АРП ИЗО 3 класс

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО классных
руководителей
___________Ю.А.Абдулганиева
подпись

инициалы, фамилия

Протокол заседания МО
от _________2023 г. № ____

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ «Лесновская
средняя школа»
__________ Н.А. Седова
подпись

инициалы, фамилия

____________________ 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«Лесновскяа средняя школа»
______________ А.Ю.Орден
подпись

инициалы, фамилия

Приказ от __________ 2023 г.
№ ______________________

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Руководитель

Панова Антонина Николаевна
Ф.И.О. разработчика программы

Класс 3- А
Срок реализации – 1 год.

Количество часов:
Всего 34 ч.; в неделю 1 ч.
Программа разработана на основе ___________________________________________________________________________________________

Лесновка, 2023г.

Данная программа адресована учащимся 3 класса, обучающихся по АООП НОО (вариант 7.2) муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Лесновская средняя общеобразовательная школа». Нормативный срок
обучения 5 лет.
Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более
пролонгированные календарные сроки.
«Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за
счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. Данный вариант характеризуется
усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и
препятствующие получению образования без создания специальных условий1.
В классе у учащихся выявлены ограниченные возможности здоровья: задержка психического здоровья, недоразвитие
речи системного характера.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных
программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами
психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших
психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. У некоторых обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Обучающиеся класса характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание у части детей
проявляться в целом, у части - локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов,
умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение
школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности сформированы недостаточно. У большинства учащихся класса наблюдается неадаптивность поведения,
связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции,
гиперактивностью.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же послевыявления первичного нарушения
развития;

1

Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РоссийскойФедерации» N 273-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и
школьным этапами;
 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального
типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого,как через содержание
предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее
взаимодействие ребенка спедагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействиясемьи и образовательной
организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределыобразовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерныследующие специфические
образовательные потребности:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с
ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных
предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР
("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих какобщему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики
нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося,
продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному
и социальному миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение
деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на
компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной
организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и
использовать помощьвзрослого;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами
семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное
расширение социальных контактов;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями,
активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к
получению качественного образования.
Создание специальных условий для детей с ОВЗ, имеющих задержку психическогоразвития:
- организация рабочего места с обеспечением возможности постоянно находиться в зоневнимания педагога;
-использование специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов;
-использование наглядных, словесных, практических методов обучения и воспитания с учётомпсихофизического состояния ребёнка.
Место предмета в учебном плане
В 3-м классе на предмет «Изобразительное искусство», отводится по 34ч (1 ч в неделю, 34учебные недели в каждом
классе).
Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение
социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции,
совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС
НОО обучающихсяс ОВЗ (вариант 7.2).
Общая цель изучения предмета «Изобразительное искусство» в соответствии с примерной адаптированной основной
общеобразовательной программой (ПрАООП) заключается:
− в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта
учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе;
− в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства,
изобразительными умениями и проектной деятельностью;
− в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий.

В соответствии с АООП определяются общие задачи курса:
− формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовнонравственном развитии;
− формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать
«красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;
− формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно
адекватно используя терминологическую и тематическую лексику;
− овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности
(изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также
в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись,
элементы мультипликации и пр.);
− воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;
− формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически
привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственноеэмоционально-оценочное отношение;
− овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.
класс
Личностные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету
«Изобразительное искусство» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:

освоении нравственно-эстетического и социально-исторического опыта народов,проживающих на
территории России, отражённого в изобразительной культуре;

знании различных изобразительных промыслах народов России
- проявлении чувства гордости за культуру и искусство Красноярского края, своего народа,России;

стремлении создавать окружающую действительность, ориентируясь на значимыеэстетические ценности России,

стремлении пополнить свои знания о различных картинах, художниках России, мира
Освоение социальной роли ученика проявляется в:

умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональнаяорганизация рабочего
пространства);

проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);

соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасной деятельности);

соответствии поведения дисциплинарным требованиям;

социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающейдействительности;
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:

умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализациисобственной потребности;

описывать порядок получения результата своей изобразительной деятельности,говорить об испытываемых
эмоциях,

умении вербализовать свои впечатления от наблюдения объектов, иллюстраций,результатов художественной
деятельности мастера;
3




умении согласованно выполнять необходимые действия в паре и в малой группе, неразрушая общего замысла;

умении контролировать импульсивные желания, вербальную агрессию;

способности вежливо отказываться от нежелательных предложений;
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективной работы.

Использовании социально-одобряемых форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;

умении анализировать свои переживания и поступки, ориентируясь в нравственном содержании собственных
поступков и поступков других людей, находить общие нравственные категории в культуре разных народов.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:

стремлении украшать предметы окружающей действительности,

интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного мира,
- Проявлении эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
- использовании средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и цвета при выполнении работ на
основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

умении самостоятельно замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему
проявляется в умении рассматривать и анализировать природные объекты, как универсальный источник
художественных идей для мастера; деятельности человека как создателя эстетическойсреды обитания;
осознании важности эстетической красоты окружающего мира;

демонстрировании целостной картины мира, художественной и духовной культуры, как продукта творческой
изобразительной деятельности человека, осмысления содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- знании функций профессий художественной направленности;
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях
проявляется в:

осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выбор приемов
реализации задуманного),

умении получить одобряемый результат своей изобразительной деятельности
Овладение основами художественной деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в
умениях:

рационально организовывать рабочее место

рационально использовать инструменты и материалы для изобразительной деятельности в соответствии с их
свойствами.

