АРП окр. мир 3 класс 7.2

РАССМОТРЕНО
Руководитель МО классных
руководителей
___________Ю.А.Абдулганиева
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от _________2023 г. № ____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

инициалы, фамилия

____________________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
______________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от __________ 2023 г.
№ ______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Окружающий мир
Руководитель

Панова Антонина Николаевна
Ф.И.О. разработчика программы

Класс 3-А
Срок реализации – 1 год.

Количество часов:
Всего 68 ч.; в неделю 2 ч.
Программа разработана на основе ___________________________________________________________________________________________

Лесновка, 2023г.

Данная программа адресована учащимся 3 класса, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения «Лесновская средняя общеобразовательная школа». Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения
школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения
избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию
полноценной жизненной компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системного
характера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в
целом, у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности
деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность,
самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса наблюдается
неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции,
гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
 выделение
пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и
школьным этапами;
 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так
и в процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N

99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному
миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития
и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками,
с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов
семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного
образования.

Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога
-использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов
-использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка.

Место предмета в учебном плане
В 3 классах на предмет «Окружающий мир», отводится по 68ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей учащихся
с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к
изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по
годам обучения и в календарно- тематическом планировании.
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» в соответствии с АООП заключается в формировании начальных знаний о
природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.
В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:
 сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
 сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира, заложить основы экологической грамотности, создать
условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
 способствовать усвоению простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между
деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
 развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия
собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
В 3 классах обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
− формирование знаний о Родине, ее столице, многонациональном народе;
− уточнение существующих и получение новых знаний об условиях жизни людей, растений и животных, бытовых и природных явлениях;
− формирование представлений о многообразии растительного и животного мира и начальных экологических представлений;
− выработка умения взаимодействовать с окружающим миром и формирование знаний о безопасном поведении;
− формирование любознательности, интереса к окружающему предметному и социальному миру, познавательной мотивации.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование по варианту 7.2

обусловлено не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины
природного и социального мира. Учащиеся с ЗПР преимущественно не умеют:
 вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что
они многократно видели;
 задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
 целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
 выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.
Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности
учащихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется
элементарная система знаний о природе и обществе. Помимо этого достигаются запланированные личностные результаты образования:
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, своей
этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
В соответствии с ФГОС обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут,
закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности.
Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.
Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению
своего здоровья. Обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир». Разработана специальная рабочая тетрадь,
позволяющая конкретизировать и уточнить учебное содержание. Специфика познавательной деятельности учащихся и их особые
образовательные потребности потребовали внесения весьма существенных поправок в предложенную учебником последовательность
изучения тем.
Для получения более точных представлений обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует
представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира в
конкретный сезон, а также обращает внимание учащихся на характер труда людей, социальные явления.
Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий
эффект.
Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая
деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений,
необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения.
Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков учащихся с ЗПР, «пошаговым» предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления,
многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также
упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.
Учитель начальных классов может активно привлекать родителей учащегося к изучению предмета
«Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной
компетентности ребенка.
Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор учащихся, он способствует их социализации за счет

улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной активности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»
Личностные результаты освоения программы должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12)
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и
дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового
чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
Предметные результаты
1) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и

происходящими изменениями в окружающей среде;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни;
3) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего
мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые
последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.
Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО учащихся с ОВЗ и конкретизацией в АООП
проявляются в перечисленных ниже знаниях и умениях.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется:
– в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
– в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не
понимаю;
– в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно
сформулировать возникшую проблему.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется в расширении представлений об
устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации, проявляется:
– в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия учащегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
– в адекватности бытового поведения учащегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
– в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки,
городских и загородных достопримечательностей и других;
– в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту
ребёнка;
– в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
– в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
– в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
– в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
– в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
– в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России проявляется в:
 Гордости за свою Родину (ее размеры, богатства, разнообразие народов)

