АРП лит. чтение 3 класс

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО классных
руководителей
___________Ю.А. Абдулганиева
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от _________2023 г. № ____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

инициалы, фамилия

____________________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс Литературное чтение
Руководитель

Панова Антонина Николаевна
Ф.И.О. разработчика программы

Класс 3-А
Срок реализации – 1 год.

Количество часов:
Всего 136 ч.; в неделю 4 ч.
Программа разработана на основе Федерадьной адаптированной программы от…..

Лесновка, 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
______________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от __________ 2023 г.
№ ______________________

Данная программа адресована учащимся 3 класса, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения «Лесновская средняя общеобразовательная школа». Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения
избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию
полноценной жизненной компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие
получению образования без создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системного
характера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в
целом, у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и
целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса
наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной
регуляции, гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным
этапами;
1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013
N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей,
так и в процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные
потребности:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному
миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и

на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального
развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого; развитие и
отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, сосверстниками, с
взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного
образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога;
- использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов»;
-использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётом психофизического состояния ребёнка.

Место предмета в учебном плане
В 3 классе на уроки литературного чтения отводится по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в классе).
«Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в
мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует
потребность в систематическом чтении.
Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся
с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в
соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в тематическом
планировании.
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование у учащихся навыков чтения и понимания
прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками
фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного
высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО учащихся с ЗПР особыми образовательными
потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
 формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
 формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения
вслух
и
про
себя);











уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений,
полученных при чтении;
формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве,
преодолевать недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
развивать нравственные и эстетические представления и чувства, художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение,
корригировать отклонения личностного развития ребенка;
преодолевать недостатки в развитии речи учащихся, формировать речевые умения и навыки;
развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и
познавательную активность;
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для
младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

В 3-м классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
− формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного;
− познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы;
− научить элементарным приемам анализа и интерпретации художественных текстов;
− учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки
героев с учетом принятых норм и правил;
− расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную
активность через литературное слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;
− совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием выразительных средств языка;
− прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР.
Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное
отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение»
оказывает положительное влияние на общую успеваемость учащегося по всем предметным областям. Однако даже у школьника без
ограничений по возможностям здоровья овладение навыками правильного, осознанного и беглого чтения нередко вызывает трудности,
которые связаны со сложной структурной организацией чтения.
У детей с ЗПР часто оказываются несформированными предпосылки овладения навыком чтения: дети с трудом дифференцируют
акустически сходные фонемы, плохо запоминают буквы, наблюдается нарушение перекодировки звука в букву и наоборот. Пространственная
ограниченность поля зрения, замедленность мыслительной деятельности затрудняют овладение способом слияния согласной и гласной,
привязывая ребенка к побуквенному чтению. Дети с ЗПР не слышат в слове отдельных звуков, не могут установить их последовательность,

правильно произнести, отмечаются недостатки лексико-грамматической стороны и связной речи.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить
обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В
результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы
деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного
опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.
Работа на уроке направлена на формирование языкового анализа и синтеза как основы, на которой формируется позиционный принцип
чтения. Содержание работы на уроке позволяет учащимся овладеть техникой чтения, помогает научиться понимать смысл прочитанного,
предотвратить ошибки, возникающие при обучении чтению. Уметь передавать при чтении различными выразительными средствами свое
отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный и краткий пересказ, уметь воспроизводить содержание текстаописания или рассуждения являются одним из необходимых условий успешного обучения. Уметь различать в тексте слова, объяснять и
использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности способствуют развитию всех компонентов
речевой системы. Уметь отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия
текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком.
Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется
понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся
самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить
временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в
правильном интонировании при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению
необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков
познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты освоения программы должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12)

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми
ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и
дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового
чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем
индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9 )
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными
сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических
и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются как:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре,
первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов;
5) умение выбирать с помощью взрослого интересующую литературу;
6) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
7) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений,
умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и
правил;
8) формирование потребности в систематическом чтении.
Учебный предмет «Литературное чтение» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг
становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
 обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;

 распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
 словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
 в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
 в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
 в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:
 в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
 в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей проявляется:
в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
 в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе
внимание учителя).
Личностные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету «Литературное чтение» оцениваются по
следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:

уважительном отношении к русской культуре и фольклору, литературным произведениям других народов, проживающих в России.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:

ответственном поведении (подготовка к уроку, трансляция заданий учителя дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения
требований); стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Сформированность речевых умений проявляется в:

способности отвечать на вопросы, рассуждать, связно высказываться.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;

уважительном отношении к чужому мнению;

умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать согласие (стремление) помочь.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:

умении замечать красоту языка;

активном стремлении слушать книги, читать, посещать библиотеку;

знании некоторых фамилий писателей и поэтов и их произведений;

умении давать оценку произведениям искусства (составление текстов-рассуждений).
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:

умении проявлять терпение, корректно реагировать на недостатки чтения и высказываний;

умении использовать формулы речевого этикета при обращении к соученикам и педагогам.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в:

интересе к знаниям о причинах и следствиях человеческих поступков.
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется

в:
осознании своих затруднений (не понимаю, не успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
способности анализировать причины успехов и неудач;
умении разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога.
Метапредметные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету «Литературное чтение» включают
осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты
могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в:
 возможности ответить на вопросы по событийному прослушанному тексту;
 возможности ответить на вопросы по описательному прослушанному тексту;
 возможности пересказать самостоятельно прочитанный событийный текст;
 умении составлять тексты в устной форме в соответствии с поставленными задачами;
 использовании элементарных знаково-символических средств для организации своих познавательных процессов;




 осмысленном чтении текстов учебника;
 умении находить в тексте характеристики героя произведения;
 умении устанавливать причинно-следственные связи между событиями, описанными в тексте;
 умении различать научно-познавательный, художественный, юмористический текст;
 сравнивать литературные произведения, различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, находить в тексте средства
художественной выразительности.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:

способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;

способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать основные требования к организации учебной деятельности;

способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, оречевлять план и
соотносить действия с планом;

способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия под
руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в:

готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и поддерживать его;

адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

умении принимать участие в коллективном поиске средств решения поставленных задач, договариваться о распределении функций.
Предметные результаты. По итогам обучения во 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и
умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся, аудиозаписи;

читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с индивидуальным темпом;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;















самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
знать несколько стихотворений наизусть;
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
характеризовать героя произведения под руководством учителя;
находить в тексте материал для характеристики героя;
делить текст на части под руководством учителя; определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
различать прозаический и поэтический текст;
характеризовать представленную на выставке книгу;
определять особенности сказочного текста, виды сказок;


выявить особенности юмористического произведения;

находить в тексте лирического стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения под руководством
учителя;

наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

представлять по ходу чтения картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с
изучаемыми произведениями;

различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;

находить различия между научно-познавательным и художественным текстом.

Содержание учебного предмета
Программа авторов Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. УМК «Школа России»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость
чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение находить

в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный, их
сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и
оформлению.
Самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять
ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в
книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники,
словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что
фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения
норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов
России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью
учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к
герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание,
подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных
предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в
тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста).
Работа с учебными, научно­популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Деление текста на части.
Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать
вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому
произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного
общения.
Работа со словом (распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности), пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст,
по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания
прочитанного или прослушанного с учётом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
от художественного произведения, произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического
высказывания.

Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование
выразительных средств языка (сравнение) в мини-сочинениях, рассказ на заданную тему.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—
ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и
зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочноэнциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде,
добре и зле, хороших и плохих поступках, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов,
антонимов, сравнений.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его
портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки,
загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная
(авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с
элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин

художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное
понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение
последовательности событий, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость
чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение
находить в тексте необходимую информацию.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественный, учебный, научно-популярный.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Деление текста на смысловые части, их озаглавливание (с помощью педагога). Умение работать с разными видами информации. Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы
книги: обложка, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка. Типы книг (изданий): периодическая печать, справочные
издания (справочники, словари, энциклопедии).
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с
содержанием. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение
эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление
поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён
героев. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный, краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных
слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана
в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов. Выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в
тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Деление текста на части.
Подробный пересказ текста.
Говорение (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение
основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики художественного
текста. Распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности, пополнение активного словарного запаса. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Круг детского

чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ
вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и
зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития. Представленность разных
видов книг: научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы
детского чтения: фольклор разных народов, произведения о природе, детях, братьях наших меньших, хороших и плохих поступках,
юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Нахождение в тексте, определение значения в
художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений (не обозначая термином).
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения (его портрет,
речь, поступки); отношение автора к герою. Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие
произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение,
определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня
— общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Творческая деятельность обучающихся (на основе
литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям,
устное словесное рисование, драматизация, инсценирование. Основная форма организации учебных занятий – урок. На каждом уроке дети
изучают новое произведение, проводятся речевые разминки, беседы, словарная работа.

Тематическое планирование
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

1

О Родине и её истории

6

2

Фольклор (устное народное творчество)

16

3

Творчество И.А.Крылова

4

4

Творчество А.С.Пушкина

9

5

Картины природы в произведениях поэтов и
писателей ХIХ века

8

6

Творчество Л.Н.Толстого

10

7

Литературная сказка

9

8
9

Картины природы в произведениях поэтов и
писателей XX века
Произведения о взаимоотношениях человека
и животных

16

1
1

18

11

Юмористические произведения

6

12

Зарубежная литература

10

Библиографическая культура (работа с
детской книгой и справочной литературой)
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1

Произведения о детях

1

1

10

10

13

1

Практические
работы

1

4
10
136

1
7

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411a40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».