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к
поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

осуществлять точные манипуляции с различными предметами, использовать глазомер, работать с различными
источниками информации;

изображать (преобразовать объекты из чувственной формы в изображения, воссоздавать изображения по памяти,
мысленно трансформировать изображения и пр.), выполнять построение форм с учётом основ геометрии, работать с
геометрическими фигурами, телами;


переживать чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранять и приумножать её богатства, отражая их в
художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

стремиться к добру, самосовершенствованию и самореализации, соблюдать принципы здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

сострадать и проявлять милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой
способности - любви.

понимать ценность художественного творчества как естественного условия человеческой жизни, испытывать
потребности творческой самореализации,
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации
проявляется:
- в рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результатыобщей деятельности и
умений делового сотрудничества;
- в интересе к информационной и коммуникативной деятельности,

в способности замечать новое, принимать и использовать социальный опыт;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими намерениями,для осуществления
поставленной задачи.
Метапредметные результаты освоения программы для 3-го класса по учебному предмету
«Изобразительное искусство» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться.

с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом. Сформированные познавательные
универсальные учебные действия проявляются в умении:

оперировать известными понятиями.

самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты

самостоятельно учителя отличать новое от уже известного;

самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.

самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями иявлениями.
- создавать изображения на основе изобразительных знаний и умений;
- использовать знаково-символические обозначения,
- ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы длясоздания изображения;

осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, ориентироваться в известных
понятиях.

сравнивать, группировать, классифицировать предметы, объекты, действия;

понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;
анализировать объекты изобразительной деятельности с выделением их существенных признаков;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

передавать, искать, преобразовывать, сохранять информацию, использовать компьютердля поиска (проверки)

необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки Сформированные регулятивные универсальные учебные
действия проявляются в умении:
- самостоятельно определять цель выполнения заданий;

выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

самостоятельно
ориентироваться
в
задании;
– самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнениизаданий;
– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- определять изобразительные приёмы и способы выполнения отдельных этапов изобразительной деятельности из числа,
освоенных, работая по составленному плану, осуществлять контроль точности выполнения техники изображения;
 исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцоми замечать несоответствия.

оценивать результат своих действий.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются вумении:

вести диалог по обозначенной теме;

договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;

приходить в обсуждении к общему решению; учитывать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

использовать допустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений:

добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных
художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

узнавать известные центры народных художественных ремесел России;

узнавать ведущие художественные музеи России.

выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что
конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

расписывать готовые изделия согласно эскизу;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, приизготовлении игрушек на
уроках труда;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежныххудожников, называть их
авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи,декоративно – прикладного
искусства)
Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

- различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись»,
«живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;


чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм,очертаний;
- умение эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- умение воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и
выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- умение видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн,
декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных
состояниях.
Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».
- применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: краснооранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине- зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового; умение
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- умение использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет,
объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого
замысла;

использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии врисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветомглавное в рисунке;
- умение наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы
различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике,
художественном конструировании;
- умение использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и
предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).
- умение пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать
разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на
заданные темы;
- умение моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы
природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- умение выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».
- умение осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;

выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного
мира;


творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и
белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы,
человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы,
цветоведения, усвоенные способы действия;
- умение видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; умение
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красотечеловека в разных культурах мира,
проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- умение изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональноеотношение;
- умение изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвоватьв коллективных работах на
эти темы.

Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная
сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в
произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе,
человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир
природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии
художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства
народов России (по выбору). Ведущиехудожественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с
различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и
характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные
средствами живописи. Цвет – основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными
задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с
пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание,
набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и
животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и
моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания
выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание,

вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в
жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека.
Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма;
музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о
мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной
культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном
искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с
произведениями народныххудожественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и
диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в
эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение
основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью,
летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии
эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст
форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на
представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль
ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма
элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных
состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование
различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе:
птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи
родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь
изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной
культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника
Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр

портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональнаяи художественная выразительность образов персонажей,
пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и
т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг
нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и
выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в
повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное
конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской
деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Овладение основами
художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей
предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации,
художественном конструировании.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации,
художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:
коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши,
акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных
материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение
своего отношения к произведению.
Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических
искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и
произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ
человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры
народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Рисунок. Роль
рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты. Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания
живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура.
Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное
конструирование и дизайн. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и
моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа
декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на
стекле и т. д.). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости
и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива.

Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше
— меньше, загораживания. Цвет. Практическое овладение основами цветоведения. Линия. Многообразие линий. Линия,
штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного. Форма. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём.
Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм.
Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью
ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит
искусство? Земля — наш общий дом. Жанр пейзажа. Использование различных художественных материалов и средств
для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик
улитки и т.д. Родина моя — Россия. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища,
предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами,
сказаниями, сказками. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ
современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Искусство дарит людям красоту.
Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и
игрушек. Опыт художественно­творческой деятельности. Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Выбор и применение
выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном
конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии,
штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных
художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации,
бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины,
подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений
изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Тематическое планирование
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Введение

1

2

Искусство в твоем доме

8

3

Искусство на улицах твоего города

8

4

Художник и зрелище

7

5

Художник и музей

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f411892

1

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».