или поручения (ответственность);
– беспокойстве о некачественно выполненной работе и стремление это исправить (в т.ч. плохую оценку);
– умении адекватно оценить свое поведение;
– умении адекватно оценить поведение партнера;
– умении предложить способ решения, удовлетворяющий обоих (не жребий);
– готовности помочь партнеру в решении проблемы.
Предметные результаты. В конце 3-го класса обучающийся:
– находит в словах изученные орфограммы;
– списывает и пишет под диктовку текст, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в конце предложения, проверяет
написанное;
– проводит элементарный синтаксический разбор, различает главные и второстепенные члены предложения;
– употребляет термины «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения»;
– различает предложения по интонации;
– различает простые и сложные предложения;
– устанавливает связь слов в словосочетании с помощью вопросов;
– называет изученные части речи;
– определяет число, род имен существительных и прилагательных;
– склоняет имена существительные единственного числа;
– согласовывает имена существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;
– изменяет глаголы по временам;
– подбирает однокоренные слова;
– подбирает антонимы, синонимы;

–
–
–
–
–
–

пользуется словарями учебника;
проводит морфологический разбор простых по структуре слов (корень, приставка, окончание, суффикс) с опорой на наглядную схему;
восстанавливает деформированный текст;
озаглавливает текст;
пишет изложения простых по лексике и содержанию текстов;
пишет объявления, поздравления, почтовый адрес.

Содержание учебного предмета «Русский язык»
Программа авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК «Школа России»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации,
содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с
учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации,
заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Обобщение содержащейся в
тексте информации.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста. Создание небольших собственных текстов по интересной
детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в
слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и

безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных
как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение
целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных)
и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым,
аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста. Проверка написанного при помощи сличения с текстом- образом и послогового чтения
написанных слов. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка
писать большую букву в именах людей и кличках животных. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова
и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в
соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих
(ча—ща, чу—щу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения
согласных; знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших
рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки,
различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие

согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков.
Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука:
гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой,
парный — непарный. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами.
Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков.
Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в
словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном
орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в
однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием написания корней (корм — кормить — кормушка, лес — лесник — лесной).
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с
приставками и суффиксами.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Деление частей
речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?». Умение опознавать имена собственные.
Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам.

Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). 1, 2, 3-е склонение, определение принадлежности имён
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять
предлоги с именами существительными в различных падежах.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, в
сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го
лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Правильное употребление местоимений в речи (меня, мною, у него,
с ней, о нем).
Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих
на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем
и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Лексика2. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по
смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных
членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении.

2

Изучается во всех разделах курса.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечисления), а, но и без союзов. Использование интонации перечисления в
предложениях с однородными членами, запятая при перечислении. Умение составить предложения с однородными членами без союзов и с
союзами и, а, но.
Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений.
Запятая в сложных предложениях. Умение составить сложное предложение и поставить запятую перед союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.
– Применение правил правописания: сочетания жи—ши3, ча—ща,
чу—щу в положении под ударением; сочетания чк—чн, чт, щн;
– перенос слов;
– прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова; парные
звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые
согласные;
– непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь;
– мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
– безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин);
безударные окончания имён прилагательных;
– раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с
глаголами;
– мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание
предлогов с другими словами;
– знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки
препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи

3

Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и
ответов.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи
(повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов;
составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов
описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста.
Составление планов к данным текстам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Понятие об изложении и сочинении. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и
сжатый рассказ (сочинение) по картинке и серии картинок.
Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение
мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости - мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные
звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости - глухости согласных звуков. Ударение,
нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с
нормами современного русского литературного языка.
Графика. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
звука. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между

словами, знака переноса, абзаца. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном
орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).
Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение
понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием
написания корней. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Представление о значении суффиксов и приставок.
Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Разбор слова по составу.
Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог. Имя существительное.
Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать
имена собственные. Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). Определение
падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных
падежах. Морфологический разбор имён существительных. Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен
прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический
разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные
местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о
неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее,
прошедшее, будущее. Изменение глаголов по числам. Морфологический разбор глаголов. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными
предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных. Отличие предлогов от приставок. Лексика. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов
и антонимов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу
(без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение. Предложения по
цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды).
Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения,
состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Примнение правил
правописания: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением; сочетания чк-чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале
предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); разделительные ъ и ь; мягкий
знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь); не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими
словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой
речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание,
извинение, благодарность, обращение с просьбой). Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и
письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного
характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов,
повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика
учебно-деловой речи). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в
тексте. Последовательность частей текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и
частей текста. План текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов; использование в текстах синонимов и антонимов. Подробный и сжатый
рассказ по картинке и серии картинок. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и
сжатый рассказ по картинке и серии картинок.

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
К.
Всего
Пр. р.
р.

1
2
3

Общие сведения о языке
Фонетика и графика
Лексика

1
2
5

4
5

Состав слова
Морфология

9
43

6
7

Синтаксис
Орфография и пунктуация

13
50

8

Развитие речи

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
1
1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8

7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Соч - 9
Изл - 7
Пр.зад 6

30

Резервное время

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

9

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».