САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ РАССМОТРЕНО Руководитель МО классных руководителей ___________Ю.А.Абдулганиева подпись инициалы, фамилия Протокол заседания МО от _________2023 г. № ____ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Лесновская средняя школа» __________ Н.А. Седова подпись инициалы, фамилия ____________________ 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Лесновскяа средняя школа» ______________ А.Ю.Орден подпись инициалы, фамилия Приказ от __________ 2023 г. № ______________________ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курс ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Руководитель Панова Антонина Николаевна Ф.И.О. разработчика программы Класс 3- А Срок реализации – 1 год. Количество часов: Всего 34 ч.; в неделю 1 ч. Программа разработана на основе ___________________________________________________________________________________________ Лесновка, 2023г. Данная программа адресована учащимся 3 класса, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Лесновская средняя общеобразовательная школа». Нормативный срок обучения 5 лет. Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий1. В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие речи системного характера. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей проявляться в целом, у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса наблюдается неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР К общим потребностям относятся: получение специальной помощи средствами образования сразу же послевыявления первичного нарушения развития; 1 Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РоссийскойФедерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ). выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка спедагогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействиясемьи и образовательной организации; постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределыобразовательной организации. Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерныследующие специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.); увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих какобщему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования; развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения; специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощьвзрослого; развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов; обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования. Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психическогоразвития: - организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоневнимания педагога; -использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов; -использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётомпсихофизического состояния ребёнка. Место предмета в учебном плане В 3-м классе на предмет «Изобразительное искусство», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34учебные недели в каждом классе). Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихсяс ОВЗ (вариант 7.2). Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой (ПрАООП) заключается: − в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе; − в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью; − в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий. В соответствии с АООП определяются общие задачи курса: − формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовнонравственном развитии; − формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства; − формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику; − овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); − воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства; − формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственноеэмоционально-оценочное отношение; − овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства. класс Личностные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» оцениваются по следующим направлениям: Осознание себя как гражданина России проявляется в: освоении нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов,проживающих на территории России, отражённого в изобразительной культуре; знании различных изобразительных промыслах народов России - проявлении чувства гордости за культуру и искусство Красноярского края, своего народа,России; стремлении создавать окружающую действительность, ориентируясь на значимыеэстетические ценности России, стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках России, мира Освоение социальной роли ученика проявляется в: умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональнаяорганизация рабочего пространства); проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний); соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасной деятельности); соответствии поведения дисциплинарным требованиям; социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающейдействительности; Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в: умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализациисобственной потребности; описывать порядок получения результата своей изобразительной деятельности,говорить об испытываемых эмоциях, умении вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций,результатов художественной деятельности мастера; 3 умении согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе, неразрушая общего замысла; умении контролировать импульсивные желания, вербальную агрессию; способности вежливо отказываться от нежелательных предложений; Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в: умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективной работы. Использовании социально-одобряемых форм речевого этикета в различных учебных ситуациях; умении анализировать свои переживания и поступки, ориентируясь в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей, находить общие нравственные категории в культуре разных народов. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в: стремлении украшать предметы окружающей действительности, интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного мира, - Проявлении эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой. - использовании средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и цвета при выполнении работ на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. умении самостоятельно замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях. Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему проявляется в умении рассматривать и анализировать природные объекты, как универсальный источник художественных идей для мастера; деятельности человека как создателя эстетическойсреды обитания; осознании важности эстетической красоты окружающего мира; демонстрировании целостной картины мира, художественной и духовной культуры, как продукта творческой изобразительной деятельности человека, осмысления содержания предметного мира и его единства с миром природы; - знании функций профессий художественной направленности; Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в: осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выбор приемов реализации задуманного), умении получить одобряемый результат своей изобразительной деятельности Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях: рационально организовывать рабочее место рационально использовать инструменты и материалы для изобразительной деятельности в соответствии с их свойствами. называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; осуществлять точные манипуляции с различными предметами, использовать глазомер, работать с различными источниками информации; изображать (преобразовать объекты из чувственной формы в изображения, воссоздавать изображения по памяти, мысленно трансформировать изображения и пр.), выполнять построение форм с учётом основ геометрии, работать с геометрическими фигурами, телами; переживать чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранять и приумножать её богатства, отражая их в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. стремиться к добру, самосовершенствованию и самореализации, соблюдать принципы здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. сострадать и проявлять милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. понимать ценность художественного творчества как естественного условия человеческой жизни, испытывать потребности творческой самореализации, Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется: - в рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результатыобщей деятельности и умений делового сотрудничества; - в интересе к информационной и коммуникативной деятельности, в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт; - в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями,для осуществления поставленной задачи. Метапредметные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету «Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении: оперировать известными понятиями. самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты самостоятельно учителя отличать новое от уже известного; самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями иявлениями. - создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений; - использовать знаково-символические обозначения, - ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы длясоздания изображения; осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, ориентироваться в известных понятиях. сравнивать, группировать, классифицировать предметы, объекты, действия; понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках; анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; передавать, искать, преобразовывать, сохранять информацию, использовать компьютердля поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении: - самостоятельно определять цель выполнения заданий; выполнять практическую работу по предложенному учителем плану; самостоятельно ориентироваться в задании; – самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнениизаданий; – контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения; - определять изобразительные приёмы и способы выполнения отдельных этапов изобразительной деятельности из числа, освоенных, работая по составленному плану, осуществлять контроль точности выполнения техники изображения; исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцоми замечать несоответствия. оценивать результат своих действий. Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются вумении: вести диалог по обозначенной теме; договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах; приходить в обсуждении к общему решению; учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий использовать допустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; Предметные результаты По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений: добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.); добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана. узнавать известные центры народных художественных ремесел России; узнавать ведущие художественные музеи России. выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина); соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); расписывать готовые изделия согласно эскизу; применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, приизготовлении игрушек на уроках труда; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежныххудожников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,декоративно – прикладного искусства) Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности». - различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»; различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм,очертаний; - умение эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка; - умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений; - умение видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре; высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?». - применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: краснооранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине- зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового; умение создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; - умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; чувствовать и определять холодные и тёплые цвета; сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии врисунках с натуры и узорах; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет; выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветомглавное в рисунке; - умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; - умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). - умение пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; - умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства; - умение выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?». - умение осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности; выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав; использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции; - умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия; - умение видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; умение понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красотечеловека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; - умение изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональноеотношение; - умение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвоватьв коллективных работах на эти темы. Содержание учебного предмета Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущиехудожественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народныххудожественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональнаяи художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Рисунок. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Цвет. Практическое овладение основами цветоведения. Линия. Многообразие линий. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля — наш общий дом. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Искусство дарит людям красоту. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Тематическое планирование Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего 1 Введение 1 2 Искусство в твоем доме 8 3 Искусство на улицах твоего города 8 4 Художник и зрелище 7 5 Художник и музей 10 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411892 1 0