 Понимания отличия России от других стран,
 Заинтересованности в пополнении знаний о своей стране,
 Знании наиболее насущных экологических проблем в регионе и конкретном месте своего проживания;
 уважительном отношении к представителям других национальностей (с которыми ученик должен взаимодействовать).
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур проявляется в:
 понимании смысла географической карты как модели мира, страны,
 Понимании взаимосвязи живой и неживой природы;
 Понимании взаимосвязей в природе;
 Понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы. формирование уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов проявляется в:
 - интересе к зарубежным странам
 - интересе к другим культурам.
интерес к познанию социального и природного мира проявляется в:
 интересе к изучаемому предмету в целом (в невербальных проявлениях при рассказах учителя и вопросах),
 стремлении смотреть кинофильмы или читать произведения о животных, природе.
 интересе к подсобному хозяйству (даче): что растет, как растет и выездам «на природу»;
 интересе к жизни своей семьи в связи с изучаемыми темами (поездкам родителей, их занятиям, семейному бюджету и т.п.);
 интересе к зарубежным странам (понимании их отличий от России, удаленности и пр.);
 стремлении выполнять практические работы, домашние задания и проекты по предмету,
освоение социальной позиции ученика проявляется в:
 трансляции домашнего задания родителям,
 переживании при получении нежелаемой (или неполучении желаемой) оценки,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
 восхищении красотой человеческих творений и природы;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни проявляется в:
- понимании роли правильного питания в сохранении здоровья;
 понимании роли профилактики заболеваний в сохранении здоровья;
 понимание роли здорового образа жизни в сохранении здоровья;
 - соблюдении правил безопасного поведения.
уважение к людям труда проявляется в:
 понимании того, что деньги платят за труд
 понимании, что люди ценят результаты своего труда и беспокоятся об их сохранности/использовании;
 знании названий профессий и их значения для людей.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется
в:

 понимании связи состояния здоровья с налагаемыми ограничениями,
 понимании связи заботы о здоровье с учебной успешностью (пропуски занятий по болезни приводят к появлению пробелов в знаниях),
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием
информационных технологий проявляется в:
возможности рассказывать результаты своего проекта, сопровождая его презентацией.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно- пространственной организации проявляется в:
 расширении представлений о различных аспектах и многообразии природного и социального мира, их взаимосвязях;
 понимании значения экономических факторов для жизни семьи, региона, страны;
Метапредметные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету
«Окружающий мир» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут
быть обозначены следующим образом.
Сформированность познавательных универсальных учебных действий:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления проявляется в:
понимании групповой инструкции к заданиям для самостоятельной работы
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера проявляется в:
 самостоятельности в подготовке проектов (по оценке родителей).
 проявлениях поисковой активности (попыток самостоятельного поиска решения ранее неизвестного задания).
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач проявляется в:
 овладении умениями декодирования условных знаков и представленных наглядных моделей.
 Овладении умением транслировать необходимую информацию с опорой на наглядную модель.
 Овладение умением самостоятельного построения наглядной модели (в соответствии с изучаемым материалом)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать. в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета проявляется в:
 Овладении умением выяснять нужные сведения у взрослых.
 Овладении умением самостоятельного поиска некоторой необходимой информации (под контролем взрослого).
 Овладении умением рассказывать подготовленный материал перед классом.
 Овладении умением сопровождать рассказ видеопрезентацией или другой наглядностью.
 Овладении умением интерпретировать полученные количественные данные (например, состав пищевых продуктов, семейный бюджет и пр.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах проявляется в:

 овладении умениями самостоятельного чтения научно-популярных (информационных) статей в учебнике;
 овладении умением формулировать выводы устно и письменно.
 Овладении умением находить в прочитанном тексте ответы на поставленные вопросы
 способности излагать свое мнение и аргументировать его;
 Овладении умением понятного пересказа информационного текста.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям проявляется в:
 Овладении умением выделять существенные признаки.





Овладении умением сравнивать различные объекты и явления природы и формулировать вывод.
Овладении умением называть объекты, входящие в определенную обобщенную группу или обобщать объекты.
Овладении умением вербализовать причинно-следственную связь между явлениями природы, природными изменениями.
Овладении умением объяснять значение слов обобщенного и абстрактного характера в соответствии с изучаемым материалом.
 умении устанавливать причинно-следственные связи между некоторыми явлениями и событиями;
 овладении операциями обобщения и абстрагирования, в т.ч. составления памяток с условными знаками для воспроизведения усвоенного
материала.
Сформированность регулятивных универсальных учебных действий.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата проявляется в:
 способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;
 способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить
действия с планом;
 способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
 способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под
руководством учителя и самостоятельно.
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
проявляется в;
Умении договориться о распределении ролей в ходе выполнения деятельности.
Овладении умением договориться с партнером о частных моментах в ходе выполнения задания. Овладении умением адекватно воспринимать
указания одноклассника на ошибки.
Овладении умением оценить поведение окружающих. Овладении умением оценить собственное
поведение.
Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий.
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач проявляется в:

 Овладении умением обратиться к сверстнику с предложением, просьбой о помощи в преодолении затруднения, объяснением.
 Овладении умением позвонить (написать) однокласснику чтобы узнать у него задание или совместно его выполнить.
 Овладении умением обратиться к педагогу с просьбой о помощи в преодолении затруднения.
 Овладении умением сопровождать видеопрезентацию рассказом.
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий проявляется в;
Овладении умением работать в паре (предлагать и выслушивать предложения). Овладении умением аргументировать свою
точку зрения.
Сформированность личностных универсальных учебных действий.
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха проявляется в;
 Способности адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности (не понял, забыл, не постарался, не успел).
 Овладении доступными формами ответственного поведения (записать задание, транслировать его взрослым, самостоятельно уточнить
недостающую информацию у учителя или одноклассников, принести на урок требуемое, дополнительно подготовиться к проверочным
работам).
 Стремлении к совершенствованию своих учебных умений, базирующееся на осознании имеющихся затруднений (просьба объяснить,
повторные попытки решения, повторные правильные выполнения ранее неудававшихся заданий).
 Способности выполнять домашние задания с минимальной помощью взрослого.
 способности адекватно относиться к неуспеху в деятельности (увеличивать старание);
 способности объективно оценивать причины неуспеха в деятельности;
 способность адекватно оценивать свое поведение на уроке.
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений.
 Название страны, региона, места проживания,
 Представление об обществе, народе, семье
 Знание региональной символики; достопримечательностей родного края, его основных предприятий
 знание отличий между живой и неживой природой, неживой природой и рукотворным миром;
 знание, что тела состоят из веществ, невидимых глазу;
 понимание сущности экологии;
 знание живого, входящего в Красную книгу;
 заповедники: понимание сущности;
 знание состава воздуха;
 Представления о воде, почве, природных богатствах;
 Круговорот воды в природе;
 классификации растений (культурные и дикорастущие деревья, кустарники, травы, цветковые, хвойные, водоросли, мхи, папоротники);




















развитие и охрана растений;
правила безопасности для разных ситуаций (пожар, утечка газа);
правила безопасности на дороге;
опасные природные явления (гроза, буря)
опасные места (там, где нет или мало людей)
знание названий представителей классов животных (насекомые, птицы, рыбы, звери, пресмыкающиеся, земноводные, черви, пауки,
хищные, всеядные, растительноядные);
цепи питания, размножение, развитие, охрана животных;
грибы, микроорганизмы;
основы знаний об организме человека;
основы профилактики заболеваний, здорового образа жизни;
органы чувств, кожа, осанка
основы правильного питания и состав продуктов;
основы экономических представлений (деньги);
сущности понятия экономика, области экономики, роль человеческого труда
расширение знаний названий профессий, в том числе профессий близких людей;
знание видов транспорта;
знание названий сторон света, материков, стран, городов
понимание отличий своей и чужой страны.

Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и
живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх,
низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер,
дождь, гроза.
Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:
соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование
воздуха.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые
родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Охрана, бережное использование почв.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,
тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные
растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и
культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные.
Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными.
Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот
веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2— 3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда
и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники,
национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной
книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела
человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика
нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела
человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и

здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя
общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных
традициях региона.
Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о
вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество,
возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках,
Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба,
игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми,
сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других
общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна».
Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное
благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной
газеты к государственному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на
карте.
Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты
через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика
отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные
достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных
народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные
исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы
мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (нескольки ми) странами (по выбору): название,
расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и
нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании,
перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Человек и природа. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями,
газами. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности.
Компас. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро,
пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь
газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха. Вода. Свойства воды.
Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Охрана, бережное использование воды. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2— 3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека. Охрана, бережное использование почв. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Особенности питания разных животных.
Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к
диким животным, уход за домашними животными. Человек — часть природы. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы),
определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере
окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и

животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека.
Системы органов (опорно ­ двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности
организма. Гигиена: уход за кожей,
ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорнодвигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния
своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание,
уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество. Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной
деятельностью во имя общей цели. Духовно ­ нравственные и культурные ценности российского общества, отраженные в государственных
праздниках и народных традициях региона. Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Семья — самое близкое окружение
человека. Участие семьи в событиях страны и региона. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая
ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства массовой
информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница
России.
Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня;
личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность
каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством,
водой. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с
незнакомыми людьми. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека. Основная форма
организации учебных занятий по предмету «Окружающий мир» – урок. Большинство уроков носит комбинированный характер, сочетая
актуализацию ранее полученных знаний с изучением нового материала. Некоторые уроки предполагают только знакомство с новым
материалом или презентацию подготовленных детьми самостоятельных работ. В конце каждого раздела и четверти организуются уроки
проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Тематическое планирование
№п/п
1.
2.
3.

3 класс
Тема раздела
Человек и общество
Человек и природа
Правила безопасности жизни
Итого:

Кол-во часов
23
38
7
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».